Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время в практически любой школе и почти в каждом классе учатся дети с ОВЗ. Такие дети нуждаются в особой поддержке не только со стороны государства, но и педагогов, семьи. Такая зависимость обусловлена тем, что дети с ОВЗ не в состоянии обеспечить себе полноценную интеграцию в общество, получить знания по общеобразовательной программе, а также приобрести опыт социальной адаптации, попытаться реализовать собственной жизненной компетенции. Важно вовремя выявить существующие проблемы в развитии ребенка и помочь ему, с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Это, собственно, и есть социальный заказ на подготовку дефектологов.
Важно отметить, что профессиональная деятельность дефектолога должна быть направлена не только на коррекцию уровня психического развития ребенка, соотнесение его развития с освоением школьных предметов, но и на развитие и коррекцию высших психических функций (восприятие, мышление, внимание, память).
Дефектологом в условиях образовательного учреждения проводится педагогическое исследование с целью выявления детей, нуждающихся в педагогической и психологической помощи. Также специалист дает вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, строит индивидуальный маршрут, разрабатывает адекватную коррекционную программу, в основе которой лежат результаты диагностического и коррекционно-развивающего подходов. Всё вышеперечисленное делается с целью создания особых образовательных условий.
Профессиональная подготовка дефектологов состоит в том, что она должна стать целостной педагогической системой в исторически и социально конкретной ситуации, при этом:
- профессиональная подготовка дефектологов рассматривается как развитая форма знаний, дающая целостное представление о взаимосвязях и основных связях ее компонентов, являющихся главной, интегративной характеристикой содержания знаний о процессе профессиональной подготовки. Системообразующими элементами являются: цель, образовательный процесс, конечный результат. Вариативными компонентами являются организационные, социально-педагогические условия осуществления процесса обучения;
- профессиональная подготовка дефектологов является составной частью системы профессионального образования, поэтому ее построение базируется на совокупности общих методологических принципов, а также учитывает принципы, обеспечивающие специфику профессиональная подготовка учителей;
- профессиональное обучение реализуется как согласованное действие различных уровней и структур системы для достижения общих целей и результатов обучения.
Я, ФИО, проходила консультационную практику в муниципальном бюджетном учреждении «Центр помощи детям» Каслинского муниципального района. Данное учреждение находится в Челябинской области, в городе Касли в качестве педагога-дефектолога.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Каслинского муниципального района, в соответствии, с утвержденным муниципальным заданием оказывает следующие муниципальные услуги:
- содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот;
- подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства;
- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребёнка.
Целью практики является приобретение навыков консультирования по вопросам психологических особенностей лиц с ОВЗ.
1. РОЛЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном мире под ограниченными возможностями здоровья понимается явление, отражающее проблемы со здоровьем в каждом отдельном случае, приводящее к ограничению жизнедеятельности и возникновению экологических и социальных барьеров, окружающих человека с инвалидностью. Поскольку ограничения, вызванные отклонениями в психическом и физическом развитии, зависят от ряда внешних причин, в том числе и социальных, проблема ограниченных возможностей людей признается общественной проблемой, требующей решения.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья определяет содержание образовательного процесса, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Рисунок 1 – Документы, на основе которых разрабатывается адаптивная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Содержание и формы работы с детьми-инвалидами направлены, прежде всего, на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Помимо этого, работа с детьми должна быть направлена на разработку и применение мер по коррекции недостатков физического и психического развития обучающихся, их социальной адаптации.
В основе данной работы лежит единство четырех функций: диагностика проблемы, информирование о проблеме и способах ее решения, консультирование на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья являются: уважение интересов ребенка; последовательность; непрерывность; вариативность и рекомендации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. – М.: Юрайт, 2020. – 225 с.
2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика. – М.: Юрайт, 2018. – 377 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с.
4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников. – М.: Юрайт, 2019. – 157 с.
6. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. – М.: Юрайт, 2017. – 191 с.
7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей. – М.: Юрайт, 2019. – 291 с.
8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу. – М.: Юрайт, 2017. – 158 с.
9. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
10. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. – М.: Юрайт, 2019. – 295 с.