Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующей направленности №11 "Улыбка" (МАДОУ - Деский сад компенсирующей направленности №11 «Улыбка»).
Основными целями деятельности Учреждения является:
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми.
Основным предметом и видами деятельности Учреждения являются:
- предоставление дошкольного образования путѐм реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- предоставление дошкольного образования путѐм реализации адаптированных образовательных программ, направленных на обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- присмотр и уход за детьми.
В соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, Учреждение в целях организации обучения и воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализует адаптированные образовательные программы, направленные на обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Группы в Учреждении функционируют в режиме полного дня (10,5 - часового пребывания). Режим работы групп устанавливается локальным нормативным правовым актом Учреждения.
Режим работы групп: с 7.30 до 18.00.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В Учреждении имеется 12 учебных кабинетов, зимний сад, музыкальный зал, библиотека, бассейн, медицинский кабинет, пищеблок, постирочный цех.
В Учреждении работают 23 воспитателя, 1 учитель логопед, 11 учителя-дефектолога, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
2.Конспекты по темам:
1).Особенности зрительного и слухового восприятия у детей с нарушениями речи.
А.Р. Лурия дает такую характеристику восприятию: «Восприятие - сложная аналитико-синтетическая работа, выделяющая одни существенные и тормозящая другие несущественные признаки и комбинирующая воспринимаемые детали в одно осмысленное целое». Выделяют виды восприятия: по ведущему анализатору (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое); по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движений); по форме психической активности (преднамеренное, непреднамеренное); по структуре (симультанное, сукцессивное).
Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом собственно зрительную перцепцию (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушария) возникают зрительные агнозии. В нейропсихологии выделяют предметную, симультанную, лицевую, символическую и цветовую агнозии.
Г. Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, 1991).
У дошкольников с речевой патологией зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы.
Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этой группы детей меньше страдает зрительное восприятие.
У части детей наблюдается недостаточность анализа и синтеза в зрительной сфере, отсутствует целостность и структурность восприятия.
Имеются затруднения в усвоении графического образа букв ( Ш-Щ; Е-Ш,Н-Ч).
Слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты (пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха). В клинической и нейропсихологической литературе описаны нарушения слуховых функций, возникающие при поражении ядерной зоны слуховой системы правого и левого полушарий (слуховая агнозия).
У всех детей с нарушениями речи отмечается нарушения фонематического восприятия.
На слуховое восприятие фонем влияет нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии, т.к. речедвигательный анализатор связан с речеслуховым.
Не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия (в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.).
Показать больше