Фрагмент для ознакомления
2
В первой серии пробы 60% человек (Антон С., Аня И., Богдан З., Варя Е., Ира Ш., Кирилл О.) смогли повторить большую часть пар слов, допустив ошибки, связанные с неправильным произношением некоторых звуков. Остальные 60% (Даша Ж., Женя С., Олеся К., Саша Т.) не справились с заданием пробы.
Во второй серии 70% детей получили по одному баллу, т.к. не смогли повторить прослушанные предложения, у 30% школьников (Антон С., Аня И., Богдан З.) были выявлены правильные ответы.
Для исследования умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи различать на слух оппозиционные фонемы на материале деформированных слов и предложений провели пробу № 3.
Для выполнения первой серии пробы ученикам дали инструкцию: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно, то не хлопай», раздали картинки с изображением санок, птенца, старушки, шляпы. Во второй серии предлагалось послушать и повторить чистоговорки. Результаты пробы представлены в таблице (см. табл. 12).
Таблица 12 – Результаты исследования умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи различать на слух оппозиционные фонемы на материале деформированных слов и предложений
№ п/п Код имени ребенка Баллы Итого баллов
Первая серия Вторая серия
1 Антон С. 2 2 4
2 Аня И. 2 2 4
3 Богдан З. 2 2 4
4 Варя Е. 2 1 3
5 Даша Ж. 1 1 2
6 Женя С. 1 1 2
7 Ира Ш. 2 1 3
8 Кирилл О. 2 1 3
9 Олеся К. 1 1 2
10 Саша Т. 1 1 2
В первой серии пробы 50% детей (Антон С., Аня И., Богдан З., Ира Ш., Кирилл О.) смогли правильно соотнести картинку со звучащим словом. Ученики услышали ошибки в произношении слов, которые отличались от их типа ошибок при произнесении звуков, и правильно определили звучание слова, Определили неправильное произношение слова «санки», но смогли определить произнесение слов «птенец», «старушка», «шляпа»; 50% школьников (Варя Е., Даша Ж., Женя С., Олеся К., Саша Т.) не опознавали ошибочное произношение. По второй серии у всех учеников, кроме Антона С., Ани И., Богдана З. возникли затруднения. Они не смогли повторить чистоговорки.
В пробе № 4 выявлялись умения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи выделять звук на фоне слова. Для этого детям предлагались сигнальные карточки в виде предметных картинок, после чего зачитывался речевой материал из 10 слов (окно, крыша, дом, люстра, щука, шарфик, телевизор, робот, львенок). Давалась инструкция: «Послушай слово и подними карточку, если услышишь звук [о], [к], [д], [л`], [щ], [ш], [т`],[р], [л`]. Результаты пробы представлены в таблице (см. табл. 13).
Таблица 13 – Результаты исследования умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи выделять первый звук в слове
№ п/п Код имени ребенка Количество баллов
1 Антон С. 4
2 Аня И. 4
3 Богдан З. 3
4 Варя Е. 3
5 Даша Ж. 2
6 Женя С. 2
7 Ира Ш. 4
8 Кирилл О. 3
9 Олеся К. 2
10 Саша Т. 2
По результатам выполнения пробы 60% учеников (Антон С., Аня И., Богдан З., Варя Е., Ира Ш., Кирилл С.) набрали по 3-4 балла, частично справившись с заданием и правильно определив первый звук в словах окно, дом, люстра, крыша, телевизор, львенок. В остальных словах называли первый звук неправильно, искажали, опускали, заменяли. 40% школьников (Даша Ж., Женя С., Олеся К., Саша Т.) назвали первый звук в 2-4 словах, в ответах присутствовали стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправлялись.
В пробе № 5 выявляли умения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи определять первый и последний звук в словах. Дали инструкцию: «Я назову тебе слово, а ты его внимательно послушай, назови первый и последний звук в этом слове». Результаты даны в таблице (см. табл. 14).
Таблица 14 – Результаты исследования умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи выделять первый и последний звук в слове
№ п/п Код имени ребенка Количество баллов
1 Антон С. 4
2 Аня И. 4
3 Богдан З. 3
4 Варя Е. 2
5 Даша Ж. 2
6 Женя С. 2
7 Ира Ш. 3
8 Кирилл О. 4
9 Олеся К. 2
10 Саша Т. 2
У 50% детей (Антона С., Ани С., Богдана З., Иры Щ., Кирилла О.) были выявлены ошибки при определении первого звука в словах «сани», «регулировщик», в остальных словах дети правильно выделили звук. Затруднения возникли при определении последнего звука в словах «пригорок», «фонарь», «пар» (искажения звуков, замены, пропуски).
У 50% школьников (Варя Е., Даша Ж., Женя С., Олеся К., Саша Т.) трудности возникли при определении первого и последнего звука практически во всех словах. Некоторые ошибки были связаны с невниманием.
Для выявления умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи выделять количество и последовательность звуков в словах провели пробу № 6. Дали инструкцию: «Я назову слово, внимательно послушай. Сколько в слове звуков? Назови их по порядку». Результаты пробы представлены в таблице (см. табл. 15).
