Фрагмент для ознакомления
2
Дата Содержание деятельности и её анализ
27.03.2023 Ознакомление с учебным заведением ГДОУ ЛНР «Антрацитовский ясли-сад комбинированного вида № 4 «Колобок». Знакомство с заведующей Лихоносовой И.В., практическим психологом и Королевой О.В. другими специалистами. Коллектив принял дружелюбно была заинтересованность помочь студенту практиканту с расширением профессионального опыта. В результате беседы было выявлено, что приоритетной направленностью учебно-воспитательного процесса заведения является духовно-нравственное развитие дошкольников. Основными направлениями в работе педагогического коллектива являются: патриотическое направление воспитания, социальное направление воспитания, познавательное направление воспитания, физическое и оздоровительное направления воспитания, трудовое направление воспитания, этико-эстетическое направление воспитания. Режим работы учебного заведения: пн-пт (7:00-19:00). В учебном заведении действуют ясельные, младшие, среднии, старшие и подготовительные группы. Посещение педагогического кабинета оставил положительное впечатление: помещение светлое, комфортное, эстетически обустроенные имеются все необходимые зоны для работы с детьми. Психологическая деятельность практического психолога учебного заведения заключается в осуществлении психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, психокоррекции. Основной целью деятельности психолога является создание благоприятных условий для всестороннего развития каждого ребёнка. Режим работы психолога: пн-пт (9:00-17:00). К специальной документации практического психолога относят: выписки из медицинских карт, карта психического развития ребенка, психологические заключения, выписки из психологических заключений и карт развития, протоколы обследований, протоколы коррекционных занятий и т.п. Основными запросами на психологическую деятельность являются: диагностика эмоционально-волевой сферы и готовности к школьному обучению, исследование особенностей задержки уровня развития ребёнка, разрешение трудностей в детско-родительских отношениях и др.
28.03.2023 Знакомство с воспитателем и группами. Воспитателем в группе «Рассвет» является Юлия Сергеевна. Всего в группе 18 детей (8 мальчиков и 10 девочек) в возрасте от 6 до 7 лет. Данную группу воспитатель и психолог характеризуют как: дети в группе добрые, неконфликтные, любознательные, у большинства психологическое развитие соответствует возрастной норме, эмоциональные реакции адекватные. При знакомстве с детьми группы «Рассвет» они проявили себя как дружелюбные, у некоторых детей в процессе деятельности проявляется гиперактивность и замкнутость. Воспитателем в группе «Закат» является Елена Сергеевна. Всего в группе 17 детей (8 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 6 до 7 лет. Данную группу воспитатель и психолог характеризуют как: большинство детей в группе спокойные, настроенные на познавательные занятия, также имеются дети с трудностями в поведении. В целом у большинства психологическое развитие соответствует возрастной норме. При знакомстве с детьми группы «Рассвет» они проявили себя как социально активные, дружелюбные. Запросом воспитателей и психолога на психологическую диагностику в группах стало: определить сформированность готовности обучения детей в школе.
29.03.2023 Теоретический анализ. Для составления программы психодиагностического обследования были проанализированы работы отечественных и зарубежных психологов по возрастным особенностям дошкольников, рассмотрены современные подходы к изучению сформированности готовности дошкольников к обучению в школе. Краткий вывод на основе анализа литературы: готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности. Готовность ребёнка к школе определяется путем оценки мотивационной готовности, волевой готовности, интеллектуальной готовности, а также уровня развития зрительно-моторной координации.
30.03.2023 Составления программы психодиагностического обследования. Цель диагностического обследования: определить сформированность готовности обучения в школе. Задачи: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения, исследовать объем слухоречевого запоминания, определенного количества слов, исследовать концентрацию и устойчивость внимания, исследовать уровень развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, исследовать внутреннюю позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Методики: Тест «4-ый лишний» (Р.С. Немов), «Запоминание 10 слов» (А.Р.Лурия), «Корректурная проба» (Пьерон-Рузер), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Стандартная экспресс беседа» (Т.А.Нежнова). Подготовка оборудования. Для проведения исследования необходимо: для «4-ый лишний» (Р.С. Немов) - картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний, для «Запоминание 10 слов» (А.Р.Лурия) - текст с 10 словами, для «Корректурная проба» (Пьерон-Рузер) - бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер, для «Графический диктант» ( Д.Б. Эльконин) - тетрадный лист в крупную клетку,, простой карандаш, для «Стандартная экспресс беседа» (Т.А.Нежнова) - текст с вопросами беседы.
