Фрагмент для ознакомления
2
Самодиагностика профессиональной компетентности
Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты.
Самоанализ полученных результатов, в котором отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования).
Сформированные умения и навыки за период практики: мне удалось применить на практике знания нормативно-правовых актов в сфере образования; была получена возможность выявлять законы развития и периодизации у обучающегося, составить психолого-педагогический портрет; были применены приемы наблюдения за проблемами обучающихся. Уровень компетенций сформирован на высоком уровне. Необходимо продолжать совершенствоваться в безошибочном умении определять личностные проблемы обучающихся и способствовать эффективному их разрешению, а для этого необходимо дополнительно набраться практики решения педагогических задач. Ориентировочный этап
Знакомство с основными направлениями и спецификой работы учреждения
На основе знакомства с документальным обеспечением организации, бесед с его участниками, собственных наблюдений оформите свое понимание «портрета» организации (структура, направления деятельности, кадровый состав учреждения, общий контингент детей, организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения).
Образовательная организация имеет определенную структуру управления школой: Директор школы, имеющий непосредственную связь с педагогическим советом, заместителями директора по УВР и ВР. Между собой взаимодействуют заместитель директора по УВР, методический совет и заместитель директора по ВР. Методический совет взаимодействует с методическим объединением учителей-предметников. Заместитель директора по УВР – с библиотекарем, заместитель директора по ВР с методическим объединением классных руководителей. МО учителей-предметников, библиотекарь и МО классных руководителей взаимодействуют между собой и оказывают услуги обучающимся и родителям.
Контингент детей – преимущественно дети из полных семей (78%), есть приезжие дети из стран Средней Азии (21%), дети из малообеспеченных семей (6%).
В основе закладываются следующие принципы:
гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащении.
Проблемы ОО:
Переполненные классы. Пути решения: сократить количество обучающихся в классе, что поспособствует повышению уровню активности учеников и повышению уровню индивидуального внимания, получаемого от учителя.
Проблема: индивидуальные потребности людей с низкой успеваемостью не удовлетворяются. Пути решения: проанализировать особенности каждого обучающегося, выявить деятельность, в которой он будет успешен
Проблема: издевательство над школьником. Пути решения: устраивать практические родительские собрания, обсуждать тактики устранения издевательств, устраивать собрания с родителями и детьми, помогая увидеть последствия издевательств.
Определите роль и место разных специалистов в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику их деятельности (цели и задачи работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия сотрудников).
Основная работа лежит на классных руководителях, психологе и социальном педагоге, которым необходимо координировать деятельность обучающихся, анализировать эмоциональное состояние, поведенческие особенности, взаимодействовать с родителями.
Проблема №1. Задача: увеличить количество классов в школе, уменьшив численность внутри каждого класса. Необходимо определить ресурсы для создания дополнительных классов, взаимодействуя с директором, заместителем директора по УВР, родителями, завхозами.
Проблема №2. Задача: удовлетворять потребности людей с низкой успеваемостью. Привлечь педагогов дополнительного образования. Выявить особенности таких обучающихся, создать дополнительные занятия, мастер классы по видам деятельности, в которых они преуспевают. Организовать групповую работу психолога с обучающимися, направленную на повышение мотивации к обучению. Следить за прогрессом (регрессом), взаимодействуя с учителями-предметниками и классными руководителями. Формы работы: просветительские, консультативные и коррекционные Основные виды работы: игротерапия, арт терапия, тренинг, мастер класс
Проблема №3. Задача: устранить издевательства обучающихся друг над другом. Привлечь родителей. Разработать и утвердить программу для снижения агрессии обучающихся, формирования доброжелательного отношения к другим. Формы работы: просветительские и коррекционные. Виды работы: классные часы, тренинги, практические и коррекционные занятия
Информация о рабочем месте педагога-психолога
Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников). Имеется, располагается на 3-м этаже школы
Планировка помещения (зоны профессионального взаимодействия). Имеется зона консультативной работы, диагностической и консультативной, а также рядом с кабинетом располагается зона ожидания
Оснащение мебелью, дизайн, особенности интерьера. Большой шкаф с диагностическим материалом, два стола, два кресла. Спокойные пастельные тона, светлые шторы, оптимальное соотношение естественного и искусственного освещения
Наличие необходимых технических средств. Персональный компьютер, принтер, колонки, необходимые для работы
Общие выводы: педагог-психолог является очень важным членом образовательной организации. Взаимодействуя с родителями, школьной администрацией и обучающимися он способствует их развитию. Работа психолога состоит из множества задач от проведения диагностики до участия в психолого-педагогическом консилиуме. Для эффективной работы психологу необходимо знать нормативно-правовую базу, особенности обучающихся, способы взаимодействия с родителями и специалистами, умение вовремя отследить проблемы школьников и предотвратить их.
Основной этап
С помощью педагога-психолога студент подбирает комплекс психодиагностических методик (рекомендуемые методики Приложение 3) для оценки хода развития ребенка, с последующим составлением рекомендаций для педагогов и родителей.
1. Общие сведения о воспитаннике.
