Фрагмент для ознакомления
2
На экране выведен эпиграф: «Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести». Абу-ль-Фарадж
Преподаватель: Тема чести и совести проходит красной линией в литературе, живописи, кино, музыки. С самого рождения в нас закладывается понятия о том, что хорошо и плохо, добре и зле. Однако, каждый день мы сталкиваемся с непростым выбором «Как поступить достойно и правильно?», «Что значит правильно?». Это сложный выбор и не всегда мы принимаем верные решения. Сегодня мы обсудим те жизненные ценности, нравственные критерии, которые важны каждому человеку. Тема нашего круглого стола: «Вечные ценности (честь и совесть)»
Выдающийся писатель Абу-ль-Фарадж говорил, что человек, который с самого начала живет достойно, свободен от угрызений совести.
Но как же понять, что значит достойно? Ведь бывает так, что для одного человека является нормальным для другого является совсем неприемлемым. Как вы думаете от чего это может зависеть?
Предполагаемые ответы студентов: от воспитания, от заложенных ценностей.
Преподаватель: Как вы понимаете слово «ценность»?
Предполагаемые ответы студентов: нечто, имеющее важное значение; то, что человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение и т.д.
Ценность – понятие многогранное, имеющее большое количество значений. Определения могут отличаться деталями, но в каждом из них будут общие аспекты: под ценностью понимается предмет, вызывающий интерес, мотивацию к действию, соответственно ценность – это значимый для одного человека или группы людей объект.
Преподаватель: а что является ценностью для вас?
Предполагаемые ответы студентов: добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода и.т.д.
Преподаватель: «Золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности.
Посмотрите на экран. На нём изображен список различных ценностей.
Приведите примеры из жизни, где проявлялись или могли проявиться данные человеческие ценности:
1. Ценности обыденной жизни: старание, добросовестность, трудолюбие, экономность, ответственность, тяга к порядку;
2. Ценности общественных отношений: признательность, уважение, сопереживание, толерантность;
3. Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, гуманность;
4. Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера, жизнь.
При помощи верной оценки, человек может сделать правильный выбор между плохим и хорошим, добром и злом, благотворным и губительным. Перефрази¬руя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты це¬нишь, и я скажу, кто ты».
Просмотр нескольких серий «Ералаша» о ценностях и обсуждение.
Преподаватель: Так много написано и так много сказано о доброте, духовно-нравственных аспектах, о моральных нормах, однако, ежедневно мы видим ситуации, в которых люди поступают не порядочно, не по чести. Как прожить свою жизнь с честью и достоинством, поступая, по совести.
Давайте попробуем разобрать слово совесть. Приставка со- указывает на некоторую сопричастность, взаимосвязь, она встречается и в других словах (со-трудничество, со-чувствие, со-причастность). Корень – весть. А это что значит?(Совесть дает нам понимание (весть) правильно ли мы поступили в той или иной ситуации).
Давайте рассмотрим понятие «Совесть» в словаре. Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (словарь современного русского языка С. И. Ожегова)
Есть ещё одна нравственная категория «ЧЕСТЬ».
Давайте попробуем расписать каждую букву слова честь прилагательным.
Например: Ч - честный, е - единственный; с – свободный; т – трудолюбивый.
Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности (словарь современного русского языка С. И. Ожегова).
Честь и достоинство – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
Задание для студентов: Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Осколки в сердце».
Обсуждение:
- Как вы считаете, в какой момент у него появляются муки совести?
- Как вы думаете, какими вырастут дети, которых воспитывал герой рассказа?
- Как вы думаете, почему героя рассказа не отпускают воспоминания о бедном, слепом старике?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? («Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.»)
Преподаватель: Когда человек совершает неправильный поступок, нередко после этого он испытывает угрызение совести, недовольство своим собой. «Муки совести» - Сильнейшая человеческая эмоция.
Преподаватель: в жизни мы часто сталкиваемся с выбором: сделать по совести или против совести. Давайте рассмотрим ситуации и попробуем принять решение.
Задание: Разберём три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация первая. Вы идете по улице видите кошелек. В кошельке помимо денег, есть банковские карты с информацией о хозяине. Какое решение вы примете?
студенты высказываются по поводу ситуации
Ситуация вторая. Вы не подготовились к экзамену, но вам удалось списать у одногруппника. При проверке работ преподаватель заметил списывание и отказался принимать обе работы. Что бы вы сделали?
студенты высказываются по поводу ситуации
Ситуация третья. Ваша группа запланировала пойти в поход. Однако происходит неприятная ситуация, в кабинете кто-то сломал шкаф. Куратор просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает всю группу и поход отменяется. Вы знаете, кто это сделал. Каким образом поступить в данной ситуации по совести?
студенты высказываются по поводу ситуации
Преподаватель: испытали ли вы затруднение при решении данных ситуаций? Честность очень важна в личных взаимоотношениях, и прежде всего, мы должны быть честными по отношению к себе.
Преподаватель: в нашей жизни ежедневно происходят ситуации, в которых нам нужно сделать выбор. Нам часто приходится слышать: «Хочешь жить – умей вертеться!» или высказывание по типу «Победителей не судят!». Многие люди не анализируют эти высказывания, изначально считая их верными. Но ведь зачастую люди, прикрываясь этими утверждениями, пытаются оправдать свои неправильные поступки. Спад развития культуры, потребительское отношение к истории своей родины, деградация речи, словарного запаса наших граждан, падение нравов и полная безнаказанность – Всё это провоцируют рост преступности, конфликтов, безнравственности. Нравственный вопрос в современной России стоит наиболее остро.
Чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Для этого нужно проводить ежедневно анализ собственных поступков, постараться посмотреть на свои поступки глазами других.
Давайте выполним задание «Минута раскаяния». Вспомните свои поступки, за которые сейчас вы испытываете стыд, напишите на листочке ваши ощущения и чувства, которые вы испытываете сейчас. Под музыку студенты делают записи на листочках.
Показать больше