Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики: формирование умений и навыков научно-исследовательской работы.
Задачи практики:
1) формировать умение осуществлять планирование психолого-педагогического исследования (формулировать цель, задачи, объект, предмет и гипотезу, методики исследования);
2) закрепить навыки проведения психологической диагностики, составления таблицы исходных данных в программе excel;
3) закрепить умение осуществлять математико-статистическую обработку данных с использованием методов сравнительного и корреляционного анализа;
4) формировать умение описывать результаты психолого-педагогического исследования;
5) формировать умение осуществлять психологическое консультирование субъектов образовательного процесса по результатам диагностики.
Задание №1.
Разработать план психолого-педагогического исследования (сформулировать цель, задачи, объект, предмет и гипотезу, методики исследования)
Тема исследования: «Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста»
Цель: изучить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1)выявление различий в уровне развития эмоционально – волевой сферы у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
2)выявление корреляционных связей между показателями эмоционально – волевой сферы в выборках мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: Внимание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчиво и требует корректировки.
Методика№1: "Проставь значки"
Автор методики: Р.С. Немов.
Цель: проверка уровня концентрации внимания ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей корректировать и улучшать результаты. Методика также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение - оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и насыщения). Примечательно, что проверка занимает всего несколько минут. При детской непоседливости он дает наиболее точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.
Метод используют для дошкольников и младших школьников. Возрастной диапазон 5-8 лет. Это зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к разряду элементарных и считается первым этапом психологического исследования параметров внимания у детей.
Инструкция:
Тест не требует специального оборудования. Для его проведения вам понадобится только заранее подготовленная форма, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они расположены на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 на 10 см.
Перед началом теста ребенку инструктируют: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. У ребенка есть 60 секунд, чтобы выполнить задание.
Важные моменты
Техника «Проставь значки» предназначена для детей любого уровня подготовки. Так, для малышей или детей с определенными психическими расстройствами количество цифр сокращается на 5-7 строк, а знаки плюс и минус заменяются горизонтальными и вертикальными черточками. Также к общей форме прилагается наглядная проба для синхронного развития зрительной и слуховой памяти
Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества выполненных фигур за измеряемый интервал времени. Иногда ребенку требуется больше минуты, чтобы выполнить тест. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять цифры по памяти, не опираясь на образец.
Методика Немова рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. Поэтому результат нельзя назвать абсолютным. Единственным выходом из этой ситуации может стать привлечение помощников. (См. приложение 1)
Анализ
После того, как ребенок выполнит тест и будут зафиксированы ключевые критерии оценки, психолог может приступить к общему анализу работы. В этом процессе важно установить причины, которые привели к результатам. Методика включает в себя готовность ребенка выполнять инструкции, настраивая его на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах и внутреннюю ориентацию для безошибочного выполнения теста. Как показывает практика, показатели концентрации внимания могут быть ниже возможных из-за стремления испытуемого проявить свои способности, стремясь к максимальному результату. То есть в ребенке пробуждается чувство соперничества, характеризующееся азартом и поспешностью. Также следует учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие заболевания.
При анализе работы субъекта следует использовать определенный алгоритм показателей:
Способность ребенка выполнять инструкции (порядок действий).
Целенаправленность заполнения тестовой формы.
Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость). Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они указывают на особенности зрительного гнозиса (способность узнавать предметы, цвета, знаки, фигуры и т. д.).
Индекс правильности (т. е. количество правильно заполненных цифр по отношению к их общему количеству). Для подсчета результатов используется специальная таблица.
Скорость заполнения теста (количество цифр за 30 секунд, минуту).
Количество ошибок за записанные интервалы времени.
Динамика и распределение количества ошибок в разных частях тестовой формы (в начале, конце, слева и справа).
Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).
Методика№2: «Найди и вычеркни»
Авторы: Т.Д.Марцинковская.
Цель методики: Определить продуктивность и устойчивость внимания старших дошкольников.
Перед испытуемым ребенком кладут лист, на котором в рандомном расположении показаны простые фигуры.
Инструкция:
Руководитель дает ребенку лист с изображением фигур. После слова «начинай», ребенку необходимо по строчкам находить и зачеркивать названные руководителем фигуры до слова «стоп!». После слова «стоп!», ребенку необходимо прекратить зачеркивать и показать лист руководителю и указать на последнюю названную руководителем фигуру. После того, как ребенок показал руководителю последнюю фигуру, руководитель отмечает ее и снова говорит «начинай», ребенку необходимо продолжать делать то же самое, это будет повторяться несколько раз до команды «конец». После этой команды тест закончится.
Консультация на тему:
КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ?
Способность обращать внимание является фундаментальной способностью, когда речь идет о когнитивной обработке. Приобретение этой способности важно для нормального дальнейшего обучения. По этой причине мы организовали данную консультацию.
Следовательно, мы можем рассматривать внимание как сложный психический процесс, который имеет основополагающее значение для правильного функционирования ребенка. Кроме того, эта способность определяет поведение малышей. На самом деле трудности, когда дело доходит до внимания, приходят с появлением самых разных проблем , как в младенчестве, так и во взрослой жизни.
Заключение
В ходе данной практики мной были выполнены все поставленные цели и задачи. Производственная практика (научно-исследовательская работа) оказалась очень интересной, я открыла для себя много нового и справилась со всеми заданиями без затруднений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.
2. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.-2000. - №5. - С.127-131, С.127
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.