Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость прохождения практики для студента обусловлена высокой значимостью автоматизации систем управления работой персонала и бизнес-процессами в различных отраслях экономики. Обоснование необходимости бизнес-процессов пришло в российский бизнес относительно недавно, хотя подобные системы управления взаимодействием между службами по выполнению всевозможных задач существовали еще в советской экономике.
Для студента исследование бизнес-процессов имеет значимость, так как представляют задачи, виды деятельности и общий поток работы, которые обеспечивают достижение основной миссии и целей бизнеса. Четко определенные и документированные бизнес-процессы помогают организациям быстрее достигать своих целей, снижать затраты, сокращать количество ошибок и высвобождать больше времени для сотрудников, чтобы сосредоточиться на более важных задачах. Внедрение определенных бизнес-процессов не только помогает упорядочить и оптимизировать операции организации, но и закладывает основу для постоянного совершенствования процессов и повышения эффективности.
Создание высококачественного, ценного бизнес-процесса требует времени и усилий для планирования, разработки и внедрения. Установление структурированных последовательностей действий, задач, поручений и шагов, выполняемых членами команды в рамках успешных бизнес-процессов, может быть непростой задачей. Шаги, как правило, выполняются в определенном порядке для достижения последовательных и желаемых результатов. Затем каждая задача в бизнес-процессе разбивается на более мелкие подпроцессы и задачи, определяется порядок их выполнения и потока выполнения и документируется. Бизнес-процессы также различаются по продолжительности, сложности и количеству шагов, в зависимости от размера и зрелости организации и конкретного моделируемого процесса.
Место прохождения практики - ООО "АКСБИТ-ИТ". Объект исследования практики – бизнес-процессы предприятия.
Целью прохождения практики является разработка и внедрение системы управления бизнес-процессами в ООО "АКСБИТ-ИТ".
Задачи практики:
1. Изучение теоретических положений разработки и управления бизнес-процессами.
2. Анализ предприятия и его бизнес-процессов.
3. Разработка системы управления бизнес-процессами и ее внедрения в организации.
1. Теоретические аспекты управления бизнес-процессами на предприятии
1.1 Понятие и особенности управления бизнес-процессами
Бизнес-процесс — это система последовательных, целенаправленных и регламентированных действий, в которых посредством управляющих действий и ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей [2].
Бизнес-процессы делятся на основные, сопутствующие, обеспечивающие, обеспечивающие, процессы управления и развития (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Связь основных, обеспечивающих бизнес-процессов и бизнес-процессов развития и управления [2]
Основные бизнес-процессы генерируют доход организации. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, которые являются целями фирмы и приносят доход. Именно основные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги. Так, для деревообрабатывающей фирмы основным бизнес-процессом может стать производство древесностружечных плит [7].
Сопутствующие бизнес-процессы – это процессы, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, которые являются результатами производственной деятельности, относящейся к основному производству, а также приносят доход. Так, для автотранспортной организации процесс ремонта сторонних автомобилей на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом [5].
Вспомогательные бизнес-процессы — это процессы, предназначенные для поддержки основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их конкретных функций. Например, для ТЭС вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования [5].
Вспомогательные процессы поддерживают инфраструктуру организации, предназначены для поддержки всех остальных процессов и сосредоточены на поддержке их универсальных функций. На фирмых любой отрасли — это процесс финансового обеспечения, кадрового, инженерного обеспечения и т.д [2].
. Процессы управления бизнесом — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и фирмы в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и реализации управленческих воздействий [9].
Процессы развития бизнеса — это процессы улучшения производимых товаров или услуг, процессы разработки технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы. Например, это проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и др.
Управление бизнес-процессами – это системный подход к управлению, направленный на улучшение деятельности организации и ее процессов. Такой подход дает возможность организации определить свои процессы, организовать их выполнение, а также повысить качество как результатов процессов, так и порядка выполнения [15].
Основная цель BPM — привести процессы в соответствие с целями организации. Каждый процесс должен быть настроен таким образом, чтобы процесс приводил к достижению бизнес-целей [4].
Управление бизнес-процессами использует следующие подходы:
1. Комплексная, понятная и документированная стандартизация процессов, включающая создание набора стандартизированных процессов и возможность их настройки в соответствии с изменяющимися условиями;
2. Постоянное совершенствование процессов, включая ежедневный мониторинг, измерение, анализ и изменение процессов;
3. Применение информационных технологий и программного обеспечения, в том числе моделирование бизнес-процессов, применение CASE-инструментов, автоматизация бизнес-процессов и их оптимизация на основе информационных технологий.
1.2 Системное управление бизнес-процессами
Система BPM (SMS) представляет собой целостную, ориентированную на результат, «от начала до конца» (многоведомственную и часто между компаниями) координацию рабочих действий для создания и повышения ценности для покупателя. [8]
SMS — это сознательный и совместный подход к систематическому управлению всеми бизнес-процессами организации. Это отвечает насущным потребностям новой экономики, основанной на знаниях, где процессное мышление должно быть интегрировано со стратегией, организационными структурами и человеческими ресурсами. Это означает, что управленческая команда должна управлять по-другому и более систематически думать о бизнесе.
Вести бизнес без систематического плана управления процессами — это как готовиться к большой игре, отрабатывая только индивидуальное мастерство игроков, а не тактику и командную игру.
Управление бизнес-процессами — на стыке трех системных классов
Если все информационные организации, обеспечивающие автоматизацию и управление бизнес-процессами, разделить на три класса, то получится следующая картина [9]:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бондарева, Н. А. Бизнес-процесс в конкурентном окружении рынка образовательных услуг / Н.А. Бондарева. - М.: Синергия, 2020. - 251 c.
2. Веселова, О. С. Внедрение централизованных информационных систем как способ реинжиниринга бизнес-процессов операторов связи / О.С. Веселова. - М.: Синергия, 2021. - 668 c.
3. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнес-процессами // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
4. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 320 c.
5. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. Гриф МО РФ / В.Г. Елиферов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 554 c.
6. Исаев, Р.А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации. Монография / Р.А. Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 578 c.
7. Кеворков, В.В. Маркетинг. Регламент бизнес-процесса / В.В. Кеворков. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 373 c.
8. Крылов, Т. ИКЕА изнутри. Пример организации эффективных бизнес-процессов (+ CD-ROM) / Т. Крылов. - М.: Авторское издание, 2021. - 436 c.
9. Куликов, Г. Г. Методика интеграции информационно-поисковых и корпоративных информационных систем на основе системных моделей бизнес-процессов / Г.Г. Куликов. - М.: Синергия, 2021. - 608 c.
10. Миротин, Леонид Логистический менеджмент бизнес-процессов материалопотоков / Леонид Миротин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 236 c.
11. Павлов, И. М. Анализ бизнес-процессов при разработке инвестиционных проектов / И.М. Павлов. - М.: Синергия, 2020. - 587 c.
12. Шеер, А.-В. ARIS - моделирование бизнес-процессов / А.-В. Шеер. - М.: Вильямс, 2022. - 224 c.
13. Щербаков, В. В. Автоматизация бизнес-процессов в логистике / В.В. Щербаков, А.В. Мерзляк, Е.О. Коскур-Оглы. - М.: Питер, 2020. - 464 c.
14. AXBIT-GROUP. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://axbit.group/ (Дата обращения: 24.02.2023)
15. Управление бизнес-процессами. Менеджмент качества. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kpms.ru/Automatization/BP_Management.htm (Дата обращения: 24.02.2023)
16. Финансовая отчетность ООО «Аксбит – ИТ». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.list-org.com/company/792225 (Дата обращения: 24.02.2023)