Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Место прохождения практики и период прохождения практики: МБ НОУ «Гимназия № 70».
Цель практики: формирование компетенций по решению профессиональных задач, соответствующих направлению подготовки и направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) и видам профессиональной деятельности.
Задачи:
- изучение возможностей обучающихся и выработка индивидуальных рекомендаций необходимых для адресной работы с целью повышения качества обучения;
- оценить реальные учебные возможности и развитие ребенка на основе инструментария и методов диагностики;
- составить личностную характеристику обучающегося и учебного класса;
- разработать рекомендации для повышения качества обучения, в том числе для детей с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- сделать отбор психолого-педагогических технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с классом, учитывая личностные и возрастные особенности обучающихся.
Компендии, на отработку которых направлена психолого-педагогическая практика:
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Для достижения поставленной цели и освоения необходимых навыков, в качестве предполагаемых форм работы психолога с участниками образовательного процесса были выбраны следующие: групповая (тренинги, коррекционно-развивающие занятия) и индивидуальная (коррекционно-развивающие занятия).
В рамках эмпирического исследования социально-психологического климата в ученическом коллективе целью коррекционных занятий будет выявление роли учащихся в школьном коллективе посредством тестирования, в то время как тренинги позволят в ходе выполнения заданий детьми наблюдать за их поведением и социальными связями между учащимися.
Коррекционно-развивающее занятие - деятельность, целью которой является эффективное развитие ребёнка с ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития ребёнка [2].
Тренинг (от англ. train — обучать, воспитывать) — это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга [7].
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПРОДУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ (УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ)
1.1. Социально-возрастные особенности учащихся исследуемого класса
Социально-педагогическая характеристика класса:
В рамках данной работы, объектом изучения станут учащиеся 5 класса.
Наполненность класса: 14 человек.
Гендерная и этническая представленность: всего 14 человек, из них 8 юношей, средний возраст 11 лет; 6 девушек, средний возраст 11 лет. В классе нет иностранцев, являющихся выходцами их других этнических групп, кроме русских.
Успеваемость в классе: есть трое учащихся только на оценку «отлично» (две девушки и один юноша). Четверо подростков, получающих отметки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно» (двое юношей и две девушки). Остальные учащиеся (5 юношей и 2 девушки) учатся, в зависимости от предмета на оценки от «удовлетворительно» до «отлично».
Психологические особенности возрастной группы:
Согласно периодизации Л.С. Выготского, изучаемая группа детей находится на этапе школьного возраста. Опираясь на концепцию Д.Б. Эльконина о развитии, возраст учащихся соответствует школьному возрасту. Также данный возраст часто относят к раннему подростковому возрасту.
Наконец, С. Холл считался, что подростковая стадия, это - промежуточная ступень между детством и взрослым состоянием. Данный период, с его точки зрения, воспроизводит эпоху хаоса, когда животные тенденции в человеке сталкиваются с требованием социальной жизни.
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение.
Перечислим основные новообразования возраста исследуемого коллектива:
Формирование мотивационной сферы. По словам Л.И. Божович, в этом возрасте происходит перестройка прежних отношений к внутреннему и внешнему миру, развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые становятся основополагающими в дальнейшей жизни подростка.
Изменения претерпевает мотивация - содержание мотивов теперь является следствием формирующегося мировоззрения, планов на будущую жизнь. Планы, в свою очередь, строятся на сознательно сформулированных, эмоционально окрашенных и значимых целях подростка [4].
Появляется «чувство взрослости» - из потребностей, направленных на то, его фигура воспринималась как равная взрослыми. Данное новообразование включает в себя наличие субъектных взглядов, оценок и умения отстаивать свою позицию. В случае неудовлетворения этой потребности может возникнуть протест: грубость, непослушание, упрямство, конфликты с взрослыми.
Самосознание, основанное на анализе личностных достоинств и недостатков, оценке собственных предпочтений. Строится данное новообразование на самоанализе и анализе окружающих, отделении внутреннего мира от внешнего, на критическом мышлении, которое активно развивается у исследуемых подростков.
