Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Нормативно-правовые основы архивного дела 3
1.1 Составить историческую справку к документам архива АО «Промтех-Ульяновск» (историческую справку об организации-базе практики) 3
1.2 Проанализировать положение об экспертной комиссии и положение об архиве организации АО «Промтех-Ульяновск» 5
Тема 2. Государственные архивы, муниципальные архивы, архивы организаций 7
2.1 Составить схему управления архивным делом (в субъекте РФ, на территории которого расположена организация-база практики) 11
Тема 3. Методика и практика архивоведения 14
3.1 Проанализировать процесс проведения экспертизы ценности документов, упорядочения и списания документов, а также уничтожения документов в архиве АО «Промтех-Ульяновск», подготовить примеры соответствующих документов (описи и акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению) 14
3.2 Дать характеристику учетным документам архива организации, являющейся базой проведения производственной практики, в том числе базам данных, ведущимся в архиве АО «Промтех-Ульяновск» 21
3.3 Дать характеристику системе НСА. Проанализировать архивные справочники архива организации, являющейся базой практики АО «Промтех-Ульяновск» 27
3.4. Составить архивную справку на один из социально-правовых запросов, поступивших в архив АО « Прометей-Ульяновск» 28
Тема 4. Обеспечение сохранности архивных документов 29
4.1 Дать характеристику основным нормативным режимам хранения документов в архиве АО «Промтех-Ульяновск, являющейся базой проведения практики, сравнить их с рекомендуемыми правилами. 29
4.2 Проанализировать комплекс мер по обеспечению сохранности документов в архиве АО «Промтех-Ульяновск», являющейся базой практики 32
4.3 Регистрировать входящие, исходящие и внутренние документы. ПК 1.5, ПК 1.6 40
Тема 5. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов 44
5.1 Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и обобщение результатов, написание отчета. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 4
Фрагмент для ознакомления
2
Экспертиза ценности документов – это исследование состава и содержания документов учреждения на основе критериев стоимости документов с целью определения условий их хранения и отбора документов для их дальнейшего хранения.
В ходе работы по подбору документов для постоянного или долгосрочного хранения используется весь набор документов, формирующихся в деятельности всех структурных подразделений АО «Прометех-Ульяновск», подлежит экспертизе на предмет их ценности. Документы не могут быть уничтожены до установленной процедуры экспертной оценки ценности документов в АО «Промтех-Ульяновск». До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов их уничтожение запрещается.
Экспертиза оценка ценности документов в учреждении проводится:
- в сфере делопроизводства: при составлении номенклатуры дел, формировании дел и подготовке их к передаче в архив;
- в архивах: в ходе подготовки дел к передаче на постоянное хранение.
Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов приказом руководителя создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК) (Приложение 2). В организациях, имеющих подведомственную сеть (например, филиалы), создаются постоянно действующие центральные экспертные комиссии (ЦЭК).
В состав ЭК (ЦЭК) входят квалифицированные и опытные сотрудники основных структурных подразделений организации, хорошо осведомленные о составе и содержании, а также о ценности и информации документов, созданных структурным подразделением, в котором они работают. В состав комиссии должны входить руководитель службы управления документацией и архив организации (или лицо, ответственное за архив организации).
Под упорядочением архивных документов понимается комплекс работ по формированию архивных документов в папки хранения (дела), описанию и регистрации таких папок хранения (дел) в соответствии с правилами.
Единицы хранения (дела) должны быть описаны, систематизированы, внесены в описи и оформлены в порядке, обеспечивающем их учет, поиск и использование.
Дела постоянного и временного хранения более 10 лет, включая документы по личному составу, подлежат передаче в архив организации.
Дела временного (до 10 лет) хранения в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению.
В соответствии с п. 204 Инструкции по делопроизводству дела должны быть переданы в архив организации и включены в сводную опись дел (годовой раздел сводной описи дел) по истечении года, но не позднее 2 лет после их завершения делопроизводством.
Дела передаются в архив согласно описи структурных подразделений в сроки, установленные графиком передачи файлов в архив. При ппринятии и передаче дел в архив, правильность формирования и оформления дел, проверка соответствия количества дел, внесенных в реестр дел структурного подразделения, количеству дел, установленных в соответствии с номенклатурой дел организации. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняются сотрудниками структурных подразделений.
