Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель практики: формирование профессиональных компетенций у студентов, способных на современном научно-методическом уровне осуществлять диагностико-консультативную, коррекционно-педагогическую, исследовательскую деятельность в дошкольных образовательных организациях.
Задачи практики:
1. Формировать опыт организации и реализации психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью уточнения индивидуального образовательного маршрута.
2. Формировать опыт организации, реализации и анализа собственной коррекционно- педагогической, диагностико-консультативной и исследовательской деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выполнение различных видов работ на практике предполагает использование информационных технологий, программно-информационного обеспечения. Допускается проведение практики с применением дистанционных образовательных технологий.
База практики – МБДОУ №34 «Березка», г. Сургут
1. Проанализировать занятия педагога-дефектолога, педагогов и других специалистов, осуществляющих образование детей с ОВЗ.
Тема: "Давайте поможем Соне правильно произнести звук С"
Цель: "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"
Задачи:
1. коррекционные задачи:
• Закреплять формирование артикуляционного рисунка при самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях;
• Закреплять знания о правильной артикуляции звука, его характеристиках
• Закрепить умение составлять предложения на основе образца
• Продолжайте развивать способность составлять предложения на основе эталонных картинок с заданным количеством слов
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать артикуляционную моторику
• развивать фонематический слух и навыки звукового анализа
• развивать общую моторику, пространственную ориентацию
• развивать память, мышление, произвольное внимание
• развитие интонационной выразительности;
3. Коррекционно-образовательные:
- способствовать формированию у детей целеустремленности и самоконтроля.
Тема урока соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, рассчитанной на детей седьмого года жизни. Продолжительность урока составляет 25 минут. Количество детей: 2 (один ребенок с межзубным сигматизмом, другой со свистящим сигматизмом).
Форма организации урока - подгрупповая, что способствует реализации индивидуального и дифференцированного подхода.
Во время урока Дефектолог сочетал разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, когнитивную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего урока и способствовало профилактике переутомления. Снять усталость и напряжение, поддержать интерес детей помогло использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего урока (дети помогали Соне правильно произносить звук). Сюжетно-игровая основа позволила связать отдельные компоненты урока.
Содержание урока соответствовало целям, задания были понятны детям, устные инструкции и вопросы были сформулированы дефектологом точно и доходчиво.
Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей. В случае затруднений у детей использовалась стимуляция речемыслительной деятельности с помощью инструкций, советов, использования различных типов вопросов (прямых, наводящих, подсказывающих), использования дополнительных визуальных опор (картинок, схем предложений, фишек).
С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие использовалась игровая гимнастика в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек, затем дети давали описание звука на основе алгоритма.
Для развития зрительного внимания, памяти и автоматизации звука игры "В гостях у Сони", "Чего нет у Сони?" проводились при составлении предложений по образцу.
Для того чтобы сформировать у детей умение составлять предложения на основе опорных картинок с заданным количеством слов, было использовано упражнение "Помоги Соне придумать предложение". Дети, используя предложенные картинки и словесные полоски, составляли предложения сначала вместе с дефектологом, затем самостоятельно по отдельным картинкам, раскладывали схемы предложений, отмечали фишками положение звука в словах (начало, середина, конец).
В качестве динамической паузы дефектолог использовал игру "Куда ты пойдешь, что ты найдешь?" с использованием игрушек со звуком С, которые параллельно с профилактикой переутомления помогли реализовать главную цель урока - автоматизацию звука.
На протяжении всего урока дети будут сохранять интерес, внимание, положительную мотивацию, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение за правильно выполненные задания, элементы соревнования. Речь детей была довольно эмоциональной, дети старались четко произносить звук, контролировать свою речь.
Дефектолог реализовал цели, поставленные перед уроком. Урок соответствовал санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
2. Проанализировать и дать оценку коррекционно-образовательной среде и методическому и техническому обеспечению образовательного процесса в образовательной организации.
Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями тесно связано с психическими процессами познавательной деятельности. Речь является мощным фактором общего развития и важным средством овладения знаниями. При коррекции речевых нарушений у дошкольников с ЗПР развиваются познавательные способности, совершенствуются функции психических процессов.
Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении осуществляется в рамках интегративного подхода к общему и речевому развитию ребенка. В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения в ДОУ педагоги формируют у дошкольников с задержкой психического развития мыслительные процессы, такие как анализ, синтез, логику, сравнение, классификацию, обобщение, аргументацию. Педагоги учат ребенка планировать свою деятельность, свое высказывание, контролировать свои действия, поступки и речь, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также достижения своих сверстников. Так же ведется работа по научению ребенка правильно и грамотно выражать свои мысли. Дефектолог учитывает психологические и возрастные особенности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Выявляет его ограничения в познавательной деятельности и создает благоприятные условия для его адаптации в коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с первых дней организации воспитания и развития в ДОУ опирается на индивидуальный и дифференцированный подходы. Интеллектуальное развитие дошкольника с ЗПР имеет свои особенности и требует специального комплексного коррекционно-развивающего воздействия в процессе индивидуальной работы с дефектологом и дефектологом и во фронтальной работе на групповых занятиях в ДОУ. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в дополнительном педагогическом, логопедическом и дефектологическом воздействии и активной поддержке со стороны взрослых и сверстников. В процессе обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в ДОУ педагоги уделяют внимание формированию связных форм речи, развитию выразительности, логичности и последовательности ситуативного высказывания. В процессе развития речи дошкольника с задержкой психического развития ребенок осваивает законы русского языка, учится проводить определенные действия со словом. Ребенок дошкольного возраста в процессе игровой деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим миром, или на занятии по изобразительной деятельности учится излагать мысли связно, логично, последовательно. Он учится аргументировать свои умозаключения, обосновывать выводы, приводить примеры из своего жизненного опыта (хотя он пока невелик). В этом случае речь дошкольника становится средством познания окружающего мира, орудием мышления и развития интеллекта и кругозора. В игровой деятельности педагоги ДОУ обращают внимание на развитие регулирующей функции речи, которая складывается из понимания и употребления словоформ, т.е. частей речи в их изменении (склонении, спряжении, изменении по числам, родам, падежным вопросам). С учетом психологических и возрастных особенностей дошкольника с задержкой психического развития педагоги вовлекают его в различные формы деятельности – слушание сказки, рассказа, интересной информации о явлениях природы, в беседу, составление рассказа и рассуждения на темы, предложенные педагогом- дефектологом. В ДОУ создаваны условия для формирования правильного звукопроизношения слоговых структур, развития слухового внимания и фонематического восприятия. Это будет основой дошкольника для дальнейшего успешного освоения грамоты и письменной речи.
В процессе коррекционных занятий в дошкольном учреждении развитие речи детей с задержкой психического развития осуществляется в тесной связи с формированием конкретных отчетливых представлений об окружающей действительности. Дошкольники учатся рассказывать о наблюдаемых ситуациях, явлениях природы, различных интересных событиях, случаях из собственной жизни. Дети учатся составлять устные рассказы-описания изучаемых предметов и явлений, участвовать в беседе и поддерживать её, обосновывая свои рассуждения. Пассивный и активный словарный запас является основой в формировании коммуникативных умений дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, общее развитие ребенка с задержкой психического развития и успехи дальнейшего обучения в школе будут зависеть от того, насколько сформируется речь, каков объем словарного запаса накопится, как он понимает воспринимаемую информацию. Высокий уровень речевого развития дошкольников с задержкой психического развития достигается в ДОУ в процессе интегративной работы всех специалистов в системе коррекционного обучения и воспитания.
3. Провести психолого-педагогическое изучение ребенка с ОВЗ с целью проектирования индивидуального маршрута развития ребенка.
Характеристика ребенка
ФИО – Пятаков Иван, 6 лет.
Заключение ПМПК при приеме в группу: Рекомендуется адаптированная базовая образовательная программа для детей с задержкой психического развития. Оно отправляется в ПМПК для того, чтобы изменить образовательный маршрут (AOP для детей с ПО).
Патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата выявлено не было.
Вторая группа здоровья.
Адаптационный период прошел без осложнений. Сейчас ребенок комфортно чувствует себя в группе, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивный, неконфронтационный. Охотно идет на контакт с учителями, выполняет простые задания.
Ведущая рука - правая.
