Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Их деятельность подчинена реализации базовых требований, определяющих движении России к информационному обществу, к которым относятся: формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание обеспечения прав и граждан на свободное получение, распространение и использования информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия.
Актуальность деятельности библиотечной сферы подчеркивается своеобразием и уникальностью роли библиотек в общественной жизни России. В сложных социально-экономических условиях библиотека востребована как организация, соблюдающая принцип общедоступности своих информационных ресурсов, поэтому она способна выступать значимым фактором преодоления кризиса современной российской действительности.
В период с «__» _________ по «__» _________ 2023 г. ознакомительная практика проходила в научной библиотеке ДВИУ-филиала РАНХиГС, расположенной по адресу г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33.
Цель прохождения практики: знакомство с профессиональной областью деятельности и научной литературой в профессиональной области.
Прохождение практики предполагает решение следующих задач:
1) ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;
2) работа с различными поисковыми системами, каталогами, электронными ресурсами для сбора информации по теме исследований;
3) сбор материалов для осуществления научно-проектной работы и магистерской диссертации;
4) разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок;
5) формирование основного списка библиографических источников для научного исследования;
6) поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов.
По результатам прохождения практики необходимо подготовить следующие материалы:
1) план научного исследования;
2) концепцию исследования;
3)основной список библиографических источников для научного исследования;
4) теоретико-методологическую статью по теме научного исследования;
5) отчет по практике.
1. Организация деятельности научной библиотеки ДВИУ-филиала РАНХиГС
Читальный зал, расположенный по ул. Муравьева-Амурского,33, является отделом научной библиотеки ДВИУ-филиала РАНХиГС. Здесь широко представлена учебная, учебно-методическая и научная литература, воспользоваться которой можно: в будние дни с 9:00 часов до 18:00 часов, суббота: 9:00 - 17:00. Без перерыва. Воскресенье – выходной. Последняя пятница месяца санитарный день.
Для пользования в библиотеке предлагаются алфавитный и систематический каталоги.
Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.
Систематический каталог (СК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Под СК понимают систему, состоящую из двух подсистем: СК и алфавитно- предметного указателя к нему.
Библиотека имеет электронный каталог библиотеки (отражает информацию о поступлениях в библиотеку, обеспечивает поиск по автору, заглавию, ключевому слову, году издания и издательству). Поиск по электронному каталогу осуществляется на студенческом компьютере в учебной части и в компьютерном читальном зале.
Электронный библиотечный каталог (ЭК) библиотечный каталог, реализованный в машиночитаемой форме; организованный сервис доступа через сеть Интернет к библиографическим базам данных библиотеки. Отражает все издания фонда библиотеки начиная с поступлений 1996 года. Консультант Плюс компьютерная справочно-правовая система по законодательству России. Содержит более 5 млн. документов.
В читальном зале регулярно организуются книжные выставки: по профилю вуза, к знаменательным датам, новых поступлений, проводятся тематические обзоры.
Сегодня, когда поток информации постоянно растет, усиливается и информационная роль библиотек. Одной из наиболее актуальных составляющих работы читального зала является доведение до потребителей информации. Читальный зал научной библиотеки один раз в три месяца проводит день информации, информируя преподавателей и студентов учебного заведения о новых поступлениях печатных и электронных документов.
В фонде читального зала имеется литература по гуманитарным, юридическим и профильным дисциплинам. Имеются учебники и учебные пособия, справочники и энциклопедии, словари и атласы, монографии и сборники научных трудов, все издания профессорско-преподавательского состава, выпускаемые в редакционно-издательском центре вуза.
Основная функция читального зала – библиотечное и информационо-библиографическое обслуживание учебного процесса и научно- исследовательской деятельности ВУЗа.
В конце дня читатели могут воспользоваться дополнительной услугой - получить необходимую литературу на «Ночной абонемент» в соответствии с «Правилами пользования научной библиотеки». На ночной абонемент издания выдаются по заявлению установленного образца, после внесения платы за пользование ночным абонементом, согласно утвержденным тарифам, в количестве не более 2-х экземпляров с 16:00 до 9:30 следующего дня.
