Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практика является обязательным элементом образовательной программы подготовки специалитета по направлению 38.05.02 «Таможенное дело». Это форма организации учебного процесса, непосредственно ориентированная на профессионально - практическую подготовку обучающихся.
Необходимость прохождения практики вызвана тем, что в ходе практики происходит формирование такой общепрофессиональной компетенции в области организационно-экономических и аналитических видов деятельности, как способность применять знания в сфере экономики и управления, в том числе внешнеэкономической деятельности для решения задач в профессиональной деятельности.
1. Изучение теоретических вопросов, связанных с таможенной инфраструктурой на основе обзора литературных источников
Процессы мировой интеграции и унификации, развитие технологий в различных сферах поспособствовали изменениям во многих отраслях, в том числе в транспортной и логистической отрасли. Свою роль играет динамика мировой торговли, её объемы. Изменения касаются и таможенной сферы, где, например, новое оборудование, как объект таможенной инфраструктуры, для целей таможенного контроля незамедлительно будет браться на вооружение, если качественно превосходит предыдущий образец.
В Таможенном кодексе ЕАЭС в статье 353 содержится понятие Таможенной инфраструктуры. К таможенной инфраструктуре относятся здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения, и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов .
Иное понятие предлагает Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе. Таможенная инфраструктура - стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами, а также административные здания, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, сети связи, вычислительные центры таможенных органов .
Исходя из формулировок данных понятий можно прийти к выводу, что необходим более универсальный законодательно обоснованный термин. Статью 353 ТК ЕАЭС предлагается дополнить уточнениями, включающие в себя более развернутое содержание слов «здание», «сооружение», «объекты социального назначения». Такие уточнения позволят иметь наиболее полное представление о том, что из себя представляет таможенная инфраструктура, немаловажным будет и введение понятия объектов таможенной инфраструктуры, поскольку эти понятия стоит отличать друг от друга.
В решении Комиссии Таможенного союза о Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза указаны основные требования при оснащении зданий и сооружений. Но на данный момент отсутствует методология определения степени износа имеющихся объектов и сроки проведения модернизации или реконструкции устаревших объектов инфраструктуры .
Таможенно-логистические терминалы являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры. Под таможенно-логистическим терминалом следует понимать комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенные в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации .
Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную.
К коммерческой составляющей относится осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров.
Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т.д.).
2. Анализ статистических показателей Ярославской области, характеризующих его внешнеэкономическую деятельность
Внешнеэкономическая деятельность имеет основную цель - получение предприятием (вне зависимости от его формы собственности) прибыли на международном рынке. В настоящее время происходит глобализация экономик, стираются торговые границы, обостряется конкуренция на мировом рынке - и все это на фоне угроз терроризма, накопления арсеналов оружия массового поражения, санкций и торговых ограничений. Каждая страна, чтобы успешно торговать на внешнем рынке, должна задействовать не только экономические, но и политические рычаги урегулирования торговых процессов. Несомненно, что в сегодняшних реалиях государство играет важную роль в организации и управлении внешнеэкономической деятельностью (далее - ВЭД).
Ярославская область (далее - ЯО) занимает устойчивое положение в рейтинге регионов по объемам экспорта среди субъектов Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом. По совокупному объему экспорта Ярославская область занимает 49-е место среди регионов Российской Федерации. Развитием и поддержкой экспортно ориентированных предприятий занимаются инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности: департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области, автономная некоммерческая организация «Центр экспорта Ярославской области».
Согласно аналитическому порталу РЭЦ, объем экспорта ЯО за первое 2021 г. увеличился (прирост к 2020 г. составил +14,40 %), в сравнении с 2019 и 2020 гг. (рис. 1), когда произошло снижение оборотов внешней торговли, что было обусловлено спадом объемов мирового промышленного производства, нарушением логистических связей и на-личием ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Несырьевой неэнергетический экспорт является основной частью структуры экспорта ЯО и составляет 89,32 % от общей доли экспорта, несырьевой энергетический экспорт 10,51 %, сырьевой экспорт - 0,17 %. Неудивительно, что несырьевой экспорт занимает большую долю: на сегодняшний день ключевым приоритетом развития экономики является максимально активное увеличение доли несырьевого, в особенности высокотехнологичного экспорта.