Дела передаются в архив организации в присутствии сотрудника структурного подразделения, из которого они передаются. В обоих экземплярах описи в графе «Примечание» каждого заголовка дела проставляются отметки о наличии дел. В конце каждого экземпляра описи цифрами и прописью указываются:
- количество фактически принятых в архив дел;
- дата приема-передачи дел;
- наименования должностей, подписи, расшифровки подписей лица, передавшего дела, и работника архива (лица, ответственного за архив), принявшего дела.
В случае если организация передает свои документы на хранение в государственный или муниципальный архив, рекомендуется включать в состав комиссии его представителя.
Как правило, председателем комиссии назначают заместителя руководителя организации, курирующего вопросы делопроизводства и архива. Секретарем комиссии является заведующий архивом или ответственный за архив организации.
Функции и права ЭК (ЦЭК), а также организация ее работы определяются положением об этой комиссии, разрабатываемым на основе Примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия, утвержденного приказом Росархива от 19.01.1995 № 2.
Задачи и функции ЭК
Основными задачами ЭК (ЦЭК) являются:
- - организация и проведение экспертизы стоимости документов на этапе ведения учета при составлении номенклатуры дел и их формировании;
- организация и изучение ценности документов на этапе подготовки к их передаче в архив организации;
- организация и проведение отбора и подготовки документов для постоянного хранения в государственных или муниципальных архивах.
Основными функциями ЭК (ЦЭК) являются:
- организация ежегодного отбора документов для хранения и уничтожения;
- рассмотрение и представление на утверждение и утверждение ЕПК архивного органа проектов указателей файлов организации, инвентарных списков файлов постоянного и долгосрочного хранения, включая личные дела персонала, справки о случаях, не подлежащих хранению для уничтожения;
- подготовка и представление на рассмотрение ЭПК архивного органа предложений об изменении сроков хранения по категориям документов, установленным перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями;
- участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методологических документов по вопросам работы с документами в организации.
- Результаты работы комиссии оформлены в виде протокола в приложении 2.
Отбор документов на хранение
В ходе изучения ценности документов Комиссия отбирает документы для постоянного и временного (более 10 лет) архивного хранения для передачи в архив;
- отбирает документы с временным сроком хранения (до 10 лет включительно) и отмечает "до конца полезности" для дальнейшего хранения в структурных подразделениях;
- предоставляет документы за предыдущие годы, срок хранения которых истек, для уничтожения.
Расчет срока хранения документов производится 1 января года, следующего за годом окончания их подачи.
Срок хранения документов на нетрадиционных носителях соответствует сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях.
Отбор документов для хранения и уничтожения осуществляется в каждом конкретном случае. Анализ стоимости документов, основанный только на названиях дел в номенклатурах, перечнях структурных подразделений организации или на обложках дел, не допускается без ознакомления с самими документами.
Файлы, предназначенные для постоянного и долгосрочного (более 10 лет) хранения, подлежат изъятию двойных копий документов, черновиков, неофициальных копий документов.
При выборе файлов для хранения уточняется также характер повторения и усвоения информации, содержащейся в других документах, с учетом типа, формы и полноты повторения и усвоения. Хранятся только подлинные документы, а в случае их отсутствия (утрата, изъятие) - заверенные копии, поскольку они играют важную роль в их будущем использовании. Это особенно касается подтверждения информации социально-правового и имущественного характера на основе архивных документов.
Отбор документов к уничтожению
Отбор документов за соответствующий период к уничтожению и составление акта о выделении их к уничтожению производятся после составления описей на дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Описи и акт рассматриваются на заседании экспертной комиссии организации.
В случае если организация является источником комплектования государственного или муниципального архива, то описи и акт о выделении документов к уничтожению после согласования ЭК организации направляются на утверждение ЭПК соответствующего архивного органа.
Организации, документы которых не подлежат приему в архивные учреждения, уничтожают дела с истекшими сроками хранения без согласования с архивными органами при условии упорядочения документов по личному составу. В этом случае ЭК организаций дано право самостоятельно согласовывать описи на дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и акты о выделении документов с истекшими сроками хранения. После согласования описи и акты утверждаются руководителем организации, и только после этого организация имеет право уничтожать документы с истекшими сроками хранения.
Если организация передает свои документы на государственное или муниципальное хранение, то работа по экспертизе ценности документов проводится под методическим руководством того архивного учреждения, источником комплектования которого оно является.
При этом, запрещается уничтожение документов с истекшими сроками хранения без проведения всего комплекса работ по упорядочению документов как постоянного, так и долговременного хранения, в том числе по личному составу.
Это связано прежде всего с тем, что в ходе подготовки дел к постоянному или длительному хранению может обнаружиться, что часть документов утрачена, и восполнить информацию, содержащуюся в утраченных документах, могут только те документы с временными сроками хранения, которые были несвоевременно уничтожены.
