Фрагмент для ознакомления
2
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Данный налог можно назвать налогом на потребление, т.к. конечный потребитель платит заложенную в товар или услугу налоговую наценку за то, чтобы получить данное благо.
Рассмотрим структуру налоговых поступлений, представленную на рисунке 3, в консолидированный бюджет РФ за 2021 г., чтобы выявить место и значение налога на добавленную стоимость для государства.
Рис. 3. – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2021 г.
Таким образом, можно отметить, что налог на добавленную стоимость занимает важную позицию в структуре налоговых поступлений (19%) после налога на добычу полезных ископаемых (23%) и НДФЛ (19%). Можно прийти к выводу, что НДС занимает значительное место в налоговой системе России.
Для того, чтобы проследить динамику показателей по налогу на добавленную стоимость, целесообразно проанализировать данные отчета по форме № 1-НДС за последние 5 лет.
Таблица 1 – Характеристика НДС по показателям за период 2017-2021 гг., трлн. руб.
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Абс. откл. (2021 к 2016), +/- Отн. откл. (2021 к 2016), %
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам 39,4 39,5 42,0 47,4 47,8 56,8 17,4 144,2
Сумма налоговых вычетов 35,9 36,5 38,4 43,3 43,4 51,5 15,6 143,6
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет 5,4 5,3 6,0 7,2 7,3 9,0 3,6 167,3
Сумма налога, поступившего в бюджет 2,7 3,1 3,6 4,3 4,3 5,5 2,4 203,7
Данные таблицы 1 показывают, что за период 2016-2021 гг. наблюдается положительная тенденция объема налога на добавленную стоимость, причем в 2019 г. отмечен значительный рост суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, на 13%, что связано с повышением максимальной ставки с 18% до 20%. В 2020 г. можно заметить, что все показатели остаются практически такими же, как и в 2019 г., это обусловлено снижением потребления товаров и услуг в связи с коронавирусной инфекцией.
Уже в 2021 г. данные показатели значительно увеличились (+19%), что объясняется ростом потребительских цен по сравнению с 2020 г. В целом за 6 лет сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, выросла на 44,2%, а поступление НДС увеличилось на 103,7%, что является положительной тенденцией, так как позволяет оценить рост экономики страны.
Для полноценного анализа необходимо рассмотреть рост поступлений по налогу на добавленную стоимость за 2016-2021 гг. поквартально для того, чтобы увидеть динамику налога и выявить основные тенденции его формирования, что наглядно изображено на рисунке 4.
Рис. 4. – Динамика поступлений (нарастающим итогом) НДС в консолидированный бюджет РФ поквартально за период 2016-2021 гг.
Исходя из рисунка 4, можно увидеть, что за анализируемый период наблюдается рост поступлений НДС, причем в 2020 г. он наименьший и остается примерно на уровне 2019 г., что может быть связано с появлением пандемии COVID-19. Однако в 2021 г. поступления НДС значительно выросли и составили 5 479,3 млрд рублей, что на 1 210,6 млрд рублей, или на 28,4% больше, чем в 2021 г.
По оценкам Федеральной налоговой службы РФ высокий рост поступлений обусловлен ростом потребительских цен на продуктовые и непродовольственные товары, общим увеличением экономической и деловой активности организаций, в том числе объемов реализации; высокой динамикой роста цен производителей в нефтегазовой и металлургической отраслях, а также дополнительными поступлениями от иностранных компаний, оказывающих электронные услуги на территории РФ.
Вместе с тем на рост поступлений оказало влияние улучшение налогового администрирования (поступления по контрольно-аналитической работе и поступления в счет погашения задолженности по налогу).
Рассмотрим поступления НДС за 2021 г. в разрезе федеральных округов РФ, наглядно представленные на рисунке 5.
Рис. 5. – Поступления НДС в разрезе федеральных округов РФ за 2021 г.
На рисунке 5 видно, что наибольшую долю поступившего НДС в 2021 г. занимает Центральный федеральный округ (42%), Уральский (21%), Приволжский (17%) а наименьшую – Дальневосточный (причем значение показателя отрицательное) и Северо-Кавказский (0,9%). Это может быть обусловлено численностью населения федерального округа, товарооборотом, уровнем потребительских цен, налоговыми льготами, предоставляемыми государством, и другими причинами.
1.2 Анализ поступления акцизов
Акцизы представляют собой косвенные налоги, который включается в цену подакцизного товара с момента его производства. Подакцизными товарами считаются табачные изделия, алкогольная продукция, автомобили, бензин и моторные масла.