Нарушаются крупная и мелкая моторика. Координация нарушена. В основных видах передвижения (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ползание, подъем и спуск по лестнице) испытывает трудности. Походка неровная, ходит на цыпочках, наблюдается дрожание рук.
Аппетит хороший, засыпает медленно, спит спокойно.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом только после напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
Речь дошкольника имеет свои особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у ребенка с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с этой категорией детей.
У ребенка наблюдается недостаток фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносимой стороны речи, уменьшение словарного запаса, затруднены процессы словообразования.
Ребенок испытывают трудности с овладением анализом и синтезом звукового состава слова, которые являются основой обучения грамоте. Кроме того, он испытывает значительные трудности в ориентировании в языковой реальности, он не выделяет из потока речи крупные речевые единицы: предложение, слово. Его речь грамматически несовершенна. Он допускает ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей. Речь ребенка характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи.
Речь характеризуется:
• бедным словарным запасом (речь состоит из существительных и глаголов),
• нарушением звукопроизношения,
• недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи (стакан вместо кружки, смешение слов с разными значениями, но схожих по звуковому составу: пояс – шлейф, не улавливаю разницы: вышивать – шить, употребляю слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шляпка, название заменяет описание предмета или действия),
• наличие аграмматизма,
• дефекты артикуляционного аппарата.
Для ребенка характерны следующие особенности словарного запаса:
• преобладание пассивной лексики над активной;
• ограниченный словарный запас;
• трудная активация;
• неточное, недифференцированное, а иногда и неадекватное употребление слов.
В речи в основном используются существительные и глаголы, а предметный и глагольный словарный запас невелик, неточен. Ребенок не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяет слова описанием ситуации или действия, с которыми ассоциируется это слово, испытывают трудности в подборе слов-синонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего используются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.
Дошкольник использует слова, обозначающие свойства и признаки объектов, крайне ограниченным и недифференцированным образом. Чаще всего он использует прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Итак, для описания цвета объектов используются названия основных цветов, а для обозначения размера объектов (длина, ширина, высота и т.д.) используются слова "большой" – "маленький".
Ребенок крайне редко использует оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяются словом "хороший", а отрицательные качества (жадный, трусливый) - словом "плохой".
При подборе антонимов дошкольник часто используют одни и те же прилагательные с отрицательной частицей "не": храбрый – не храбрый (вместо трусливый), веселый – не жизнерадостный (вместо грустный). Ребенку также трудно находить слова-синонимы, причем в большей степени, чем при подборе антонимов. Он совершает следующие ошибки:
• использование антонимов или слов с частицей "не" вместо синонимов (радостный - грустный);
• использование слов другой части речи (горе – печальный).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Л. В. Лопатиной. — Москва : Просвещение, 2021. — 336 с. — Текст : непосредственный.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2000. — 400 с. — Текст : непосредственный.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — Москва : Изд-во МГУ, 1989. — 213 с. — Текст : непосредственный.
4. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2012. — № 2 (26). — С. 20–29.
5. Гаврилушкина, О. П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / О. П. Гаврилушкина. — Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. — С. 40–47.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — Москва :Аркти, 2002. — 142 с. — Текст : непосредственный.
7. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы : коллектив. моногр. / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова [и др.]. — Москва : УМЦ «Добрый мир», 2018. — 331 с. — Текст : непосредственный.
8. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — Москва : Просвещение, 2003. — 271 с. — Текст : непосредственный.
9. Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество / Н. И. Жинкин. — Москва : Лабиринт, 1998. — 368 с. — Текст : непосредственный.
10.Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И. Н. Лебедева. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с. — Текст : непосредственный.
11. Лебедева, И. Н. Особенности речемыслительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития при восприятии картины / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51-4. — С. 227–232. — Текст : непосредственный.
12.Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2012. — № 1 (25). — С. 166–183.
13.Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев. — Текст : непосредственный // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев : Высшая школа, 1978. — 230 с. — Текст : непосредственный.
14.Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника: развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина. — Текст : непосредственный // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва : [б. и.], 1999, 2000. — С. 358–369.
15. Понимание и коммуникация: когнитивный контекст содержательно-смысловых конструктов :моногр. / О. А. Белобрыкина, И. С. Богачек, Е. Г. Вергунов [и др.]. — [Б. м.] :Скифия-принт, 2018. — 132 с.