Фрагмент для ознакомления
2
1.Анализ специфики труда воспитателя группы раннего возраста. Хронометраж деятельности.
Важным фактором для системы социального воспитания детей в раннем возрасте является подготовка специалистов, имеющих следующие педагогические компетенции:
- проектирование - умение формулировать образовательные задачи и определять в зависимости от них содержание, выбор форм и методов работы с детьми, группами в целом;
- коммуникативность - умение плодотворно общаться с любыми участниками образовательных отношений, включая детей, родителей, коллег и т.д.;
- диагностика - желание изучать с психологом развитие ребёнка в различных областях деятельности;
- Прогностическое - умение определять перспективы развития каждого воспитанника и всей группы;
- Гностическое - умение самостоятельно отбирать, анализировать и систематизировать свои знания, внедрять их в собственные педагогические практики.
Данный возраст – базовый для развития личности. Это период, в котором происходит активное сенсорное развитие, наглядно-действенного мышления ребенка, формирование вторичной сигнальной системы и ее основных функций, закладываются личностные особенности ребенка, в этой связи, педагоги групп раннего развития должны знать неповторимые возможности развития, которые присущи детям данного возраста и адекватно, своевременно использовать их в образовательном процессе.
Для раннего возраста (1 год – 3 года) применяются следующие виды деятельности:
- работа с предметами и играми составных и динамических игрушек;
- эксперименты с материалами, веществами песка, воды, теста и др.;
- общения с взрослыми и со совместными играми с сверстниками, руководствуясь взрослым;
- самообслуживание и действие с бытовыми предметами - ложки, совки, лопатки и др.;
- восприятие смыслов музыки, рассказов, стихов, рассмотрение картинок, двигательная деятельность.
Методика образования детей в раннем возрасте обладает своей спецификой: обучение проводится с игровой формой, учитывая решающее значение эмоциональных факторов детей, в подгруппах: количество участников от 6 до 8 детей, длительность занятий не более 8-10 мин, обязательно включая двигательные задания, важно повторять занятия, действия и умения – знания, которые приобретает ребенок, не сразу становятся стабильными и легко уничтожаются. Тема повторяется, но с различным материалом, или одно и то же, но задание меняется.
Время Функционал воспитателя
7.00 – 8.15 Осуществление приема воспитанников в группу, ведение беседы с родителями, организация игровой деятельности детей. Подготовка пособий к НОД
8.15 – 8.30 Проведение утренней гимнастики. Сопровождение детей мыть руки перед завтраком.
8.30 – 9.00 Завтрак. Руководство процессом принятия пищи: наблюдение за детьми, обучение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Привлечение дежурных к знакомству детей с названиями блюд на завтрак
9.00-9.25 Проведение НОД с первой подгруппой детей
9.30-9.55 Проведение НОД со второй подгруппой детей
10.00-10.10 Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, работа дежурных по сервировке столов
10.10-10.30 Второй завтрак. Руководство процессом принятия пищи: наблюдение за детьми, обучение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Привлечение дежурных к знакомству детей с названиями блюд на завтрак.
10.30-10.40 Подготовка к прогулке. Организация детей в туалет. Помощь детям в одевании на прогулку. Вывод детей на прогулку.
10.40-12.00 Проведение прогулки (организация наблюдения, игры, физические упражнения, индивидуальная работа) по плану
12.00-12.20 Организация возвращения детей с прогулки. Помощь детям в раздевании, развешивание мокрой одежды для просушки. Сопровождение детей в туалет, наблюдение за процессом мытья рук. Организация работы дежурных по столовой
12.20-12.30 Организация совместной и самостоятельной детской деятельности
12.30-13.00 Обед. Руководство процессом принятия пищи: наблюдение за детьми, обучение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Привлечение дежурных к знакомству детей с названиями блюд на обед. После обеда сопровождает детей в туалет и оказывает помощь в раздевании. Укладывание детей на дневной сон
13.00-15.00 Сон детей. Подготовка к методическим мероприятиям, изготовление пособий, занятие самообразованием, оформление родительских уголков, работа с документацией
15.00-15.30 Подъем детей. Организация закаливающих процедур. Помощь детям в одевании. Сопровождение детей в туалет, помощь в умывании.
15.30-15.50 Полдник. Руководство процессом принятия пищи: привлечение дежурных к знакомству детей с названиями блюд на полдник, наблюдение за детьми, обучение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
15.55-16.20 Проведение НОД
16.20-16.30 Организация помощи детям в одевании на прогулку. Вывод детей на прогулку.
16.30-17.15 Проведение прогулки
17.15-17.30 Организация возвращения детей с прогулки. Помощь детям в раздевании, развешивание мокрой одежды для просушки. Сопровождение детей в туалет, наблюдение за процессом мытья рук. Организация работы дежурных по столовой
17.30-18.00 Ужин. Руководство процессом принятия пищи: следит за детьми, учит правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Организация работы дежурных по столовой после принятия детьми пищи (сбор посуды, сметание крошек со стола, подметание пола вокруг столов)
18.00-19.00 Организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Подведение итогов прожитого дня с детьми. Проведение оценки и самооценки работы дежурных, заполнение календаря добрых дел и т.п.
2. Особенности образовательной деятельности с детьми раннего возраста. Карта педагогической диагностики ребенка 3 лет.
Особенность первая. Необходимость включения в детские занятия.
Как известно, универсальный метод воспитания малых детей — это игра. Для игры малышей требуется непременное участие взрослых, которые не только дают им необходимые правила и методы игры, но «заражают» их интерес к работе, стимулируют и поддерживают их деятельность.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку.
Необходимость индивидуальных подходов педагога для каждого ребенка очевидна для всех возрастов. Но в раннем детстве индивидуальный подход важен не только из-за того, что каждый ребенок разный, но и из-за того, что малый ребенок способен воспринять лишь то воздействие, которое ему адресовано лично.
Особенность третья. Неэффективность каких-либо вербальных воспитательных методов. Важнейшим плюсом работы с детьми является неэффективность всех вербальных методик воспитания детей. Любая инструкция, объяснение, призыв к послушанию оказывается бесполезной. Дети в этом возрасте живут лишь настоящими. Для них воздействие окружающих предметов, движений, звуков является гораздо сильнее, чем для взрослых значение слов. Это не означает, что не надо говорить с детьми. Но слова педагога должны обязательно включаться в контекст действий реального времени, иметь светлую интонацию, сопровождать соответствующие жесты и движения.
Особенность четвёртая. Необходимо принимать ребёнка.
Крайне важна позитивная восприимчивость и дружелюбие к ребенку, которая подразумевает позитивное отношение к ним, будь то что он делает и как.
Пятая особенность. Требуется эмпатия.
Важное условие для педагогического взаимодействия с детьми – эмпатия – то есть сочувствие, сострадание. Для эмпатии требуется умение слушать кого-то, а не только слова его, а то, что он умолчит или даже не понимает.
Из всего изложенного можно заключить, что все требования должны быть соблюдены каждому педагогу детей дошкольного возраста, но особую важность имеют они в раннем возрасте, потому что в этом периоде взаимоотношения ребенка и взрослого в процессе воспитания выходят на первое место.
Показать больше