Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период с 23 марта по 19 апреля 2023 года я проходила учебную (озна-комительную) практику.
Основной целью учебной (ознакомительной) практики являются получе-ние первичных профессиональных умений и навыков, подготовка обучающихся к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по сервисному и научно-исследовательскому видам деятельности.
Среди задач учебной (ознакомительной) практики можно выделить сле-дующие:
- ознакомление со структурой гостиничного предприятия;
- изучение основных направлений деятельности предприятия;
- изучение технологий обслуживания клиентов;
- приобретение начальных практических навыков;
- формирование навыков оформления материалов и отчетов практик.
Глава 1. Характеристика предприятия
1.1 Основные направления деятельности
Гостиница — это средство размещения, которое состоит из определен-ного количества комнат, имеет единое руководство и предоставляет ком-плекс услуг (минимум — заправка постели, уборка номера и ванной комна-ты). Гостиницы делятся на разные классы в соответствии с предоставляемы-ми услугами и оснащением номеров. Историческое название недорогой гос-тиницы в России — постоялый двор.
Гостиницы являются неотъемлемой частью туризма и входят в состав индустрии туризма. В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Россий-ской Федерации» индустрия туризма - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, транспортных средств, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств раз-влечения, объектов образовательного, хозяйственного, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организа-ций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, опе-раторов туристско-информационных систем, а также организации, предо-ставляющие услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и гидов-инструкторов.
Гостиничная деятельность представляет собой деятельность юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллектив-ное средство размещения, находящееся в непосредственном распоряжении и управлении им, по оказанию услуг по временному проживанию (размеще-нию) и обслуживанию граждан.
С точки зрения бизнеса, гостиничное предприятие — это предприятие по производству и оказанию коммерческих гостиничных услуг, предлагаю-щее потребителю свои удобства и сервис. Назначение данных услуг заключа-ется в том, что гостиничное предприятие призвано создать комфортные условия для размещения гостя и предоставить ему одновременно с основ-ными услугами ряд услуг дополнительных.
К видам гостиничных предприятий относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, туристические базы, пансионаты и др. Согласно международным рекомендациям, средства размещения подразделяются на четыре группы: гостиницы и им подобные предприятия; предприятия коммерческого и соци-ального размещения; специализированные средства размещения; частные объекты размещения туристов.
Гостиничные предприятия высшего класса обычно располагаются в исторических центрах городов, в непосредственной близости от социально-значимых объектов, таких, как аэропорты, вокзалы, автовокзалы, бизнес-центры, станции метро и т. д., а также в исторических зданиях. Такого рода гостиницы направлены на предоставление отдыхающим возможности ком-фортного проживания и свободного доступа к туристическим объектам и культурному обогащению вблизи их местонахождения.
1.2 Структура предприятия
Гостиничные предприятия высшей категории имеют сложную организа-ционную структуру, характеризующуюся распределением целей и задач управления между подразделениями и отдельными сотрудниками. Под ор-ганизационной структурой управления понимается совокупность звеньев управления, находящихся в строгой подчиненности и обеспечивающих вза-имосвязь между управленческой и управляемой системами.
В практике управления гостиничными предприятиями наиболее распро-странены следующие типы организационных структур: линейная, функцио-нальная, линейно-функциональная.
Линейный тип организационной структуры управления гостиничным предприятием отражает линейные формы связи между звеньями управления. Весь комплекс функций управления и выработки управленческих решений сосредоточен у линейного руководителя, который несет полную ответствен-ность за функционирование всего гостиничного предприятия (небольшого размера) или его структурных подразделений (крупного размера). Каждый подчиненный подразделения подчиняется непосредственно только одному руководителю, от которого исходят все управленческие решения. Начальник не имеет права отдавать распоряжения обслуживающему персоналу, минуя их непосредственного начальника. Так реализуется принцип единоначалия. Отдельные специалисты помогают линейному руководителю получать и анализировать информацию, принимать управленческие решения, но сами не дают указаний и распоряжений руководителю объекта.