31.03.2023 Проведение диагностики в группах. Диагностика проводились как индивидуально, так и в групповой форме (по 5 человек). Перед непосредственным проведением диагностических методик был установлен доверительный контакт с детьми. В процессе диагностического обследования дети вели себя спокойно, были заинтересованы в процессе выполнения заданий, невротических реакций замечено не было, темп работы в основном средний. Всего в исследовании из группы «Рассвет» приняло участие 16 детей (7 мальчиков и 9 девочек). В группа «Рассвет» были получены следующие данные: уровень образно-логического мышления очень высокий у 7 человек, высокий у 6 человек и средний у 3 человек, при этом низкого и очень низкого уровня выявлено не было. Исследование уровня объема слухоречевого запоминания показало, что высокий у 5 человек средний у 9 человек, низкий у 2 человек. Уровень концентрации и устойчивости высокий у 5 человек, выше среднего у 7 человек, средний у 3 человек, ниже среднего у 1 человека. Исследование уровня ориентации в пространстве показало, что высокий у 2 человек, выше среднего 4 человек, средний у 8 человек, ниже среднего у 2 человек. Исследование сформированности внутренней позиции показало, что у 9 человек она сформирована, у 4 человек в активном процессе формирования, у 3 человек не сформирована. Всего в исследовании граппы «Закат» приняло участие 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек). В группа «Закат» были получены следующие данные: уровень образно-логического мышления очень высокий у 6 человек, высокий у 4 человек и средний у 4 человек, при этом низкого и очень низкого уровня выявлено не было. Исследование уровня объема слухоречевого запоминания показало, что высокий у 3 человек средний у 9 человек, низкий у 2 человек. Уровень концентрации и устойчивости высокий у 5 человек, выше среднего у 6 человек, средний у 3 человек. Исследование уровня ориентации в пространстве показало, что высокий у 2 человек, выше среднего 3 человек, средний 8 человек, ниже среднего у 1 человека. Исследование сформированности внутренней позиции показало, что у 6 человек она сформирована, у 5 человек в активном процессе формирования, у 3 человек не сформирована.
03.04.2023 Консультация. На основе полученных данных диагностики возник вопрос о дальнейшем исследовании, а именно как дополнительно диагностировать детей у которых был выявлен низкий уровень готовности к школе. С практическим психологом Оксаной Викторовной мы определяли благодаря каким методикам можно получить расширенную картину формирования позиции школьника и причин возможных трудностей.
Расширение программы психодиагностического обследования. Цель: определить причины возникновения затруднений с формированием позиции школьника. Задачи: исследовать уровень готовности ребенка к школьному обучению, уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей, особенности принятия и осознания нравственной нормы, доминирование познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере, уровень самооценки. Методики: «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн-Йирасек), «Тест на развитие самоконтроля» (А.Л. Сиротюк), «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс), «Сказка» (Н.И. Гуткина), «Лесенка» (В.Г.Щур).
Подготовка оборудования. Для проведения исследования необходимо: для «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн-Йирасек) - листы бумаги, карандаш, для «Тест на развитие самоконтроля» (А.Л. Сиротюк) - картинки с изображениями ситуаций, для «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс) - текст описания 9 ситуаций «Сказка» (Н.И. Гуткина) - текст сказки, игрушки, для «Лесенка» (В.Г.Щур) - рисунки лестницы из 10 ступенек.
