Фрагмент для ознакомления
2
Цель исследования: изучить социально – психологический климат в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Изучить современную научную литературу на тему социально-психологического климата в ученическом коллективе.
2. Разработать программу эмпирического исследования.
3. Определить степень благоприятности социально-психологического климата в ученическом коллективе.
4. Разработать рекомендации коррекционно-развивающего характера по формированию оптимального психологического климата в классе (технологическая карта).
Используемые методы исследования:
- наблюдение,
- тестирование.
Используемые методики исследования:
1. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин) [5].
2. Методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А. Ф. Финдлер [6].
3. Результаты эмпирического исследования (количественный и качественный анализ) коллектива обучающихся на основании методов:
а) Итоги наблюдения за классом таковы:
I. Состав детского коллектива таков: 8«Б» класс состоит 14 человек – 8 юношей и 6 девушек. Средний возраст учащихся – 15 лет. Коллектив частично формировался с первого класса, в пятом классе пришли «новенькие»: три девушки и один юноша. За три года коллектив принял переведшихся подростков, они нашли свои группы по интересам. Учащиеся, особенно мужская часть, заинтересованы в занятиях спортом, что объединяет их, тогда как женская часть коллектива больше заинтересована в изучении предметов, помимо физической культуры. Часто менялась классная руководительница – после пятого класса, седьмого и в начале девятого.
В целом, большинство воспитанников 8 «Б» успешно справляются с учебной нагрузкой и обладают средним уровнем успеваемости. Есть трое учащихся только на оценку «отлично» (две девушки и один юноша). Четверо подростков, получающих отметки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно» (двое юношей и две девушки). Остальные учащиеся (5 юношей и 2 девушки) учатся, в зависимости от предмета на оценки от «удовлетворительно» до «отлично».
В классе есть староста – Ольга, формальный лидер, общительная, организованная, она часто помогает поддерживать дисциплину во время занятий, заинтересованная в учёбе, чем легко заражает большую часть класса. Неформальным лидером стал Степан – ученик, пришедший в коллектив в пятом классе. Он редко говорит при всём классе, однако среди сверстников считается дружелюбным, сообразительным, тоже заинтересован в учёбе, но показывает это только когда весь класс «отмалчивается», побуждая одноклассников к коммуникации.
Интерес к общественным делам проявляется ярко – учащиеся охотно, по большей части, участвуют в деятельности, направленной на их сплочение, обучение (совместные проекты, приуроченные к праздникам внутри коллектива). По итогам наблюдения, ценностная ориентация учащихся состоит из желания узнать что-то прикладное, получить знания, которые возможно применить в будущей жизни, стремления узнать себя, изучая новые темы в рамках школьных предметов, социализироваться. Поскольку учащиеся живут и учатся круглосуточно вместе, они заинтересованы в общественной деятельности, целью которой является улучшение качества жизни (украшение территории, совместные экскурсии, научные и творческие проекты).
II. Сплоченность детского коллектива.
Есть группы смешанного рода – юноши и девушки, в зависимости от интересов, без учёта успеваемости участников (любители компьютерных игр, чтецы). Группировок по отрицательного характера не было обнаружено. Класс, в целом, во время учебной активности и соревнований действует слаженно, активно общается, в остальное время общение сконцентрировано внутри групп по интересам. Есть двое «одиночек» - Павел и Катерина, которые предпочитают принимать участие в деятельности определённого рода (только когда это касается спорта). К коллективным делам учащиеся относятся с интересом, за исключением тех, которые не касаются литературы (квизы, литературные часы, экскурсии, открытые уроки) – видна их низкая заинтересованность, по сравнению с активностями иного рода.
Совместно учащимся комфортно учиться, выполнять совместные проекты, участвовать в соревнованиях, коммуницировать. Девушки и юноши редко конфликтовали, во время наблюдения, охотно между собой общались несколько учащихся разных полов, вне учебы. Протекции не наблюдалось.
В момент, когда учитель по истории отчитывал группу за неподготовленность, наблюдалась солидарность – ребята защищали своих одноклассников.
Круговой поруки не наблюдалось. Во время соревновательных мероприятий, особенно спортивных, ребята криками и аплодисментами поддерживали одноклассников, одобрительно похлопывали друг друга по плечам, во время удач и во время неудач галдели. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе, в одной группе, кто-то ближе к центру – Степану и Ольге, Павел и Катерина обычно тоже в своей группе, но стоят дальше.
III. Организованность детского коллектива
Часто процесс самоорганизации не обходился без шуток от Святослава и Марии – «заводил» класса. Часто Степан чаще улавливал суть заданий быстрее товарищей, тогда как Ольга мотивировала остальной класс. Девушки, за исключением Катерины, обычно первыми разбирали задачи и находили себе ребят в помощь, чем юноши, которыми руководил Степан.
Несмотря на умение распределять обязанности, было заметно, что когда мнения разделялись, то не всегда ребятам хватало терпения услышать друг друга – каждому из участников хотелось, чтобы действия выполнялись по их плану. Часто учащиеся подчинялись распоряжениям уполномоченных лиц, если только речь не шла об учителе истории – ему приходилось затрачивать больше усилий, чтобы поддерживать дисциплину на занятиях.
