Фрагмент для ознакомления
2
Прежде всего, необходимо провести дискуссию с каждой из сторон конфликта в отдельности, затем, конечно, приложить усилия, сесть с участниками за стол переговоров, чтобы обменяться полной информацией о потребностях и интересах каждой стороны. Второй этап - это продолжение обсуждения проблемы с целью совместного определения взаимоприемлемых возможных решений. Если клиент находится в тяжелом физическом состоянии, вполне возможно, что социальный работник будет представлять для него интерес при встрече со сторонами конфликта. Конечно, необходимо заранее обсудить с клиентом полномочия социального работника.
Содержание конфликтов разнообразно, но их объединяющей предпосылкой является ограничение прав и свобод одной из сторон, вызывающее ее возмущение, вынуждающее ее вступать в конфликтные отношения с целью отстаивания своих свобод и прав. Защищая права клиента, социальный работник сам вступает в конфликтные отношения. Если в семье возникает конфликт, между мужем и женой, он, отстаивая законные, законноправные интересы одной из сторон, вступает в конфликт с мужем или женой. Если он защищает права клиента, обратившегося к нему за помощью в его конфликте с официальным учреждением, социальный работник вступает в сложные, противоречивые отношения с этим учреждением. Существует проблема конфликтных отношений для самого социального работника.
Конфликтная ситуация требует определенного напряжения, расхода эмоциональной, психической энергии. Не все социальные работники обладают достаточной энергией, соответствующим типом характера и могут успешно выдерживать длительные конфликтные переговоры. Тем не менее, решение многих проблем возможно через разрешение конфликта. Необходимо сформировать определенное отношение социального работника к конфликту как к естественному и нормальному методу достижения цели. Профессионализм социального работника заключается в умении, способности вывести конфликт за рамки личных переживаний и превратить его исключительно в бизнес-план. Также необходимо реалистично оценивать ситуацию, ее возможности и перспективы.
Управление развитием конфликта позволяет социальному работнику планировать действия, подключать другие заинтересованные стороны к обсуждаемой проблеме и привлекать дополнительную объективную информацию. В процессе переговоров вполне возможно, что возникнет необходимость отказаться от модели поведения, которая оказалась неэффективной для успешного разрешения проблемы. Нам придется прибегнуть к новому способу. Необходимо экспериментировать, быть проактивным и открытым для использования NYE возможностей, новых моделей поведения. Агрессивность не всегда помогает преодолеть разногласия, но вынуждает другую сторону переходить к обороне и такому агрессивному поведению, которое является защитной реакцией. Настойчивость, напротив, является эффективным методом преодоления разногласий. Настойчивость рассматривается как защита своих прав без нарушения прав других.
Многое зависит от навыков социального работника в ведении переговоров, регулировании конфликтных отношений. Обострение, возникшее в ходе обсуждения, можно преодолеть, прибегнув к использованию жестов примирения. К ним относятся: извинения; предложение компромисса; выражение сожаления по поводу конфликтного поведения в прошлом: согласие с законностью претензии, точкой зрения другой стороны; раскрытие собственных чувств, интересов, потребностей, которые были основанием для действий: просьба об открытости, доверии другого участник дискуссии; рассказ о мотивах, чувствах, мыслях, связанных с конфликтом; взять на себя личную ответственность за одну часть проблемы; выразить уважение, доброжелательность к другому участнику; постоянная готовность принять любые предложения; поиск взаимовыгодных решений конфликта. Такие движения за примирение способствуют ослаблению напряженности, установлению доверия и конструктивности в обсуждении проблемы конфликта. [1]
При диагностике социальных конфликтов необходимо помнить об относительном характере их разрешения, цикличности, системности конфликтов. Это требует комплексного подхода к социальной работе, а также соблюдения таких принципов, как экономическая эффективность ее использования и целесообразность концентрации ресурсов, выделяемых на реализацию разработанных мер социально-технологического воздействия.
Диагностика включает в себя оценку серьезности конкретного конфликта в социальной работе. На основе проведенного анализа устанавливается взаимосвязь различных конфликтов, среди них обнаруживаются основные, устранение которых приводит к разрешению многих других. Таким образом, выявление фундаментального ключевого конфликта в процессе диагностики требует концентрации ресурсов для его разрешения. В то же время необходимо соблюдать разумные пропорции в распределении ресурсов на социальное развитие, чтобы избежать обострения других конфликтов в будущем.
В качестве методов диагностики конфликтов в социальной работе мы можем рекомендовать использование положительно зарекомендовавших себя методов: наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); ранжирование конфликтов; социальный анализ конфликтной ситуации на основе изучения данных социальной статистики, экономических параметров, контент-анализа неофициальных материалов, массового анкетирования, а также а также опрос экспертов. Кроме того, здесь могут быть широко использованы методы математического анализа и статистики (функциональный, корреляционный, дисперсионный, регрессионный, факторный, кластерный). При диагностике конфликтов в социальной работе важно применять методы социальных паттернов, аналогий, сравнений, исторических параллелей. [7]
Таким образом, чтобы разрешить конфликт, необходимо обсудить проблему и определить возможные решения. Для этого вам нужно уметь контролировать развитие конфликта, что позволит вам планировать дальнейшие действия. Многое зависит от навыков социального работника в ведении переговоров, регулировании конфликтных отношений. При диагностике проблем необходимо помнить об относительном характере их решений, циклическом характере, системном характере конфликтов. Это требует комплексного подхода к социальной работе, целесообразности концентрации ресурсов, выделяемых на реализацию разработанных мер социально-технологического развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Володина, Ю. А. Психология социального сиротства : учебное пособие для вузов / Ю. А. Володина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14524-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519950 (дата обращения: 18.03.2023).
2. Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем . Социология и социальная работа Вестник Нижегородского 2013 с 62-63
3. Платонова Н. М. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3 1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
4. Курасова, Татьяна Ивановна. Технология педагогического сопровождения приемных родителей в научно-методическом центре поддержки замещающей семьи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Курасова Татьяна Ивановна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Армавир, 2010.- 206 с
5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Идеологии профессионализма и социальное государство // Антропология профессий, или Посторонним вход разрешен. М., 2011. С. 65.
6. Сережко, Т. А. Психология социальной работы : учебное пособие для вузов / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16138-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530517 (дата обращения: 18.03.2023).
7. Попова, Е. И. Социальная практика : учебное пособие для вузов / Е. И. Попова, О. Г. Бырдина, О. А. Кипина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13296-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519384 (дата обращения: 18.03.2023).
8. Braverman H. Labour and Monopoly Capital: the Degradation of Work in the Twentieth Century. N.Y., 1974. 8. Macdonald K. The Sociology of Professions. L., 1995
9. Государственное учреждение Тульской области социально реабилитационный центр для несовершеннолетних https://срцн-6.рф/komissii-po-delam-nesovershennoletnikh-i-zashchite-ikh-prav
10. Киреевский район официальный сайт муниципального образования https://kireevsk.tularegion.ru/administration/komissiya-po-delam-nesovershennoletnikh-i-zashchite-ikh-prav-munitsipalnogo-obrazovaniya-kireevskiy-rayon/sostav-komissii-po-delam-nesovershennoletnikh-i-zashchite-ikh-prav-munitsipalnogo-obrazovaniya-kireevskiy-rayon/