Таблица 15 – Результаты исследования умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи определять количество звуков в слове и их последовательность
№ п/п Код имени ребенка Количество баллов
1 Антон С. 3
2 Аня И. 3
3 Богдан З. 2
4 Варя Е. 2
5 Даша Ж. 2
6 Женя С. 2
7 Ира Ш. 2
8 Кирилл О. 2
9 Олеся К. 2
10 Саша Т. 1
С этой пробой почти у всех учеников возникли затруднения. Частично справились 20% школьников (Антон С., Аня И., Ира Ш.). У остальных 80% школьников в ответах было много ошибок.
Результаты по всем пробам представлены в сводной таблице (см. табл. 16).
Таблица 16 – Результаты исследования уровня сформированности фонематического восприятия у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на констатирующем этапе исследования
№ п/п Код имени ребенка Сумма баллов по каждой пробе Балл Уровень
Проба
№ 1 Проба
№ 2 Проба
№ 3 Проба
№ 4 Проба
№ 5 Проба
№ 6
1 Антон С. 6 5 4 4 4 3 26 средний
2 Аня И. 5 5 4 4 4 3 25 средний
3 Богдан З. 4 4 4 3 3 2 20 средний
4 Варя Е. 3 3 3 3 2 2 16 ниже среднего
5 Даша Ж. 3 2 2 2 2 2 13 ниже среднего
6 Женя С. 2 2 2 2 2 2 12 ниже среднего
7 Ира Ш. 6 3 3 4 3 2 21 средний
8 Кирилл О. 5 4 3 3 4 2 21 средний
9 Олеся К. 3 2 2 2 2 2 12 ниже среднего
10 Саша Т. 2 2 2 2 2 1 11 ниже среднего
Высокий уровень: 5 человек, 50%.
Средний уровень: 5 человек, 50%.
Низкий уровень: 0 человек, 0%.
По итогам проведения контрольного этапа исследования высокий уровень и уровень выше среднего отсутствует, средний уровень показали 50% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (Аня И., Антон С., Богдан З., Ира Ш., Кирилл О.), уровень ниже среднего показали 50% детей (Варя Е., Даша Ж., Женя С., Олеся К., Саша Т.), низкий уровень отсутствует. Полученные результаты отобразили на диаграмме (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Результаты контрольного этапа исследования
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов обобщены и представлены на диаграмме (см. рис. 3).
Рисунок 3 –Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа исследования
У 20% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи повысился уровень сформированности фонематического восприятия (от уровня ниже среднего до среднего уровня). У остальных учеников (кроме одного ребенка) значительно увеличились количественные показатели по результатам выполнения всех диагностических проб.
Школьники стали более точно отраженно воспроизводить ряды слогов и слов, дифференцировать звуки слогов и слов, различающиеся одной фонемой, различать на слух оппозиционные фонемы на материале деформированных слов и предложений, выделять звук на фоне слова, определять первый и последний звук в словах, определять количество и последовательность звуков в слове.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамчук, О. И. Профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью фонематических процессов, у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игровых приемов / О. И. Абармчук. – URL : https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/04/opyt-abramchuk.pdf(дата обращения: 2.02.2023). – Текст : электронный.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся, воспитанников с тяжелыми нарушениями речи МК ОУ«Основная общеобразовательная школа-интернат №32 для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». – URL : http://32prk.shkola.hc.ru (дата обращения: 2.02.2023). – Текст : электронный.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки / Т. В. Александрова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Москва : Сфера : В. Секачев, 2008. – 125 с. – ISBN 978-5-88923-134-9. – Текст : непосредственный.
5. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – Санкт-Петербург : Каро, 2014. – 112 с. – ISBN 978-5-9925-0082-0. – Текст : непосредственный.
6. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с. – Текст : непосредственный.
7. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки : методическое пособие / Н. В. Дурова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2001. – 112 с. – ISBN 5-86775-054-X. – Текст : непосредственный.
8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Москва : Творч. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 189, [1] с. – ISBN 5-89144-533-6. – Текст : непосредственный.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Нац. кн. центр, 2014. – 32 с. – Текст : непосредственный.
10. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова / Л. Е. Журова // Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В.Дуровой. – Mосква : Школа Пресс, 1998. – 144 с. – ISBN 5-88527-197-6. – Текст : непосредственный.
11. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : учебное пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Изд. дом РАО ; 2007. – 286 с. – ISBN 978-5-9770-0162-5. – Текст : непосредственный.
12. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко, 1998. – 240 с. –ISBN 5-8133-0064-3. – Текст : непосредственный.
13. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 220 с. – ISBN 5-691-00137-X. – Текст : непосредственный.
14. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учеб. пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. – 222 с. – ISBN 5-289-02020-9. – Текст : непосредственный.
15. Левченко, Е. В. Развитие фонематического восприятия младших школьников / Е. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 117-123. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3149/ (дата обращения: 2.02.2023).
16. Обидина, С. В. Использование зрительных символов в работе логопеда (дидактический материал) / С. В. Обидина. – URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/54594-ispolzovanie-zritelnyh-simvolov-v-rabote-logo.html (дата обращения 2.02.2023). – Текст : электронный.
17. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с. – ISBN 5-296-00195-8. – Текст : непосредственный.
18. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : методическое пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2007. – 172 с.
19. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л.С. Цветкова. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.
20. Эльконин, Д. Б. Экспериментальный анализ первоначального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.Р.Давыдова. – Москва : АПН РСФСР. 1962. – С. 7-50. – Текст : непосредственный.
21. Ястребова, A. B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1978. – 104 с. – Текст : непосредственный.