Разумеется, внешняя торговля Ярославского региона напрямую зависит от структурно-территориальных особенностей его экономики. Экономическая идентичность региона формировалась в течении длительного времени и развивалась по экзистенциальному сценарию. Сегодня в структурном отношении экономика Ярославской области относится к индустриальному типу с ярко выраженной сферой рыночных услуг. По отраслевой структуре производства промышленной продукции регион выглядит относительно сбалансировано. В экономике не наблюдается резкого доминирования отдельных отраслей. Среди «локомотивов» двигающих экономику данного субъекта федерации вперед, следует выделить машиностроение и металлообработку, топливную, нефтехимическую, химическую отрасли.
Обладая определенной экономической самостоятельностью, регионы и субъекты экономической деятельности вынуждены самостоятельно искать варианты и пути экономического взаимодействия с другими странами
Среди внешнеэкономических связей Ярославской области выделим основные особенности:
1. Несовершенство структуры экспорта, с определенной долей первичных энергоресурсов, сырья, продукции с низкой степенью обработки (то есть, качественная составляющая внешней торговли оставляет за собой право желать лучшего).
2. Сокращение объемов внешней торговли с традиционными партнерами из стран СНГ. В результате во внешних связях доминируют страны «дальнего» зарубежья.
3. Необходимость сообщения со странами Западной и Центральной Европы через территории государств постсоветского пространства.
Наибольшие преимущества Ярославский край получает от торговли с Восточной Азией, со странами Западной и Центральной Европы, Беларусью, другими странами СНГ. Туда поставляется большая часть областного экспорта. У региона практически нет других свободных рынков для реализации крупных партий своих экспортных товаров. Со странами СНГ у Ярославской области имеются устойчивые налаженные взаимодействия. Они обусловлены предметной специализацией обрабатывающих отраслей региона, кооперационными поставками сырья и комплектующих.
Заключение
В ходе прохождения учебной практики, которая является обязательным элементом образовательной программы подготовки специалитета по направлению 38.05.02 «Таможенное дело», произошло формирование такой общепрофессиональной компетенции в области организационно-экономических и аналитических видов деятельности, как способность применять знания в сфере экономики и управления, в том числе внешнеэкономической деятельности для решения задач в профессиональной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые документы
1. Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г. // СПС «Консультант Плюс»
2. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - URL : http://dvtu.customs.ru (дата обращения: 24.02.2023г.).
3. О единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза : решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 г. № 699 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.02.2023г.).
Учебные пособия
4. Андронова И.В. Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения в условиях взаимозависимости // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019 . - №2. с. 7-23.
5. Березовская А.А., Обидовская Н.Н. Проблемы налогового администрирования в условиях цифровой экономики и пути их решения. В книге: Экономика. Наука. Инноватика. Материалы II международной научно-практической конференции приуроченной 100-летию ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет». Донецк, 2021. С. 60-61.
6. Добринский В.П. Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты / В.П. Добринский // ТДР. - 2020. - № 1.
7. Селищев Е.Н. Структурно-территориальный анализ системообразующих пред¬приятий Ярославского региона // Трёшниковские чтения - 2022: Современная географиче¬ская картина мира и технологии географического образования: мат-лы. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (14-15 апреля 2022, г. Ульяновск) / под. ред. И.Н. Тимошиной, Е.Ю. Анисимовой, Е.А. Артемьевой и др. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2022. - С. 218-219.
Электронные источники
8. Департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности ЯО // Стратегия по обе¬спечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года. — Текст: электронный. URL: https://www.yarregion.ru/depts/drrved/tmpPages/docs.aspx (дата обращения: 2;.02.2023г.).
9. Социально-экономическое положение Ярославской области. 2021. Доклад. - URL: //https://yar.gks.ru/storage/mediabank/sotsialno-ekonomicheskoe_polozhenie_yaroslavskoy_ oblasti_za_2021_g..pdf (дата обращения: 24.02.2023г.).
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: стат. сб. - URL: //https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 24.02.2023г.).
11. РЭЦ // Объемы экспорта. - Текст: электронный. URL: http://regionstat. exportcenter.ru/volume/ (дата обращения: 24.02.2023г.).
12. Ярославская область. 2020: стат. сб. - URL: //https://yar.gks.ru/storage/mediabank/ wZIxrpAD/ezhegodnik2020.pdf (дата обращения: 24.02.2023г.).