Проанализируем динамику поступления доходов от акцизного налогообложения в федеральный бюджет России за период 2016-2021 гг. (табл. 2 и рис. 6).
Таблица 2 – Динамика и структура поступления акцизов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации за 2016–2021 гг.
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Абс. откл. (2021 к 2016), +/- Отн. откл. (2021 к 2016)
Всего доходов, млрд руб. 13460,0 15088,9 19454,4 20188,8 18719,1 25286,4 11826,4 187,9
Акцизы, млрд руб. 632,2 909,6 860,7 946,7 900,3 1012,8 380,6 160,2
Удельный вес акцизов в общей сумме поступлений налогов в бюджет, % 4,7 6,0 4,4 4,7 4,8 4,0 -0,7 85,3
Рис. 6. – Динамика акцизного налогообложения как источника доходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2016-2021 гг., в млрд руб.
В исследуемый период объем акцизного налогообложения при формировании государственного бюджета увеличился с 632,2 млрд рублей до 1 012,8 млрд рублей.
Основными факторами роста объема налоговых поступлений от акцизов выступали:
- рост размера расчетов по акцизам;
- рост объема потребления алкогольной и табачной продукции;
- рост индекса потребительских цен;
- девальвация курса российского рубля, поскольку большая доля табачной и алкогольной продукции - импортные.
В 2019 г. размер акцизного налогообложения снизился с 946,7 млрд рублей до 900,3 млрд рублей в 2020 г. из-за негативного воздействия кризиса пандемии коронавируса, в условиях которого наблюдался спад покупательной способности населения, снижение реальных личных доходов и рост безработицы.
В 2020 г. Минфин России подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 г. ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с текущими ставками.
Повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии.
В результате роста ставки акциза в 2021 г. была привлечена значительная сумма налога в размере 1 012,8 млрд рублей.
Удельный вес акцизов в общем объеме доходов в федеральный бюджет в динамике 6 лет находится в пределах 4,0-6,0%. Наибольший удельный вес акцизы имели в 2017 г. и составляли 6% от всего объема доходов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. − Ростов-на-Дону: изд-во Владис, 2011. – 50 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : официальный текст. − Ростов-на-Дону: изд-во Владис, 2002. – 112 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. I и II): официальный текст. - М.: изд-во Элит, 20111, - 600 с.
4. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 22.07.2009 №137−ФЗ // СПС Гарант.
5. Об утверждении Положения о Федеральной Налоговой службе Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2009 №506 // СПС Консультант.
6. Быкова, Н. Н., Шайдуллова, А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
7. Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения /А. В. Галухин//Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». -2019. -№ 2. -С. 41-49.
8. Давыдова, Н.Ю. Право муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации / Вестник ВЭГУ. 2019. № 2 (76). С. 20-26.
9. Ермошина, Т. В., Святкина, Е. А. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603.
10. Зырянова, М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя / Вестник науки и образования. 2019. № 5 (7). С. 59-63.
11. Кожемяченко, А.В. Решение проблем самостоятельности бюджетов муниципальных образований / А.В. Кожемяченко // Ученые заметки ТОГУ. 2019. Т. 7. № 4. С. 572-575.
12. Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета/ Экономика, предпринимательство и право. 2018. Т. 6. № 2. С. 175-184.
13. Молвинских, Н.А. Особенности бюджета муниципального образования / Н.А. Молвинских // Наука и современность. 2019. № 37-2. С. 119-122.
14. Могилёв, С. В. Теоретические аспекты формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. — 2019. — №7. Т.1. — С. 99-101.
15. Никитская, Е. Ф., Горбачева, И. А. Межбюджетные отношения в системе формирования инвестиционных источников финансирования инновационной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». — 2021 — № 4(13). — С. 112
16. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие/Т.П. Николаева. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. -380 с.
17. Петрушина, О. В., Свиридова, М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. — 2021. — №32. — С. 55-58.
18. Ракитина, И. С., Березина, Н. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата — Москва. Юрайт, 2019. — 333.
19. Салынцев, Ю. А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 700-703.
20. Фомина, Е.А., Ковальская, Ю.В. Риск-анализ доходов и расходов территориальных бюджетов // Финансы Башкортостана. 2018. № 1. С. 49–53.
21. Фомина, Е.А., Ковальская, Ю.В. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография. Уфа: БАГСУ, 2019. 231 с.