В 2023 году для сотрудников и студентов сети филиалов РАНХиГС открыт доступ к информационным ресурсам:
– электронно-библиотечные системы издательств Лань и Юрайт, ibooks.ru, IPRbooks, ZNANIUM.COM;
– база электронных книг от ведущих мировых издательств - ProQuest Ebook Central;
– платформ, предоставляющая доступ к базам данных Business Source Complete, Academic Search Premier, EconLit, SocIndex with FullText, Political Science Complete - Ebsco Publishing;
– электронные коллекции диссертаций и авторефератов: НЭБ, PROQUEST DISSERTATION & THESES GLOBAL;
– электронные периодические издания: коллекция русскоязычных периодических изданий – East View Information Services, электронная библиотека Издательского дома «Гребенников», polpred.com, SAGE Premier, SPRINGER, Научная электронная библиотека eLIBRARY.
– справочно-правовые системы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».
По теме научного исследования были изучены следующие источники, в которых рассмотрены теоретические и практические аспекты по теме выбранного научного исследования:
1) Боровая, С. Л. Формирование финансовой грамотности населения / С. Л. Боровая, С. В. Аксютина. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. – 159 с.
Монография посвящена вопросам формирования финансовой грамотности населения. В издании уделяется внимание теоретико-методологическим и методическим вопросам исследуемой проблемы. Авторами показаны методы формирования финансовых компетенций у российской молодежи.
2) Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: монография / Н. В. Аликперова [и др.]; отв. ред. Н. В. Аликперова. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021 – 177 с.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы для научного исследования
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 40. – Ст. 5894.
2. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (приложение 1 к Протоколу) (утв. Банком России № ПМ-01-59/20, Минфином России № 17-04-10/11220 17.02.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Агаева, А. А. Российские и международные практики повышения финансовой грамотности населения / А. А. Агаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 5(69). – С. 481-489.
5. Алимова, М. С. Анализ передового опыта программ повышения финансовой грамотности населения развитых стран / М. С. Алимова, Г. С. Григорян // Финансовое просвещение: сборник материалов ХII Международной научно-методической конференции по финансовому просвещению в России, Москва, 12–13 апреля 2022 года / под общ. ред. С.А. Лочана. – Москва: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2022. – С. 129-136.
6. Баранова, А. Ю. Методология оценки результатов повышения финансовой грамотности населения / А. Ю. Баранова // Управленческий учет. – 2022. – № 5-1. – С. 5-11.
7. Баранова, А. Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения / А. Ю. Баранова, Э. Л. Варваштян // Sochi Journal of Economy. – 2022. – Т. 16, № 3. – С. 153-160.
8. Бердинских, Е. В. Методические аспекты оценки уровня финансовой грамотности населения / Е. В. Бердинских // Общество. Наука. Инновации (НПК-2022) : Сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Киров, 11–29 апреля 2022 года. Том 1. – Киров: Вятский государственный университет, 2022. – С. 937-942.
9. Бибикова, Е. А. Финансовая грамотность как фактор сберегательного поведения населения / Е. А. Бибикова, И. В. Курникова, Э. С. Астоян // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации: материалы Международного научно-практического фестиваля, Иваново, 19-29 апреля 2022 года. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2022. – С. 291-297.
10. Боровая, С. Л. Формирование финансовой грамотности населения / С. Л. Боровая, С. В. Аксютина. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. – 159 с.
11. Бровкина, Н. Е. Финансовая грамотность: проблемы и пути решения / Н. Е. Бровкина, И. А. Ризванова // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 59-68.
12. Влияние финансовой грамотности населения на обеспечение экономической безопасности региона / М. П. Сарунова, З. Б. Лиджиева, В. Ю. Петреева [и др.] // Российский экономический интернет-журнал. – 2022. – № 4. – С. 1-15.
13. Гусарова, В. Н. Низкий уровень финансовой грамотности населения как источник рисков и угроз для развития экономики / В. Н. Гусарова, Е. М. Полякова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. – 2022. – № 13. – С. 25-32.