04.04.2023 Проведения дополнительной диагностики. Диагностика проводились в индивидуальной форме. Перед непосредственным проведением диагностических методик был установлен доверительный контакт с детьми. В процессе диагностического обследования дети вели себя спокойно, были заинтересованы в процессе выполнения заданий, невротических реакций замечено не было, темп работы в основном средний. Всего в исследовании приняло участие 5 детей (3 мальчика и 2 девочки). Интерпретация результатов. Исследование уровня готовности к школьному обучению показало средний 2 человек, ниже среднего у 2 человек, низкий у 1 человека. Уровень объема самоконтроля показало, что высокий у % (1 человека), средний у % (3 человек) , низкий у % (1 человека). Уровень сформированности нравственных норм показало, что высокий у % (3 человек), средний у % (2 человек). Исследование доминирующего мотива показало, что познавательный мотив у % (1 человека), а игровой у % (4 человек). Уровень самооценки показало, что высокий у % (1 человека), средний у % (3 человек), низкий у % (1 человека). Дополнение информации в индивидуальных карточках психолого-педагогической диагностики. У 5 детей участвующих в дополнительном обследовании была внесена новые полученные данные по методикам: «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн-Йирасек), «Тест на развитие самоконтроля» (А.Л. Сиротюк), «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс), «Сказка» (Н.И. Гуткина), «Лесенка» (В.Г.Щур).
05.04.2023 Формирование вывода психологического обследования. Было составлено полные заключение на одного ребёнка, в котором произведён анализ психологических механизмов возникновения и проявления проблем, составлен прогноз (в двух проявлениях) и разработаны рекомендации. Также по всем методикам описаны индивидуальные данные психики: уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения, уровень слухоречевого запоминания, уровень концентрации и устойчивости внимания, уровень развития предпосылок учебной деятельности, сформированность внутренняя позиция школьника, уровень готовности к школьному обучению, уровень самоконтроля, уровень принятия и осознания нравственной нормы, доминирующий мотив деятельности, уровень самооценки.
06.05.2023 Сбор информации для карты-профиля. Для составления карты- профиля сегодня проводилось ознакомление с личными документами ребенка, отзывами родителей, педагогов, воспитателей и беседы с самими детьми, систематическое планомерное наблюдение в разных условиях. Это позволило расширено рассмотреть особенности развития ребёнка и возможные причины возникновения трудностей с формированием позиции школьника. Составление карты-профиля. необходимой информации В заключительной части Карты сформулированы психологические выводы, имеющиеся и прогнозируемые возможные проблемы, намечены пути их преодоления, составлены соответствующие рекомендации
07.04.2023 Встреча с руководством учебного. Сегодня была проведена встреча с заведующей Лихоносовой И.В и практическим психологом и Королевой О.В. Целью встречи было подведение итогов выполнения поставленных задач и достижения полученных результатов. Руководство осталось довольно от качества проделанной работы и особенности и взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В завершении были подписаны необходимые документы диагностической практики. Также сегодня было произведено составление отчёта и самоотчета. Самоотчет включил описание таких пунктов как: описание трудностей, которые возникали в процессе подготовки и проведения психологического диагностирования, чему новому научились на диагностической практике и др. В отчёт о прохождении практики были проанализированы качественные (количество обследованных, диагностических методик, психодиагностических программ и др.) и количественные (цель и задачи психологической диагностики, содержание запросов психологической диагностики, обоснование выбора диагностических методик) результаты.
Программа диагностического обследования
Цель диагностического обследования: определить сформированность готовности обучения в школе
Учебное заведение: Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Антрацитовский ясли-сад комбинированного вида № 4 «Колобок»
Группы: подготовительные («Рассвет», «Закат»)
Количество испытуемых: 30
Возраст испытуемых: 6-7 лет
Название методики
(автор) Цель Описание условий и режима обследования Оборудование
Тест «4-ый лишний» (Р.С. Немов)
Исследование процессов образно-логического мышления, операций анализа и обобщения Методика проводится индивидуально, возможно и групповое проведение. Приблизительное время проведения 5-10 минут (3 минуты на выполнение задания) . Ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, ему необходимо определить лишний предмет и обосновать Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний
«Запоминание 10 слов» (А.Р.Лурия) Исследовать объем слухоречевого запоминания, определенного количества слов Методика проводится индивидуально. Приблизительное время проведения 10 минут. Ребенку предлагается послушать 10 слов, а после повторить, после процедура повторяется Текст с 10 словами
Показать больше