Фрагмент для ознакомления
2
Раздел пятый
Перечень материалов, собранных во время практики
(анализ уроков проведенных учителем, конспекты уроков и воспитательных мероприятий, технологические карты уроков, самоанализ проведенных уроков, эссе и др.)
Введение.
базу практики не писать
Изучение документации психолога КОО.
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, раскрывающий содержа-ние и процессуальные стороны его профессиональной деятельности. Уникальная доку-ментация практического психолога включает в себя:
Удалить из медицинской документации Отражает основные параметры психофи-зического развития ребенка и его соматического состояния.
Карта психического развития ребенка представляет собой совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетических терминах.
Психологическая теория Структура по критическим параметрам, включающим по-казатели психофизического развития ребенка и оценку его воспитания и обучения. Пси-хосоциальная теория также отражает показатели когнитивного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
Наблюдение за организацией направлений деятельности психолога и помощь в реализации его плана работы (проведение занятий по психологической коррекции). Проведение занятия.
Конспект психокоррекционного занятия по сказкотерапии
Тема урока: «Заюшкина избушка».
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, формирование социальной ком-петентности, улучшение взаимодействия с окружающими.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу и творческие способности. Развитие ко-ординации и снятие мышечного напряжения. Обучение коммуникативным навыкам и улучшение отношений между родителями и детьми.
Оборудование: специальные стулья, куклы, формочки для льда, тазики с теплой водой, полотенца, аудиозаписи, музыкальное сопровождение.
План урока. 1. Введение.
"Доброе утро! Рад вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга руками. Для этого возьмем ладонь соседа. Давайте посмотрим друг на друга и скажем: "Доброе утро". Замечательно! крепко держитесь за руки.У нас есть мост дружбы.И по этому мосту мы попадем в сказочный мир.
2. Основная часть.
Мы попали в сказочный мир. Посмотрим, что приготовила нам история. Как назы-вается эта сказка?
А. Смотри, хижина сделана изо льда. Вы помните, кто жил в этой хижине и что с этой хижиной случилось? Это лисья избушка, пришла весна и она растаяла. Посмотрим, как растаял ледяной домик.
Дети с родителями играют со льдом и водой. Избушку поливают теплой водой, и она тает.
Смотреть по сторонам. Есть лубяная изба. Кто в нем живет?
Б. Давай пойдем посмотрим. Все подходит к хижине. Кто это? Заинка.
Игра: «Сказочный заяц».
Задача. Развитие эмоциональной сферы.
Место игры: свободное место на ковре. Сидим по-турецки.
Прогресс. Давайте вспомним, какое настроение было у зайки. Он жил в своем до-ме, ему было хорошо. Он был весел, радостен. А когда лиса его выгнала, какое у него бы-ло настроение? Он стал грустным, обиженным, плачущим. А в конце сказки какое у него было настроение? Ему помогли, настроение стало радостным, веселым. Давайте послу-шаем музыку и покажем, какое настроение было у зайки.
Проведение диагностики и составление психолого-педагогической характери-стики и психологического заключения на обучающихся с ОВЗ.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Соловьев А.Н.
Возраст: 10 лет
Внешний вид: соответствует физиологическому возрасту
Поведение в ситуации обследования: общение с психологом не затруднено, фон настроения ровный, настроение без особого оттенка
Познавательная активность низкая
Темп работы: медленный, неравномерный с признаками утомления; причины мед-ленного темпа работы - тщательность выполнения
Уровень производительности: средний
Формирование регуляторных функций: сформировано в пределах возрастной нор-мы
Особенности развития речи: нарушений устной речи не выявлено.
Особенности латерализации: правша
Характеристики двигательных навыков:
Мелкая моторика: в норме.
Графическая активность (рисование): ниже нормы
Внимание Характеристики:
- продолжительность концентрации внимания: снижена; - концентрация: снижена; - переключение: пониженное; - распространение: уменьшено
Особенности мнестической деятельности:
Механическое слухоречевое запоминание (по А. Лурии): (3, 5, 2, 9, 9, 8, 7)
Отложенное воспроизведение 30%, есть лишние слова
Формирование пространственно-временных представлений: устанавливает после-довательность времен года, месяцев, дней недели
Понимание сложных речевых конструкций с использованием предлогов: сложные речевые конструкции недоступны для анализа
Характеристика мыслительной деятельности: инструкция имеется, сохраняется с первого предъявления, но требует дополнительного пояснения
Изучение словесно-логического компонента познавательной деятельности:
Логические операции по Э. Ф. Замбацевицене:
«осведомленность» - средний уровень; "исключения понятий" - средний уровень; - «обобщение» - низкий уровень; "аналогии" - низкий уровень
Словесно - логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картинок установлена правильно, рассказ
Особенности мотивационно-волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого не стимулирует активность
Ведущий вид деятельности: образовательная
Тип темперамента по Г. Айзенку: экстраверсия умеренная, эмоциональная не-устойчивость высокая, преобладающий тип темперамента - сангвиник (55%).
Эмоционально-личностные характеристики, в том числе специфика межличност-ных взаимодействий: тщательность, отзывчивость, скромность, вежливость, уважение к одноклассникам, учителям и взрослым.
Провести коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ (в со-ответствии с планом).
Конспект внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению для 3 классов.
Тема: «Юные умники и умницы».