IV. Общественное мнение в детском коллективе
Срыв занятий, долгое отсутствие тишины среди коллектива не одобряется, как и драки, словесные ссоры. Однако конфликты с учителем истории одобряются учащимися, своих товарищей обучающиеся одобряют. Неодобрение обычно выражается словесно, в форме пассивной агрессии, тогда как активная агрессия осуждается. Одобрение иногда выражается в похлопывании по плечам, словесным похвалам, присоединению.
Иногда, обещая подготовиться к занятиям по биологии и литературе, учащиеся нарушали данное слово. Критика и самокритика в детском коллективе – частое явление внутри мини-групп по интересам. Часто она слышалась в форме пассивной агрессии от Катерины, обращённой к Марии.
V. Характер товарищеских связей в коллективе
Обучающихся подростков связывают: общее место жительства, интересы, связанные с учёбой, потребности в одобрении, внимании, любви, принятии. Дружба присутствовала на занятиях и вне их.
Подростки внимательны друг к другу, Степан, по мере возможностей, занимался с Павлом и Катериной учёбой, в этом ему помогала Мария, что раздражало Катерину.
Обучающиеся проявляли требовательность к своим друзьям в моментах, когда мнения в классе расходятся – ожидают солидарности от них и поддержки. Остро одноклассники реагируют на пассивную агрессию, критику извне, однако при наблюдении, когда речь зашла об этом, в них самих подобное поведение их устраивало по отношению к окружающим. – это их способ выразить несогласие, по их словам.
К дезорганизаторам (Марии и Святославу, иногда Павлу и Катерине), долго не успокаивающимся на занятиях, словесно обращались с просьбами быть тише или покинуть занятие. К Ольге, Марии и Святославу, как к отличникам учащиеся обращаются за помощью, просьбами объяснить материал. К активу подростки относятся в зависимости от настроения – чаще с энтузиазмом, реже – без удовольствия, нехотя, если их настоятельно попросят. К неуспевающим юноше и девушке отношение снисходительное у большинства остального коллектива.
Со стороны Степана и Марии видна заинтересованность в помощи им. За время наблюдения не было замечено конфликтов, вызванных усмешками над подростками с физическими недостатками.
VI. Активность детского коллектива
Состав актива детского коллектива: Мария, Ольга, Степан, Святослав. Официальный (выборный) актив – Ольга, фактический актив детского коллектива - Степан. Актив имеет авторитет, который особенно заметен во время нежелания остального коллектива заниматься – их распоряжения выполняются, к просьбам о тишине прислушиваются. Ольга слегка надменно относится к отстающим одноклассникам, остальные ребята к коллективу относятся с теплотой, вне зависимости от пола и успеваемости.
Есть обучающиеся, постоянно нуждающиеся в активе в любой форме – Мария и Святослав – во время наблюдения видна была их энергичность, желание больше двигаться.
VII. Связь детского коллектива с общешкольным
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Брюлина, Е. Кризис подросткового возраста в психологии. - Текст : электронный // Дефектология.проф [сайт]. -2021. - 19 нояб. - URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/ (дата обращения: 25.02.2023).
2. Василишин, Н. Методика подготовки и проведения коррекционно-развивающего занятия в детском саду. - Текст : электронный // melkie.net : [сайт]. - 2018. - 2 окт. - URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrekcionno-razvivayushchie-zanyatiya-dlya-doshkolnikov.html#i (дата обращения: 25.02.2023).
3. Жекотова, Л. Особенности познавательного развития одаренных детей. - Текст : электронный //Знанио.ру [сайт]. - 2020. - 30 нояб. -URL: https://znanio.ru/media/osobennosti-poznavatelnogo-razvitiya-odarennyh-detej-2649301 (дата обращения: 25.02.2023).
4. Малова, Е.С., Семенова А.В. К вопросу о психических новообразованиях подросткового возраста. - Текст : электронный // Педагогика: история, перспективы. - 2021.- Т. 4. вып. 4. - С. 62-69.
5. Митрофанова, А. С. Методики выявления особенностей психологического климата в классе. - Текст : электронный // Мультиурок.ру [сайт]. -2021.- 5 сен. - URL:ttps://multiurok.ru/files/metodiki-vyiavleniia-osobennostei-psikhologichesko.html (дата обращения: 25.02.2023).
6. Павлова, О.Н. Диагностики для выявления психологического климата в классе. - Текст : электронный // Инфоурок. ру [сайт]. - 2020. - 8 сен. - URL: https://infourok.ru/diagnostiki-dlya-vyyavleniya-psihologicheskogo-klimata-v-klasse-4949746.html (дата обращения: 25.02.2023).
7. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07294-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 7 — URL: https://urait.ru/bcode/512478/p.7 (дата обращения: 25.02.2023).
8. Семчук, Л.А.Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.А.Семчук, А.И.Янчий. – Гродно : ГрГУ, 2006. – 198 с.
9. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения в начальных классах с детьми с ОВЗ. - Текст : электронный // Инфоурок. ру [сайт]. - 2020. - URL: https://infourok.ru/tehnologii-differenciacii-i-individualizacii-obucheniya-v-nachalnyh-klassah-s-detmi-s-ovz-5272540.html (дата обращения: 25.02.2023).
10. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00141-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510444 (дата обращения: 25.02.2023).
11. Psytests.org : [сайт]. - 2023 - URL: https://psytests.org/emo/davemo.html (дата обращения: 25.02.2023). - Текст: электронный.
12. Psytests.org : [сайт]. - 2023 - URL: https://psytests.org/emo/des.html (дата обращения: 25.02.2023).- Текст: электронный.