1.1. Уровень физического развития, состояние здоровья: средний уровень развития, болеет редко, быстро утомляется, вес и рост соответствует норме развития.
1.2. Состав семьи, занятия родителей, их взаимоотношения с воспитанником: полная семья, отец и мать предприниматели в сфере швейного бизнеса. С обучающимся вместе часто проводят время, интересуются состоянием здоровья, новостями, активно участвуют в родительском комитете.
1.3. Обязанности воспитанника в семье, домашние условия для жизни, развития и занятий: обучающемуся необходимо убирать свои вещи за собой, раз в неделю протирать пыль и поливать цветы. Условия жизни хорошие: семья живет в достатке, обеспечено разнообразное питание, тепло и уют, имеет свою комнату. Посещает бассейн, дома есть все необходимое для творчества.
2. Уровень познавательного развития воспитанника.
2.1. Успеваемость по различным предметам, характер и причины затруднений в учебной работе
4.2. Особенности отношений с воспитателями (учителями и общественными органами) организациями образовательного учреждения.
Часто спорит с учителем, но способен прислушиваться к мнению старшего, остро воспринимает критику учителя к его работе. Важно поощрение и похвала взрослых
4.3. Организаторские умения воспитанника.
Выводы: имеет средний уровень коммуникативных и организаторских способностей, общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает, при необходимости способен организовать себя и убедить сверстников в принятии какого-либо решения.
5. Заключение.
Основные свойства личности воспитанника и рекомендации по дальнейшему его воспитанию и развитию. Особенности характера: отношение к коллективу, другим людям (коллективизм, тактичность, вежливость, критичность, справедливость, честность, доверчивость, откровенность, искренность, бескорыстие и др.), отношение к деятельности (дисциплинированность, трудолюбие, прилежание, ответственность, обязательность, организованность, аккуратность, точность, сосредоточенность, самостоятельность и др.); волевые черты характера (целеустремленность, настойчивость, смелость, инициативность, решительность и др.), направленность, ценностные ориентации, основные интересы и склонности учащегося. Использование полученных данных в активизации профессионального самоопределения учащегося и формирования психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.
Школьник хорошо относится к одноклассникам, но оказывает помощь редко. Со старшими вежлив, но не тактичен, может спорить, с одноклассниками может спорить, повышать тон. Редко бывает искренним, легко доверяет другим людям. Может ждать чего-либо взамен при выполнении просьбы. Трудолюбивый, если получается деятельность, но быстро сдается, если есть препятствия на пути к достижению цели, аккуратен, сосредоточен, редко обращается за помощью. Не отличается целеустремленностью, выполняет задания, которые делать легко, пасует перед трудностями. Однако в высказывании своего мнения или при ответе показывает смелость, даже если ответ неправильный. Основные интересы – робототехника, вокал, рукоделие, рисование, испытывает удовольствие от продуктивной деятельности. Ценностные ориентации преобладают эстетические.
Изучение работы педагога-психолога
1. Анализ занятия, продемонстрированный педагогом-психологом
Подробно опишите одно из направлений работы: обоснование, принципы, цель, задачи, содержание, формы и методы, планируемые мероприятия (групповые психодиагностические, психопрофилактические, коррекционно-развивающие), их последовательность и регулярность, а также предполагаемые результаты выполнения программы.
Описание направления работы коррекционной
Принципы: нормативности развития, единства диагностики и коррекции, системности развития психологической деятельности
Цель: помощь в решении личностных, эмоциональных, поведенческих проблем обучающихся
Задачи: помощь родителям в воспитании обучающихся и формировании принципов взаимоподдержки, уважения, ответственности и уверенности в себе; профилактическая и коррекционная работа с обучающимися; сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся
Содержание: этапы работы: приветствие, психологическая разминка, основная часть, рефлексия, подведения итогов, ритуал прощания
Формы и методы: групповые, индивидуальные
Планируемые мероприятия: коррекционные занятия по выявленным проблемам, классные часы, мастер классы
Регулярность 1 раз в неделю
Предполагаемые результаты улучшение эмоционального состояния обучающихся
Содержательный анализ мероприятия проведенного педагогом-психологом
Занятие было направлено на выявление адаптации обучающихся, которые перешли в среднее звено. Занятие прошло успешно, обучающиеся с удовольствием участвовали в диалоге, выполняли задания. При помощи упражнений удалось увидеть личностные проблемы некоторых школьников, с которыми необходимо работать. Атмосфера в классе положительная, но бывали конфликтные ситуации на занятии, не все обучающиеся хорошо ладят друг с другом. В конце занятия подошли 3 человека поделиться впечатлениями об упражнениях, которые делали, а также рассказать о своих переживаниях. Это позволило выявить актуальные проблемы при переходе из младших классов в среднее звено.
Выводы: необходимо готовить обучающихся к переходу в среднее звено для их лучшей адаптации и самочувствия
2. Описание работы педагога-психолога с семьями воспитанников
1. Проанализировать формы взаимодействия педагога-психолога с родителями (для этого изучите план работы, отчеты) по следующим направлениям:
• профилактическое (целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата),
• просветительское (тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии и др.),
• диагностическое (осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей),
• консультационное (оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций).
Показать больше