Фрагмент для ознакомления
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема 1. Методика социально-педагогической работы с членами экс-тремистских организаций.
Задание 1. Рецензии на три журнальных статьи по теме.
1. Хагуров Т.А. Молодёжный экстремизм в фокусе исследования: вводные замечания.// Социальная педагогика. – 2016. - № 3. – С. 4-8.
В статье рассматриваются общие вопросы актуальности исследова-ний проблемы молодёжного экстремизма в современной России. Анализируются внутренние и внешние факторы, способствующие эс-калации экстремистских настроений в молодёжной среде. Рассматри-ваются основные типы экстремистских идей, воспринимаемых моло-дёжью современной России. Статья полезна тем, что даёт представ-ление о факторах экстремизации молодёжи и формах проявления экстремизма. Это позволяет планировать работу по ранней профи-лактике экстремизма как крайне негативного явления современной действительности. Моя точка зрения на факторы экстремизации мо-лодёжи совпадает с точкой зрения автора.
2. Кованова Е.С. Молодёжный экстремизм в социальных сетях в поли-этничном регионе: опыт исследования (на примере Краснодарского края).// Социальная педагогика. – 2016. - № 3. – С. 44-50.
Статья посвящена мониторингу социальной сети ВКонтакте, прове-дённого в 2015-2016 гг. с целью изучения проявления экстремизма в виртуальных молодёжных группах Краснодарского края. Результа-ты исследования сопровождаются глубокими выводами, опора на которые позволит социальному педагогу планировать работу по профилактике приобщения подростков и молодёжи к экстремистским группировкам в социальных сетях. Моя точка зрения на причины виртуального экстремизма совпадает с точкой зрения автора.
3. Хагуров Т.А. Разрушение детства как предпосылка экстремизации сознания молодёжи.// Социальная педагогика. – 2016. - № 3. – С. 51-61.
В статье рассматриваются вопросы разрушения детской культуры и детско-родительских отношений в современном обществе, даются конкретные примеры такого разрушения, анализируются их психо-логические и социальные последствия.
Материалы статьи могут стать основой для цикла бесед с родителя-ми, воспитателями, классными руководителями. Моя точка зрения на причины разрушения детской культуры и детско-родительских от-ношений в современном обществе совпадает с точкой зрения автора.
Задание 2. Подбор трёх методик к теме исследования, их обоснование.
1.Методика диагностики диспозиций насильственного экстре-мизма Давыдова Д.Г., Хломова К.Д.
Общая характеристика методики
Опросник состоит из 11 шкал, каждая из которых вносит вклад в суммарную шкалу предрасположенности к экстремистскому поведению.
Стимульный материал методики включает в себя инструкцию и 66 вопросов-утверждений, на которые предусмотрены ответы по 5-балльной шкале Лайкерта (от «категорически не согласен» до «полностью согла-сен»). В качестве пунктов (утверждений) подобраны суждения о различ-ных аспектах отношения к окружающим людям и социальным явлениям. Время выполнения заданий опросника составляет 15-20 мин.
Методика может применяться в следующих целях:
-выявление лиц с повышенной склонностью к экстремистскому по-ведению;
-уточнение личностных особенностей предрасположенности к экс-тремизму для последующей коррекционно-профилактической работы;
-оценка группового уровня предрасположенности к экстремизму среди подростков и молодежи (учебный коллектив, образовательная орга-низация, территориальное образование);
-оценка эффективности работы по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде (сдвиг установок).
Предполагаются следующие сферы использования методики: среднее и высшее образование, государственное и муниципальное управление, политика, оборона и государственная безопасность, наука.
Опросник может применяться для обследования лиц старше 14 лет, владеющих русским языком на уровне разговорного и имеющих образование не менее шести классов средней школы.
Применение: Выявление лиц с высоким уровнем склонности к экс-тремизму позволяет своевременно организовать индивидуальную коррек-цию и профилактику, а наличие частных шкал методики - определить це-левые ориентиры коррекционной работы. Кроме того, мониторинг и срав-нительный анализ результатов широкомасштабных исследований дает возможность выявить социальные группы с высоким и низким уровнем предрасположенности к экстремизму, оценить влияние профилактической работы и различных социальных факторов на распространенность экс-тремистских установок среди подростков и молодежи. (Приложение 1).
2. Методика первичной диагностики и выявления детей «груп-пы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) (Приложение 2)
Данная методика позволяет диагностировать:
- нарушение внутрисемейных отношений;
- повышенную враждебность, задиристость, грубость, при этом по-вышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска;
- выраженное недоверие к окружающим людям, подозрительность, враждебность;
- высокую тревожности, неуверенность личности в себе, возможно, наличие комплекса неполноценности, низкой самооценки;
- наличие акцентуаций характера, провоцирующих девиации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список.
1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуально-сти школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изда-тельство Юрайт, 2018. — 192 с.
2. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилита-ции: учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
3. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 150 с.
4. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб. посо-бие для СПО / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
5. Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ecpi-2. 0) : практ. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
6. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Изда-тельство Юрайт, 2019. — 186 с.
7. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Изда-тельство Юрайт, 2017. — 317 с.
8. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практи-кум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.