14. Дмитриев, Н. А. Финансовая грамотность: понятие, содержание / Н. А. Дмитриев // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2022. – № 3. – С. 35-39.
15. Дугар-Жабон, Р. С. Опыт международных исследований финансовой грамотности / Р. С. Дугар-Жабон // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2022. – № 19. – С. 291-293.
16. Дюдеева, Е. А. Анализ зарубежного опыта повышения финансовой грамотности населения / Е. А. Дюдеева, Е. П. Широбокова // Вектор экономики. – 2022. – № 1(67). – С. 1-9.
17. Евстафьева, И. Ю. Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения / И. Ю. Евстафьева // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 10. – С. 46-49.
18. Завадская, О. С. Повышение финансовой грамотности населения: необходимость, положительные эффекты, роль вузов / О. С. Завадская, Ю. В. Степайкина // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 300-летию Российской академии наук: сборник докладов Национальной конференции с международным участием, Белгород, 18-20 мая 2022 года. Том 17. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. – С. 328-333.
19. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения. Международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва : ЦИПСиР, 2012. – 112 с.
20. Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. – М. Институт национальных проектов, 2020 – 20 с.
21. Калачикова, О. Н. Индексная оценка финансовой грамотности населения (на примере регионов северо-западного федерального округа) / О. Н. Калачикова, Г. В. Белехова, А. И. Россошанский // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – С. 579-602.
22. Калуцкая, Н. А. Особенности проблемы финансовой грамотности населения РФ / Н. А. Калуцкая, Е. В. Грипасева // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 252-257.
23. Каранина, Е. В. Диагностика финансового поведения и уровня финансовой грамотности населения региона / Е. В. Каранина, Е. В. Бердинских // Финансовое просвещение: сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции по финансовому просвещению в России, Москва, 15-16 марта 2022 года / Под общей редакцией С.А. Лочана. – Москва: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2022. – С. 16-31.
24. Колокольцева, С. Финансовая грамотность населения / С. Колокольцева // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 263-270.
25. Комарова, П. С. Направление государственной политики в области развития финансовой грамотности несовершеннолетних / П. С. Комарова, О. В. Шинкарева // Детство - территория безопасности : сборник материалов конференции, Москва, 09 октября 2020 года / Отв. редакторы В.Г. Голышев, Н.М. Ладнушкина. – Москва: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 166-170.
26. Косарева, А. А. Динамика уровня финансовой грамотности населения России в контексте реализации национальной Стратегии по ее повышению / А. А. Косарева, В. Э. Рахимьянова // Экономика, право, общество сегодня: оценки, проблемы, пути решения: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 января 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 70-77.
27. Ланина, С. Ю. Методы обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности / С. Ю. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 5(207). – С. 250-252.
28. Лю-Ку-тан, Е. В. Финансовые пирамиды как основная проблема финансовой грамотности населения / Е. В. Лю-Ку-тан, Н. А. Калуцкая // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 271-276.
29. Мерзлякова, С. Л. Региональные особенности финансовой активности населения России: автореф. дис. … канд. экон. наук / С. Л. Мерзлякова. – Москва, 2012. – 24 с.
30. Мусабиров, А. В. Повышение финансовой грамотности населения России на основе развития институтов финансовых консультантов / А. В. Мусабиров, Д. В. Чувилин // Сибирская финансовая школа. – 2022. – № 2(146). – С. 36-41.
31. Муфтахутдинова, Е. Р. Повышение финансовой грамотности населения как фактор обеспечения экономической безопасности / Е. Р. Муфтахутдинова, Н. В. Грицук // Вектор экономики. – 2022. – № 4(70). – С. 1-18.
32. Никитина, Т. В. Обзор зарубежных и отечественных исследований финансовой грамотности населения / Т. В. Никитина, М. П. Скалабан // Epomen. Global. – 2022. – № 27. – С. 45-59.
33. Никулина, И. Е. Тезисы развития финансовой грамотности населения / И. Е. Никулина, А. В. Волкова // Практика и теория в современной науке: сборник научных трудов по материалам II Международной междисциплинарной конференции. – Москва, 2022. – С. 26-37.