Форма проведения: Фронтальная,групповая
Цель: Развитие логического мышления учащихся.
Задачи:
Образовательные:
-уметь выполнять задания логического характера
-уметь работать в парах
-уметь проводить аргументы, обосновывать свою позицию
Развивающие:
- развивать устную монологическую речь
- развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, клас-сификация)
- развивать навык коммуникации и общения с одноклассниками и учителем
- развивать логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать интерес к развитию логики
- воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Методы и приёмы: Словесный, наглядный, практический
Наглядные пособия и оборудование: Слайды презентации, раздаточный материал (ромашка,грамота)
Место проведения: Учебный кабинет
Ход занятия
Провести консультацию с педагогами КОО.
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам рабо-ты с детьми с ОВЗ.
Задачи:
Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
Создать условия для работы педагогов в команде.
Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образова-тельного пространства.
Используемое оборудование: Презентация, видео, мультимедийная установка, наушники, колонки, жетоны для рассадки, учебные материалы для упражнений.
Ребенок с дефектом не обязательно дефектный ребенок. (Л.С. Выготский)
Ход семинара
Просмотр социального видео «Люди так не делятся».
С 1946 г. появился термин дети-инвалиды - это дети, у которых наблюдаются нарушения психического и физического развития. Со временем они поняли, что это зву-чит некрасиво, обидно за родителей таких детей. А с 1996 года появился термин дети-инвалиды.
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в команде одноклассников, в непосредственном взаимодействии с учителем.
Именно поэтому мы посчитали эту тему важной для семинара и вместе постараем-ся разобраться в трудностях детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Для этого предлагаем вам разделиться на 4 группы, согласно жетонам, которые вы получили на входе (Приложение 4):
Нарушения развития речи
Нарушения слуха
нарушение зрения
Расстройства аутистического спектра
Провести консультацию с родителями (законными представителями)
Провести профориентационные мероприятия.
«Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»
Цель:
Мотивация родителей к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального са-моопределения детей.
Задачи:
Расширить степень информированности родителей по проблеме профессионально-го выбора.
Познакомить родителей с некоторыми приёмами поддержки детей в этом выборе.
Предоставить информацию о приёмах воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность подготовки их профессионального выбора.
Наметить план работы по профориентации учащихся на два года;
Подготовительный этап:
а) Тестирование учащихся по теме собрания
б) Подготовка буклета для родителей.
Участники: родители учащихся 10 класса, классный руководитель
Форма проведения: беседа
Ход родительского собрания
Здравствуйте дорогие родители! Ваши дети сделали первый серьезный выбор в своей жизни – решили продолжить обучение в 10 классе, чтобы получить в свою очередь среднее общее образование, целью которого для многих было поступление в высшее учебное заведение
Есть три способа выбрать профессию. Первый путь – это метод проб и ошибок, ко-гда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет единственную профессию, которая будет приносить ему не только достойные средства к существованию, но и радость от работы. На это может уйти половина человеческой жиз-ни.
Второй способ – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что необходимо каждому человеку при выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, вы сможете познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбранной профессии и требования про-фессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Третий способ – выбрать профессию своих родителей, дедов и прадедов. Можно, если это семейная традиция, которая бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много со-ставляющих.
Но главное – это отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.
В последние годы особое внимание в нашей стране уделяется профориентации школьников. Какой будет будущая профессия, каким бизнесом будет заниматься выпуск-ник школы, вопросы, которые задают не только школьники, но и их родители, классные руководители. И очень важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать, пока-зать, что его ждет в будущем.
В нашем классе, начиная с 8 класса, проводится профориентационная работа: -классные часы; Спецкурс «Мир профессий» (36 часов); Экскурсии на предприятия посел-ка и районного центра; посещение областной Ярмарки профессий; Мы смотрели фильмы о профессиях.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнена, казалось бы, обычная фраза, сколько в ней скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или сломан-ная судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное суще-ствование, наконец, это одна из важнейших составляющих и условия человеческого сча-стья, сознание собственной потребности людей. Кем стать? Этот вопрос задавали, задают и будут задавать буквально все без исключения ученики школы.
Социологи подсчитали, что примерно 40 % молодых людей из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта профессиональной деятельности выбирают профес-сию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеж-дениям. Это влечет за собой разочарования, вплоть до психических расстройств.
Хорошо, когда ребенок с детства мечтает об определенной профессии — стать учителем или водителем — и не сомневается, что эту мечту он осуществит. Конечно, проблем с выбором профессии у него не было. Но, как правило, у детей возникают труд-ности в профессиональном самоопределении. Некоторые пока не нашли ничего интерес-ного в жизни. У них нет увлечений и ничто их не привлекает из того, что их окружает в мире. Другие ребята, наоборот, всем интересуются: параллельно занимаются в спортив-ных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны как в учебе, так и в общественной деятельности. И, как ни странно, везде у них получается! Но, к сожалению, даже такие дети не могут определить-ся, что им больше нравится, с чем связать свою дальнейшую жизнь. Чтобы ребенок сделал правильный выбор, нужно ему помочь. И в этом его помощниками должны быть в первую очередь родители. А для этого и сами родители должны знать правила и принци-пы при выборе профессии, чтобы помочь ребенку разобраться в своих способностях, пси-хологических особенностях и особенностях профессий.
Показать больше