Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью прохождения практики было изучение педагогических условий, организации и содержания обучения изучаемой категории детей. Задачи:
1. Обосновать актуальность исследования (представить сканы изученных авторефератов, диссертаций по проблеме исследования и анализ диссертаций в виде таблицы)
2. Определить методологию исследования и категориальный аппарат (представить текст введения ВКР)
3. Дать характеристику организации обучения детей в образовательном учреждении (представить АООП для изучаемой категории детей, учебные планы, рабочую программу педагога)
4. Провести теоретический анализ литературы по предмету исследования (представить тезаурус)
5. Подготовить отчет по результатам практики
ЗАДАЧА 1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью обоснования актуальности исследования были изучены диссертации и авторефераты по теме исследования. Основные методологические компоненты отражены в таблице 1.
ЗАДАЧА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
С целью изучения методологии исследования и определения категориального аппарата была проанализирована литература по теме исследования. Текст введения ВКР представлен ниже.
Тема - Особенности счетных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Актуальность темы заключается в том, что математические знания, а также умения и навыки счета, входящие в содержание общественного опыта, относятся к числу наиболее сложных. Они носят абстрактный характер, оперирование ими требует системы сложных мыслительных действий, что особенно сложно для дошкольников [1, с. 7]. В дошкольном детстве каждому ребенку должны быть созданы условия «для его положительной социализации, его личностного развития». Создание таких условий невозможно без математического воспитания детей и формирования у них умений и навыков вычислительной деятельности. Процесс формирования счетной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития достаточно сложен и требует систематической и целенаправленной педагогической работы. Эта задача является одной из центральных в математическом образовании дошкольников [12, с. 70].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки многообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа общего развития человека [22]. Ребенок на каждом возрастном этапе наиболее чувствителен к определенным воздействиям. В связи с этим каждый возрастной этап становится благоприятным для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Период дошкольного детства - это период интенсивного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени, закладываются основы физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы заключается в том, что образовательная область ФГОС дошкольного образования «Познавательное развитие» предполагает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира: об их количестве, количестве предметов, а также формирование элементарных математических представлений [23].
В последнее время все большее внимание привлекает интерес общества и государства к математическому воспитанию подрастающего поколения. Научно-педагогическое сообщество ежегодно анализирует и обсуждает результаты ЕГЭ, российских и международных исследований, мониторинга уровня математической подготовки учащихся в Национальном исследовании качества образования (НИКО). К сожалению, по результатам исследования сделаны следующие выводы: учащиеся начальный курс математики осваивают с трудом и не в полном объеме, в связи с чем снижается уровень последующей подготовки [10].
Основные ошибки, которые были выделены учащимися при решении алгебраических задач, связаны с плохо построенными операциями и алгоритмами. Такие ошибки могут быть вызваны как нарушениями психических функций (памяти, внимания), затруднениями в проведении мыслительных операций (анализ, синтез, классификация и др.), так и неспособностью создать программу деятельности при решении задачи и наблюдении за ней. последовательность.
ЗАДАЧА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Более 70 % времени современный ребенок проводит в учреждениях образования. Социально - психологическая адаптация, его здоровье, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет, поэтому средой наиболее интенсивного роста и развития, формирования здоровья, является именно школа, когда организм ребенка наиболее чувствителен к различным факторам окружающей среды. «Здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. «Здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества в целом и прежде всего системы образования. В современных условиях возрастает значение общеобразовательной школы не только как учебного, но и массового оздоровительного учреждения для детей и подростков, оздоровительный эффект которого определяется организацией всей жизни, воспитания, обучения учащихся в соответствии с требованиями школы. Одним из приоритетных направлений реализации является направление педагогического процесса на оптимальное развитие и реализацию духовного, интеллектуального и физического потенциала учащихся.
Именно от учителя во многом зависит формирование личности, высокая умственная и физическая работоспособность ученика и состояние его здоровья. Для решения проблемы оздоровления учащихся в условиях обучения нужно создавать соответствующие условия, для осуществления учебно - воспитательного и одновременно оздоровительного процессов. Каждым образовательным учреждением принимается программа оздоровления, которая предусматривает как профилактические, так и лечебно - оздоровительные мероприятия.