34. Перонко, И. А. Повышение финансовой грамотности населения России как один из приоритетов государственной политики / И. А. Перонко, С. И. Турлий // Финансово-кредитные механизмы развития цифровой экономики: международный и региональный аспекты : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей : посвященной 100-летию Кубанского ГАУ И 25 -летию факультета «Финансы и кредит», Краснодар, 11–12 августа 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 141-148.
35. Петренко, Д. И. Участие населения в финансовых пирамидах как показатель недостаточного уровня финансовой грамотности / Д. И. Петренко, М. М. Филоненко, С. В. Попова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 82-3. – С. 85-88.
36. Попова, Е. И. Проектная деятельность как основа повышения финансовой грамотности населения / Е. И. Попова, Д. Д. Дедюхин, В. Н. Аскаров // Вектор экономики. – 2022. – № 10(76). – С. 1-7.
37. Попова, С. В. Финансовая грамотность как источник роста благосостояния населения / С. В. Попова, Д. И. Петренко // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов / Науч. редактор М.В. Шакурова. Том Выпуск 21. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С. 41-45.
38. Притула, О. Д. Обучение финансовой грамотности: цели, задачи и Результаты / О. Д. Притула // Вестник новгородского филиала РАНХиГС. – 2022. – Т. 12, № 1(14). – С. 45-54.
39. Селезнева, Ю. А. Роль вуза в повышении финансовой грамотности населения / Ю. А. Селезнева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2022. – № 8-2. – С. 222-227.
40. Семенова, Н. Н. Повышение финансовой грамотности населения в интересах устойчивого развития национальной экономики / Н. Н. Семенова, М. А. Семенов // Устойчивое развитие национальных экономик, регионов, территориально-производственных комплексов, предприятий в условиях глобализации, Донецк, 23 ноября 2022 года / под общей ред. Е.С. Шилец. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 175-180.
41. Соколова, Е. А. Административно-правовое регулирование функции Банка России по повышению финансовой грамотности населения: к постановке вопроса / Е. А. Соколов // Административное право и процесс. – 2022. – № 4. – С. 52-55.
42. Спиридович, О. А. Теоретико-методологические основы исследования финансовой грамотности / О. А. Спиридович // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – Т. 12, № 10-1. – С. 22-31.
43. Тимакова, К. С. Цифровая финансовая грамотность – новый феномен финансового образования / К. С. Тимакова, С. Ю. Лаврентьев // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 2, № 5(25). – С. 696-699.
44. Урядова, О. А. Практические аспекты оценки финансовой грамотности / О. А. Урядова // Научный поиск : Материалы четырнадцатой научной конференции аспирантов и докторантов, Челябинск, 19-20 апреля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – С. 279-283.
45. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: монография / Н. В. Аликперова [и др.]; отв. ред. Н. В. Аликперова. – М. : ФНИСЦ РАН, 2021. – 177 с.
46. Янкина, И. А. Пути повышения эффективности реализации национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения / И. А. Янкина, С. А. Раицкий // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 5. – С. 99-104.
47. Ячменева, М. О. Инструменты повышения финансовой грамотности населения / М. О. Ячменева, А. О. Канунникова, П. А. Шелупанова // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. – 2022. – № 1-2. – С. 237-240.
48. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап // Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/.
49. Портал по финансовой грамотности «Вашифинансы.РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https https://vashifinancy.ru.
50. Портал по финансовой грамотности «Моифинансы.РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https https://моифинансы.рф.
51. Портрет финансово грамотного человека. – Текст: электронный // НАФИ: аналитический центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/portret-finansovogramotnogo-cheloveka/.
52. Финансовая грамотность россиян растет последние 4 года на фоне социально-экономических вызовов // Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/finansovaya-gramotnost-rossiyan-rastet-poslednie-4-goda-na-fone-sotsialno-ekonomicheskikh-vyzovov/.
53. 72% россиян имеют средний или высокий уровень финансовой грамотности [Электронный ресурс] // Аналитический центр НАФИ. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/72-rossiyan-imeyut-sredniy-ili-vysokiy-uroven-finansovoy-gramotnosti/.