Фрагмент для ознакомления
2
Цель: оценить умение дифференцировать предметы по цвету и различать цвет предметов Диагностический материал: 5 кубиков зеленого цвета, 5 кубиков красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета, 2 коробки
Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит кубик зеленого цвета, в другой – красного цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 красных и 4 зеленых кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».
3) Педагог ставит на стол напротив ребенка 4 коробки, в которых лежат по одному кубику зеленого, красного, синего, желтого цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет кубики четырех цветов. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому 26 материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».
4) Затем педагог кладет перед ребенком 4 кубика (красный, желтый, синий, зеленый), привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди синий (желтый, красный, зеленый)» / «Покажи синий (желтый, красный, зеленый)»» / «Где синий (желтый, красный, зеленый)?» / «Посмотри на синий (желтый, красный, зеленый)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать цвет предъявляемого предмета.
*Проба проводится 1 раз Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок дифференцировал предметы по цвету и различал цвет предметов 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при первичном или последующих выполнениях пробы; ребенок не дифференцировал предметы по цвету; ребенок дифференцировал предметы по цвету, но не различал цвет предметов Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по цвету, различение цвета предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 4. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука (для детей с нарушением зрения)
Цель: оценить умение прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука
Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка, с силой звука 55-60 ДБ
Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог располагает резиновую игрушку ребенка напротив ребенка на уровне его глаз, на расстоянии 30-40 см, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.
3) Затем педагог перемещает резиновую игрушку в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.) на расстояние до 1 метра, периодически сжимает ее и фиксирует реакцию ребенка на звук.
*Проба проводится 1 раз
Оценка.
2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал за близко расположенным перемещающимся источником звука (каждый раз тянул руку к источнику звука)
1 балл – при выполнении пробы ребенок слышал, но не локализовал звук или локализовал его на одном-двух направлениях Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Цель: оценить умение находить одинаковые по звучанию объекты
Диагностический материал: парные «шумящие» коробочки (2 коробочки с манкой, 2 коробочки с гречей, 2 коробочки с фасолью)
Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком три «шумящих» коробочки (с манкой, гречей, фасолью), затем берет парную коробочку, привлекает внимание ребенка, встряхивает ее и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди такую же».
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок находил одинаковые по звучанию объекты 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при нахождении одинаковых по звучанию объектов Выбор из программного материала ожидаемого результата нахождение одинаковых по звучанию объектов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие слухового восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.
Проба 6. Ведение мяча
Цель: оценить умение вести мяч
Диагностический материал: футбольный мяч, флажок; картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок и педагог находятся на спортивном поле школьной территории. На расстоянии 10 метров от ребенка и педагога установлен флажок. 2) Педагог кладет перед ребенком футбольный мяч, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение), показывает жестом или дает образец выполнения действия: «Веди мяч до флажка», помогает выполнить действие. *Проба проводится 1 раз Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок, в процессе бега, ударял по мячу, догонял мяч и снова ударял по нему, обращал внимание на силу удара по мячу: после удара мяч находился на расстоянии до 1 метра от ног ребенка 1 балл – при выполнении пробы ребенок, в процессе бега или/или ходьбы, ударял по мячу, догонял мяч и/или снова ударял по нему, обращал внимание или не каждый раз обращал внимание на силу удара по мячу Выбор из программного материала ожидаемого результата ведение мяча в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 7. Переливание материала
Цель: оценить умение переливать материал двумя руками (с помощью инструмента) Диагностический материал: теплая вода, 2 таза, кружка
Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол перед ребенком таз с теплой водой и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Зачерпни воду и удержи в руках» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (зачерпывание и удержание воды двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
3) Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из них вода, другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Перелей» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (переливание кружкой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
*Проба проводится 1 раз Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой 1 балл – при выполнении пробы удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата переливание материала двумя руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Если при оценке 2 балла совершенствование действия переливания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.
Проба 8. Нажимание на предмет
Цель: оценить умение нажимать на предмет кистью (пальцем)
Диагностический материал: светильник с большой кнопкой, кнопка беспроводного звонка Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком светильник с большой кнопкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание кистью) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
3) Педагог кладет на стол перед ребенком кнопку беспроводного звонка, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
*Проба проводится 1 раз
Оценка.
2 балла – при выполнении пробы ребенок нажимал на предмет всей кистью, пальцем 1 балл – при выполнении пробы ребенок не нажимал на предмет, нажимал на предмет одним способом (кистью или пальцем), нажимал на предмет с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата нажимание на предмет в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 9. Вынимание, складывание, перекладывание предметов
Цель: оценить умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую
Диагностический материал: 2 корзинки, 5 кубиков
Порядок проведения пробы:
1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Достань кубики» / «Положи кубики на стол» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке». 3) Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Убери кубики» / «Положи кубики» / «Положи кубики в корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
4) Педагог кладет на стол перед ребенком 2 корзинки, в одной из которых лежат кубики, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи кубики в другую корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
*Проба проводится 1 раз
Оценка.
2 балла – при выполнении пробы ребенок вынимал кубики из корзины, складывал кубики в корзину, перекладывал кубики из одной корзины в другую корзину 1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия с предметами, выполнял действия с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата вынимание, складывание, перекладывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 10. Узнавание футбольного мяча
Цель: оценить умение узнавать футбольный мяч
Диагностический материал: волейбольный мяч, футбольный мяч, баскетбольный мяч; картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог находится рядом с ребенком. 2) Педагог кладет на стол перед ребенком баскетбольный мяч, футбольный мяч и волейбольный мяч, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди футбольный мяч» / «Где футбольный мяч?». *Проба проводится 1 раз Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок определил футбольный мяч, сравнив по весу футбольный и волейбольный мячи 1 балл – при выполнении пробы ребенок не определил футбольный мяч, сравнив по весу футбольный и волейбольный мячи Выбор из программного материала ожидаемого результата узнавание футбольного мяча в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Показать больше