Программа должна основываться на возрастной физиологии и педагогике, при этом реализовывать принцип соответствия возможностей ученика и предъявляемых к нему требований, а школьная гигиена вместе с педагогикой - принцип единства состояния здоровья и успеваемости. Современная школа должна быть для учеников своеобразной площадкой для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, психикой, эмоциями, над развитием своих коммуникативных способностей, воспитанием гуманного отношения к миру, к самому себе и окружающим их.
С целью анализа организации обучения выделенной категории детей (старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) были изучены адаптированные образовательные программы, рабочие программы и учебные планы дошкольного учреждения, представленные ниже.
11 групповых помещений, в том числе 2 группы компенсирующей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).
Каждый номер состоит из игровой комнаты, коридора, кладовой, санузла; 4 групповые комнаты со спальнями.
ЗАДАЧА 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью изучения основных понятий, терминов и определений по теме исследования был составлен тезаурус, который представлен ниже.
1. Вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память не сформированы; имеет место непонимание связи чисел, обозначающих число, с его словесным обозначением.
2. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, при котором черты эмоционально-волевой незрелости проявляются в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармония психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию данного типа инфантилизма. Нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с неглубокими метаболическими и трофическими нарушениями внутриутробного развития или первых лет жизни.
3. Графическая дискалькулия: нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно-моторная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике.
4. Движущими силами психического развития являются факторы, являющиеся причинами психического развития, содержащие в себе побудительные и направляющие источники этого развития.
5. 5. Дошкольное учреждение - вид образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различных направлений.
6. Деятельностный подход – методологический принцип, сформулированный А.Н. Леонтьева, с позиций которого рассматриваются процессы формирования психических явлений. Этот принцип основан на категории деятельности.
7. Дискалькулия у детей - специфическое нарушение развития школьных навыков, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук.
8. Дислексическая дискалькулия: чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитическая и синтетическая деятельность нарушены; представления об изображении математических знаков не сформированы.
9. Дошкольный возраст – этап психического развития, занимающий возраст от трех до семи лет. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Это период наиболее интенсивного развития воображения, наглядно-образного мышления, речи.
10. Умственная отсталость – проявление недостаточно развитой центральной нервной системы (органической или функциональной).
11. Умственная отсталость конституционального происхождения - это так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнера и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития, у многих способы, напоминающие нормальную структуру эмоционального склада детей раннего возраста.Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения практики:
Обосновали актуальность исследования (представлены сканы изученных авторефератов диссертаций по проблеме исследования и анализ этих диссертаций в виде таблицы).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
2. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 7–9. 3. Далингер В. А. Причины типичных ошибок учащихся по математике // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-tipichnyh-oshibokuchaschihsya-po-matematike (дата обращения: 05.03.2022).
3. Ермолова Т. В., Пономарева В. В., Флорова Н. Б. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. № 3. – С. 7–27.
4. Калинина Г. П., Ручкина В. П. Развитие математической речи в начальных классах // Специальное образование. – 2016. – № 1 (41). – С. 62–74
5. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с.
6. Кондратьева С. Ю. Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине: метод. пособие. – СПб.: ООО Детство-Пресс, 2015. – 32 с.
7. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: СОЮЗ, 2005.
8. Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., Карабанова О. А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. – № 36.
9. Результаты НИКО – 2014 по математике: что и требовалось доказать // Математика в школе. – 2015. – № 2. – С. 8–9.
10. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.: Воронеж, 2000.
11. Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard Dyscalculia: From Brain to Education / Science. – 2011. – Р. 127–139.
12. Kosč L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schopnosti v detakom veka // Otasky defektogie. – 1971. – № 4. – Р. 34‒48.
13. Mathematical Cognition Deficits in Children With Learning Disabilities and Persistent Low Achievement: A Five Year Prospective Study / Geary David C. [et al.] // Journal of Educational Psychology. – 2012. – Vol. 104 (1). – P. 206–223. doi: 10.1037/ a0025398
14. Alatorre S., Cortina J. L., Sáiz M., Méndez A. Psychology of Mathematics Education // Mérida, Yucatán, México. – 2006. – № 9 (12). – 1034 p.