Фрагмент для ознакомления
2
Конспект внеклассного мероприятия по литературе
Тема «Вспомним М.Ю. Лермонтова»
Класс: 6
Цель: Создание условий для формирования у учащихся духовно-нравственных качеств личности через приобщение к художественной литературе и театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
2. Показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, раскрыть значение малой родины в творчестве поэта.
Развивающие:
1. Расширение кругозора обучающихся;
2. Развитие у обучающихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, интерпретировать и применять ее на стадии рефлексии;
3. Развитие визуального мышления;
4. Обогащать словарный запас обучающихся, научить владеть нормами литературного языка.
Воспитательные:
1. Воспитание культуры чтения в условиях современной информационной среды;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
2. Прививать интерес к литературе, а в частности, к поэзии;
3. Сформировать осознание ценности личностной индивидуальности.
Предполагаемые результаты:
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразитель- но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами;
2. Проводят сравнение, классификацию объектов;
3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с литературой и историей.
Коммуникативные:
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации;
2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.
Регулятивные:
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия;
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Личностные:
1. Формирование внутренней позицию, адекватной мотивации учебной деятельности, ориентир на моральные нормы и их выполнение;
2. Обучающиеся признают расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная доска, раздаточный материал; портрет и книги писателя
Время проведения: 40 минут
Ход мероприятия
1. Вступление
Дорогие ребята! Сегодня мы встретились в Литературной гостиной, чтобы поговорить о тех книгах, которые нам нравятся у великого и замечательного писателя, портрет которого вы видите на экране. Сегодня мы поделимся друг другом сокровенными мыслями о вечном, о добре и зле, о правде и лжи, о доброте и жестокости, о любви и ненависти.
Послушайте стихи этого замечательного писателя и поэта.
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..»
Кто является их автором?
2. Основная часть
Мы отправимся с вами в удивительное путешествие в мир литературного творчества М.Ю.Лермонтова.
Учитель: Все верно, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас совершить заочную экскурсию в Тарханы.
Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы» находится в 100 км от Пензы. Это бывшая усадьба бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Здесь поэт вырос, здесь прошли его лучшие годы. Это было самое дорогое сердцу поэта место на земле. «Здесь был я счастлив…» - писал Михаил Юрьевич.
Обстановка музея передает атмосферу лермонтовского времени. Три комнаты первого этажа – большая и малая гостиные и комната бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В солнечные дни комнаты залиты светом, обставлены мебелью 1830-х годов. В мезонин, где жил юный Лермонтов, ведет внутренняя деревянная лестница. Сейчас там хранятся рукописи поэта, его библиотека, воссозданная по разработке сотрудников музея, портрет отца. Этот дом связан со значительными событиями в жизни поэта.
(Видеофрагмент (историческая справка) о происхождении названия Тарханы) https://tarhany.ru/mediagallery/video/55
Учитель: Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской…» - таким запомнился М.Ю.Лермонтову дом, где прошло его детство.
Здесь он искал своё «я», здесь родилась ненависть к рабству, здесь Лермонтов почувствовал свою неразрывную связь с судьбой России. В Тарханах возникло первое светлое чувство любви к Родине, к ее народу, природе, степям, туманам, березам, неприметным речушкам. Оно будет расти, крепнуть, а незадолго до смерти поэта выльется в замечательные строчки:
Люблю Отчизну я.
Но странною любовью
В западной части усадьбы сразу же за домом начинался "роскошный сад, расположенный на полугоре". Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году
Лермонтов писал:
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
Учитель: ЛЮДСКАЯ ИЗБА
Показать больше