Образ «Я» - следствие вышеуказанного новообразования, у подростка формируется идеальный образ самости, основанный на идеалах, целях, представлении о себе и окружающем мире. Конфликты между реальным «Я» и идеальным «Я» могут привести учащегося к внутриличностному конфликту, основанием которого может стать невозможность «вырваться» из опеки взрослых, отсутствие уважения с их стороны или сверстниками, внимания и доверия. Также это физиологические, психологические особенности, которыми обладает подросток («лишний вес», «неправильная форма носа», «тихий голос», «неуклюжесть», «медленная реакция» и другие).
Говоря об особенностях развития когнитивной, волевой, эмоциональной сфер, важно упомянуть о нижеследующем.
Восприятие приобретает характер выборочности, улучшается внимание, концентрация.
Память внутренне отделена логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.
Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление базируется на умении использовать понятия, сопоставлять их, осуществляется переход к инициативной познавательной активности. Усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Наблюдаются некоторые специфические характерологические особенности поведения, выражающиеся в проявлении следующих реакций:
1. Реакция экспансии, проявляется в стремлении вырваться из-под опеки взрослых с их взглядами на жизнь; не воспринимают критику.
2. Реакция группирования со сверстниками: выделяют сломанные неустойчивые группы (по интересам) и стабильные (с постоянным лидером и строгой иерархией);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Брюлина, Е. Кризис подросткового возраста в психологии. - Текст : электронный // Дефектология.проф [сайт]. -2021. - 19 нояб. - URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/ (дата обращения: 25.02.2023).
2. Василишин, Н. Методика подготовки и проведения коррекционно-развивающего занятия в детском саду. - Текст : электронный // melkie.net : [сайт]. - 2018. - 2 окт. - URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrekcionno-razvivayushchie-zanyatiya-dlya-doshkolnikov.html#i (дата обращения: 25.02.2023).
3. Жекотова, Л. Особенности познавательного развития одаренных детей. - Текст : электронный //Знанио.ру [сайт]. - 2020. - 30 нояб. -URL: https://znanio.ru/media/osobennosti-poznavatelnogo-razvitiya-odarennyh-detej-2649301 (дата обращения: 25.02.2023).
4. Малова, Е.С., Семенова А.В. К вопросу о психических новообразованиях подросткового возраста. - Текст : электронный // Педагогика: история, перспективы. - 2021.- Т. 4. вып. 4. - С. 62-69.
5. Митрофанова, А. С. Методики выявления особенностей психологического климата в классе. - Текст : электронный // Мультиурок.ру [сайт]. -2021.- 5 сен. - URL:ttps://multiurok.ru/files/metodiki-vyiavleniia-osobennostei-psikhologichesko.html (дата обращения: 25.02.2023).
6. Павлова, О.Н. Диагностики для выявления психологического климата в классе. - Текст : электронный // Инфоурок. ру [сайт]. - 2020. - 8 сен. - URL: https://infourok.ru/diagnostiki-dlya-vyyavleniya-psihologicheskogo-klimata-v-klasse-4949746.html (дата обращения: 25.02.2023).
7. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07294-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 7 — URL: https://urait.ru/bcode/512478/p.7 (дата обращения: 25.02.2023).
8. Семчук, Л.А.Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.А.Семчук, А.И.Янчий. – Гродно : ГрГУ, 2006. – 198 с.
9. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения в начальных классах с детьми с ОВЗ. - Текст : электронный // Инфоурок. ру [сайт]. - 2020. - URL: https://infourok.ru/tehnologii-differenciacii-i-individualizacii-obucheniya-v-nachalnyh-klassah-s-detmi-s-ovz-5272540.html (дата обращения: 25.02.2023).
10. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00141-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510444 (дата обращения: 25.02.2023).
11. Psytests.org : [сайт]. - 2023 - URL: https://psytests.org/emo/davemo.html (дата обращения: 25.02.2023). - Текст: электронный.
12. Psytests.org : [сайт]. - 2023 - URL: https://psytests.org/emo/des.html (дата обращения: 25.02.2023).- Текст: электронный.