Линейная структура управления характеризуется простотой, четко-стью, согласованностью действий исполнителей, оперативностью, но в то же время меньшей гибкостью в адаптации к изменяющемуся рынку гостинич-ных услуг. Каждый менеджер обладает широким спектром полномочий, в то же время у него немного возможностей для решения проблем, основанных на глубоких и специальных знаниях. В опыте управления линейная органи-зационная структура применяется, прежде всего, в небольших по размерам средствах размещения, оказывающих основные и незначительный объем до-полнительных услуг при отсутствии разветвленных связей в кооперации.
Рисунок 1. Линейная структура управления
Суть функциональной структуры управления заключается в выпол-нении определенных функций специализированными органами управления и отдельными специалистами, наделенными значительными управленче-скими полномочиями. В организации управления гостиницей специалисты одного профиля чаще объединяются в структурные подразделения (отде-лы), например отдел маркетинга, прием и размещение, финансы, коммер-ческий и др. Таким образом, общая задача управления гостиницей, начи-ная со среднего уровня, делится по функциональному признаку, отсюда и название - функциональная структура управления.
При функциональной структуре управления возникает штат специа-листов с высокой компетенцией в определенной области, отвечающих за конкретное направление деятельности. Функциональная специализация управленческого аппарата значительно повышает эффективность работы всего гостиничного предприятия. Данная модель управления часто ис-пользуется в условиях быстрого роста объемов производства и его усложнения, появления новых видов услуг и форм обслуживания в гости-ничных комплексах.
Рисунок 2. Функциональная структура управления .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2022 года № 616 «О внесении изменений в Положение о классификации гостиниц». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ (время обращения 02.04.23 11:35).
2. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74957806/ (время обращения 02.04.23 11.56).
3. «Положение о классификации гостиниц», утвержденного постановлени-ем Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://virtual-sevastopol.ru/hotel-4-stars.html (время обращения 02.04.23 14:45).
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57015-2016 «Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования от 01.01.2017». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200137230 (время обращения 02.04.23 14:35).
5. «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55321- 2012 Услуги населению, СПА-Услуги». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200102565 (время обращения 02.04.23 16.22).
6. СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение: актуали-зированная редакция СНиП 23-05-95: издание официальное: утвержден Мини-стерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Фе-дерации: дата введения: 07.11.2016 / разработан Российской медицинской ака-демией последипломного образования МЗ РФ. – Москва, 2018. – 115 с. – Текст: непосредственный.
7. СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобиль-ных групп населения: актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001: издание официальное: утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 904/пр: дата введения 2021-1-07 / разработан АО «ЦНИИ Промзданий». – Москва, 2021. – 69 с. – Текст: непосредственный.
8. Алексушин Г. Н., Михайлова Ю. В. Внешний вид персонала как эле-мент брендинга средств размещения. Научная статья: Москва, 2021. – 37 с.
9. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001. – 216 с.
10. Круль Г. Я. Основы гостиничного дела. Учеб. пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2011. – 368 с.
11. Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела: учебник и практи-кум для вузов / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. — Москва: Изда-тельство Юрайт, 2020. – 449 с.
12. Полюшко Ю. Сборник должностных инструкций для персонала гос-тиничного сервиса. / Ю. Полюшко. - Москва: Издательские решения, 2019. – 290 с.
13. Сервис бронирования Booking.com [Электронный ресурс]. Режим до-ступа: https://www.booking.com/index.ru.html (время обращения: 01.04.2023 14:15).
14. Сервис бронирования TripAdvisor.ru [Электронный ресурс]. Режим до-ступа: https://www.tripadvisor.ru/ (время обращения: 02.04.2023 16:37).
15. Организационно – управленческая структура гостиничного предприя-тия. Сайт // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.net/3- 21603 (время обращения: 01.04.2023 13:45).
16. Официальный сайт «Самсон 4*» [Электронный ресурс] Режим досту-па: https://samson-hotel.ru/ (время обращения 01.04.2023 13:30).