Протокол заседания экспертной комиссии представлен в приложении 2.
Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению – документ, применяющийся в случае необходимости провести уничтожение перечня документов, срок действия которых истек. Данный документ в обязательном порядке должен содержать основание уничтожения документов.
Как правило, причиной уничтожения документов является утрата практического значения конкретных документов, а так же отсутствие в них научно-исторической ценности. Каждый документ, подлежащий уничтожению, должен быть полностью охарактеризован, а именно: заголовок дела или группы документов, номер описи, индекс дела по номенклатуре или номеру описи, количество документов, подлежащих уничтожению, а так же сроки хранения.
Акт должен быть согласован Протоколом ЦЭК с указанием его регистрационного номера. Так же должен быть определен общий вес документов, подлежащих сдаче на переработку, документ, являющийся основанием для передачи документов на утилизацию (приемо-сдаточная накладная), а так же наименование организации, в которую были сданы документы, пришедшие в непригодность. Документ подписывается должностными лицами, а именно: работником предприятия, осуществляющего сдачу документов, подлежащих к уничтожению, а так же лица, непосредственно проводившего экспертизу ценности документов.
Образец акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению представлен в приложении 5.
Опись документов передаваемых в архив организации имеет следующий вид.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).// Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=18001. - Загл. с экрана.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] – М.: Изд-во Эскмо, 2020. – ISBN 5-94462-025-0.
3. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2014 г. № 63-ФЗ. // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=720201. - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2020 года n 359-фз). [Электронный ресурс]: база данных нормативов и документов. – М., 2014. – Режим доступа: http://www.sklad-zakonov.ru/cgi?req=doc;base=LAW;n=72. – Заглавие с экрана.
5. ГОСТ Р ИСО 15489-1 – 2016 СИБИД. Управление документацией.// Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72079. - Загл. с экрана.
6. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения. / Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=391114. - Загл. с экрана.
7. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.// Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=28003. - Загл. с экрана.
8. ГОСТ 6.10.4-84. «Унифицированные системы документации.// Консалтинговая группа «Термика»,разработка и внедрение информационных систем, делопроизводство и электронный документооборот [Электронный ресурс] – М.,2014. – Режим доступаhttp://www.termika.ru/dou/docs/detail.php?ID=1661html - Загл. с экрана
9. Бобылева, М. П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному [Текст] / М.П. Бобылева. - М.: МЭИ, 2014. - 172 с.
10. Бобылева, М. П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному [Текст] / М. П. Бобылева. – М.: МЭИ, 2020. – 295 с.
11. Быкова, Т.А. Делопроизводство: учеб. [Текст] / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.В. Санкина; под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 364 с.
12. Быкова, Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учеб. пособие [Текст] / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
13. Варламова, Л.Н. Стандартизация управления документацией в России: современный этап [Текст] / Л.Н. Варламова // Делопроизводство. – 2020. - №4. – С. 15-18.
14. Документационное обеспечение управления: учеб. [Текст] / [А.С. Гринберг и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 391 с.
15. Кондратьева, Е. Утвержден ГОСТ Р 53898-2020 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» [Текст] / Е. Кондратьева // PR News [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.
16. Корнеев, И.К. Защита информации в офисе: учеб. [Текст] / И.К. Корнеев, Е.А. Степанов. – М.: Проспект, 2020. – 336 с.
17. Пшенко, А.В. Хранение документов и обеспечение их сохранности [Текст] /Пшенко А. // Секретарское дело. - 2021. - №10. – С. 52.
18. Рогожин, М.Ю. Делопроизводство. Подготовка служебных документов [Текст]. – СПб, 2014. – 245 с.
19. Санкина, Л.В. Система хранения документов в делопроизводстве /Санкина Л. [Текст] // Секретарское дело. - 2014. - №2. – С. 15. –
20. Санкина, Л.В. Характерные черты делопроизводства в фирмах мелкого и среднего бизнеса [Текст] // Делопроизводство. - 2014. - №12. – С. 29.
21. Сокова, А.Н. Электронное делопроизводство (Практический взгляд на проблему в реальных условия) [Текст] // Делопроизводство. - 2020. - №1. – С.
22. Чмыхало А. Ю. Архивное дело: Учеб. пособие / Том. политехн. ун-т.—Томск,2004. – 136 с.
23. https://delo-press.ru/journals/documents/arkhivnoe-delo/48147-ispolnenie-zaprosov-sotsialno-pravovogo-kharaktera/