Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность этой темы выражается в том, что проблема отношений человека с природой не новая, она всегда существовала. Но теперь, теперь, экологические проблемы взаимодействия человека с природой и взаимодействия людского общества и окружающей среды встали очень острыми и достигли огромного масштаба. Планета может быть спасена только на основе глубокого понимания природных законов, учета бесчисленных взаимоотношений в природном сообществе и понимания, что человек лишь частью природы является человек. Это значит, что экологические проблемы сегодня возникают не только в качестве проблемы сохранения экологической среды от загрязнения и иных негативных воздействий на хозяйственную деятельность человека на земле.
На сегодняшний день вопросы, связанные с традиционным взаимодействием природы с человеком, превратились в глобальный экологический вопрос. Если в будущем люди не научатся обращаться к природе, то они сами себя уничтожат. А для того, чтобы не допустить этого, нужно воспитывать экологические культуры и ответственности. И начало экологического воспитания нужно начинать с детства, поскольку в детстве дошкольника ребенок эмоционально ощущает природу, собирает ощущения различных форм жизни, т.е. формируется основная концепция экологической мысли, осознание становится первыми элементами экологической философии. Но это только при условии, когда у взрослых, воспитывающих ребенка, есть экологическая культура: они знают общие проблемы для каждого человека и озабочены ими, показывают малышу чудесный мир природы, помогают наладить с ним отношения [27].
Целью исследования является выявление эффективности использования комплекса целевых занятий, а также работы по созданию системы экологического знания на уровне экологического воспитания старшего дошкольника.
Объектом исследования является процесс экологической воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является формирование экологической системы знаний в процессе экологической воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников;
- выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в данной работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться студентами, методистами, воспитателями в детском саду по организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм.
Для решения задач исследования нами был использован комплекс методов и приёмов:
-анализ психолого-педагогической литературы;
-беседы, вопросы к детям, наблюдение;
-детское проектирование, экспериментирование, экологические игры и др.
1. Методы и формы реализации экологического воспитания
Осуществлять экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте можно при помощи соответствующих методик педагогического обслуживания детей. Специалисты педагогики дошкольного возраста разделяют методики обучения на слова, наглядность и практичность. В понятии «педагогический метод» заложен более широкий контекст – не только учеба, но организация иных форм деятельности, в которых взрослый воздействует на ребенка воспитательно.
По этапу формирования знания и умения у детей различаются методы прямых воздействий показов, объяснений и т.д., методы прямых воздействий при проявлении самостоятельности детей, методы проблемных обучения, в которых дошкольники могут самостоятельно найти способы решать познавательные, игровые и другие задачи.
Введение понятия метода педагогики исследователи обратят внимание на новейшие, специфические и актуальные педагогические аспекты детского периода:
1. продуктивное сотрудничество воспитателя с детьми в любом совместном мероприятии;
2 Сочетание элементов воспитания и воспитания в каждой работе органически едины и взаимосвязаны. Безусловно трактовка педагогических методов как целенаправленных совместных действий основана на положении Выготского Л.С. о ближайшей зоне развития [22, с.173].
Построение методов экологического образования основывается на следующих принципиальных положениях:
1) учет специфики содержания экологического образования, основанного на биоэкологии с ее центральной концепцией взаимоотношений организма и окружающей среды;
2) подход к любой совместной деятельности как к педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематические, регулярно повторяющиеся; планируется и организуется учителем; направлена на достижение образовательных и воспитательных результатов;
3) одновременное решение в учебной деятельности и воспитательных задач и понимание их подчиненности в экологическом воспитании.
В педагогическом процессе используются как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы, выдержавшие испытание временем и широко используемые:
- визуальные (наблюдения, экскурсии, просмотр фото и иллюстраций, показ фильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, эксперименты, работа на природе) [17, с.201].
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например, такие приемы как системный оператор.
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительной группах детям предлагаются кроссворды.
Но особое значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в разыгрывании проблемных ситуаций на уроке и в совместной деятельности с детьми, которые стимулируют познавательную активность детей и учат их самостоятельному поиску решения проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что развитие умственных способностей ребенка основано на овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Использование моделей начинается с младшей группы. Но в этот век используются только объектные модели, потому что объект легко узнаваем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 2015.
2. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. N 2. С. 34-39.
3. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2012. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
4. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2012. N 5. С. 80-82.
5. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. N 7. С. 36-42.
6. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
7. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
9. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
10. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С.23.
11. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
12. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 27-35 /
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 /
14. Иванова Г., Курашова В. Об организации рабо-ты по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
15. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73.
16. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
17. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.
18. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
19. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
20. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
21. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
22. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.
23. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2014, N 7 - С. 21 - 27.