Фрагмент для ознакомления
2
Понятия и дискурсы взаимообусловлены в своем формировании: устойчивость и обобщение понятий, с одной стороны, и динамика зрительных образов, формирующихся и развивающихся под влиянием слов, - с другой.
Трудности появляются при усложнении задач (удержание, узнавание предметов в шумной обстановке). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в сложной ситуации: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответа, отмечаются ошибки идентификации, которые увеличиваются с уменьшением числа. Информационные признаки объектов
При выполнении концептуальных заданий (попытка стандартов) у детей с ОНР часто возникают элементарные формы, напр. По сравнению с детьми с нормальной речью, примеряющими стандарты, которые используют преимущественно визуальную коммуникацию Дети с ОНР часто ориентируются на цвет, а не на форму, когда пытаются угадывать фигуры.
Дошкольники с ОНР также имеют низкий уровень развития познания букв: они с трудом различают нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, накладывающиеся друг на друга, затрудняются называть и сравнивать графически похожие буквы. Название печатных символов дано в беспорядке В связи с этим многие дети не готовы освоить эту букву. При изучении особенностей ориентирования в пространстве было установлено, что становится трудно различать понятия «право» и «лево», они не могут ориентироваться в своем теле, особенно при усложнении задач.
По общей методике, описанной в литературе и Р. Рингеля, когда ребенка просят определить форму предмета, помещенного в рот с закрытыми глазами, то показать такую картинку на съемочной площадке. Наиболее выраженные нарушения отмечены у детей с патологиями фонетической стороны речи (в т.ч. алалия, дизартрия, дислалия).Кроме того, гнозис по лицу (меньше показателей определения точек изображения и лица предмета) у детей , наблюдается значительное нарушение стереогноза во рту, у детей с афазией нарушений дигитального стереогноза не было (Е.М. Мастюкова, 1991).
Л.С. Цветкова (1995) изучала точность, объем и силу восприятия предметов и их запоминания (слова - картинки по названию, рисование определенной части целого, абстрактных элементов и т.д.) у младших школьников с ТНР. Следовательно, у детей с нормой речи отсутствовали нарушения зрительного восприятия и представления, а у детей с ТНР - нарушения зрительной памяти и узнавания, плохие картинки, картинки в картинках, нарушения связи со словами - именами.
А.П. По данным Вороновой, по сравнению с нормально развивающимися детьми, дошкольники с ОНР не имеют видимых отклонений в зрительном опознании предметов. Затруднения в сложных ситуациях наблюдались при изучении суперпозиции, словесного и буквенного гнозиса. При составлении рассказа по последовательности сюжетных картинок (последовательный гнозис) дети с ОНР тратили больше времени на разложение картинок в правильном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не могли сочинять. Полная история При исследовании оптико-пространственного познания у детей с ОНР различия в право- и левосторонности выявили трудности в понимании предлогов, обозначающих пространственные отношения.
Также развитие оптико-пространственного гнозиса наблюдается у детей со всеми видами двигательных нарушений (врожденные и приобретенные ортопедические заболевания, миопатии и миодистрофии, детский церебральный паралич) (И.И. Мамайчук, Мендоза, 1988; И.И. Мамайчук, 1976; Е.С. Сапунова, 1975) эти нарушения носят временный характер, а с началом самостоятельной ходьбы легко компенсируются. И.И. Мамачук (1666), у детей с детским церебральным параличом (дизартрией) в 70-85% случаев отмечается задержка зрительного восприятия цветов, форм, зрительной деятельности. Дети с ДЦП при восприятии цветов, геометрических фигур испытывают трудности со своими словесными позициями, плохо проектируют и собирают разделенные фигуры и кубики, копируют изображения, указывая на нарушение зрения и пространственных отношений.
М. в исследованиях Векер и его ученики (Vecker et al., 1971), посвященные проблеме фазовой динамики формирования перцептивного образа, выделили этапы формирования перцептивного образа при устранении внутренних помех у школьников с детским церебральным параличом. Сравнение рисунков плоских фигур после тактильного и зрительного восприятия показало, что рисунки соответствовали топологической адекватности у детей с ДЦП и метрическим характеристикам предметов - у здоровых детей.
Таким образом, экспериментально выявлено, что нарушения зрения у детей с выраженной речевой патологией в основном проявляются в скудости и разнообразии зрительных образов, малоподвижности и слабости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и достаточной связи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков Текст.: учеб. пособие - изд.2-е перераб. и добавить. - М., 2001.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика речевых нарушений у детей и организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - СПб: Детство-пресс, 2001.
5. Бельтюков В.И. Об усвоении звуков речи детьми М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.
6. Выготский Л.С. – М.: Издательство Шалвы Амонашвили, 1996.
7. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
10. Жаренкова Г.И. Выявление дефектов речи у детей. В кн.: Недостатки речи у младших школьников, под ред. Р. Е. Левина М., Просвещение, 1965.,
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок остается в развитии. - М., 1993.
12. Калягин В.А. Логопсихология: учебник для студ. высшие учебные заведения. - М.: «Академия», 2007.
13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. - М., 1985.
14. Ковшиков В.А., Елкин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. - 1980 - №2
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1968.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.