Фрагмент для ознакомления
2
1. Цели и задачи практики
Цель практики: выполнение выпускной квалификационной работы, а также реализация профессиональных знаний, умений, навыков социального педагога; закрепление теоретических знаний и приобретение умений по организации и проведению научно-исследовательской работы; осознание будущим специалистом уровня развития своих профессионально значимых качеств и определение траектории профессионального роста и развития в частности в работе с проблемой психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в неблагополучной семье.
2. Отражение собственной деятельности в соответствии с планом работы лагеря, оздоровительной группы и т.д.
Индивидуальный план работы
1. Установочная конференция, знакомство с руководителем практики от университета Коротковой А.Л., программой практики, заданием на практику, графиком практики.
2. Прохождение инструктажа по технике безопасности, ознакомление с требованиями охраны труда, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего распорядка в учреждении. Ознакомление с условиями работы, направлениями деятельности и структуре учреждения, материально-технической обеспеченностью учреждения.
3. Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения.
4. Анализ и оформление информации о функциональных обязанностях социального педагога учреждения.
5. Изучение документации, отражающей работу с разными категориями детей и их проблемами в учреждении.
6. Анализа диагностического инструментария в работе социального педагога (социально-психолого-педагогической службы).
7. Составление карточки индивидуального изучения личности с обоснованием включенных в диагностическое исследование методик.
8. Составление и оформление в отчете социально-психолого-педагогической характеристики личности учащихся краткого резюме, обозначающее характер проблемы, фиксирование вариантов возможного развития личности.
9. Разработка мини-программы социально-педагогической направленности по оказанию помощи клиенту (развитию, адаптации, коррекции, реабилитации личности, профилактике любого рода нарушений и др.) с включением оснований предложенных мероприятий.
10. Оценка способов и форм профилактической деятельности данного учреждения социальной направленности.
11. Отражение содержания социально-педагогической профилактики в отношении детей из неблагополучных семей в данном учреждении
12. Разработатка мероприятия профилактической направленности, ориентированное на решение проявления нарушений развития у детей из неблагополучных семей.
13. Организовать условия для осуществления формирующего эксперимента в данном социально-педагогическом учреждении. Собрать необходимый фактологический материал для ВКР.
14. Осуществить самоанализ и самооценку реализации и результатов социально педагогической практики в учреждении социальной направленности.
15. Оценить собственные достоинства и недостатки, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования.
16. Подготовка отчета. Анализ результатов практики.
3.Отражение собственной деятельности в соответствии с индивидуальным планом работы (по дням), отчет о выполнении всех заданий по практике
Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения.
База практики: МБДОУ «Краснооктябрьский детский сад «Солнышко» Новошешминского района РТ.
Место нахождения образовательной организации: 423193, Республика Татарстан, Новошешминский район, совхоз «Красный Октябрь».
Адрес электронной почты: KaruninaMV@mail.ru
Адрес сайта: https://edu.tatar.ru/nsheshma/kr-oktyabr/dou
Режим функционирования ДОО: организация образовательной деятельности регламентируется годовым календарным учебным графиком, согласованным с Учредителем. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, Уставом ДОО.
Изучение документации, отражающей работу с разными категориями детей и их проблемами в учреждении
В перечень документации , отражающей работу с разными категориями детей и их проблемами в МБДОУ «Краснооктябрьский детский сад «Солнышко» Новошешминского района РТ входит:
1.Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2.Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального педагога.
3. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей, родителей, педагогов;
4. Методическая копилка: проекты и программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы в ДОУ: адаптация детей с ОВЗ, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, сопровождение детей из неблагополучных семей и т.д.
5.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми с ОВЗ. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.
6.Учет обращений родителей, воспитателей, дошкольников и разрешение поставленных ими проблем;
7. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ребенка, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов ДОУ;
8.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
9.Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для воспитателей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
10.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения социальных проблем.
Разработка мини-программы социально-педагогической направленности по оказанию помощи клиенту (родители, дошкольники) в направлении развития, адаптации, коррекции, реабилитации личности, профилактики любого рода нарушений и др. с включением оснований предложенных мероприятий.
Создание технологии работы с детьми из неблагополучных семей на базе дошкольной организации предполагает включение специалиста в определенное пространство для участников образовательно-воспитательного процесса, в котором осуществляется комплексная социально-психолого-педагогическая работа, предполагающая диагностику, развитие, сопровождение, профилактику, коррекцию и т.д. Эта форма работы, которая основана на принципах медико-психолого-социального сопровождения и объединения усилий различных служб для повышения эффективности проводимых мероприятий.
На уровне первичной профилактики и коррекции, возможно проведение серии семинаров, тренинговых занятий и т.д. для родителей и воспитателей (по проблеме работы с неблагополучными семьями).
На уровне вторичной профилактики и коррекции – при наличии запроса со стороны детей, родственников, родителей, педагогов, проводятся мероприятия, которые предупреждают появление нарушений развития ребенка и / или его семейной системы, социально-психологическая помощь (консультации, включение в групповую работу, индивидуальный подход и особое внимание к ребенку и его семье, кураторство, включение семьи в систему учреждений социально-психологического сопровождения неблагополучных семей на различных уровнях), а также по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или его семьей.
Третичная профилактика и коррекция – это мероприятия, направленные на предотвращение рецидивов нарушений развития ребенка и / или его семейной системы (консультативно-терапевтическая работа, групповая работа социального педагога и психолога с детьми и/или их близкими на территории МБДОУ или вне ее.
В количественном отношении планируется уменьшение числа детей нарушениями в социальной системе (относящихся к категории «дети из неблагополучных семей»).
Относительно качественного уровня – планируется смещение векторов мотивационного компонента взрослых на гуманизацию и выполнение социальных обязанностей по воспитанию ребенка, расширение спектра социальных контактов, досуговых приоритетов, возможностей развития детей, гармонизация эмоциональной сферы, снижение агрессивности и тревожности у дошкольников, развитие коммуникативных качеств у детей и т.д.
Эффективность программы может быть оценена на нескольких уровнях: на количественном уровне – с помощь тестирования – проводится только психологами и социальными педагогами образовательного учреждения.
На количественном и качественном уровне – с помощью экспертной оценки (наблюдение, оценка продуктов деятельности, беседы с детьми и родителями).
На основе теоретического анализа было выявлено, что воспитание в неблагополучной семье оказывает влияние на формирование следующих сфер личности (эмоциональную, мотивационную, когнитивную (познавательное развитие ребенка), коммуникативную, деятельностную). Коррекционно-профилактическая работа строится с учетом влияния на данные сферы.
Реализация коррекционно-профилактической программы с детьми из неблагополучных семей в МБДОУ «Краснооктябрьский детский сад «Солнышко» Новошешминского района РТ условно рассчитано на воплощение в течение трех месяцев и строится условно поэтапно, на уровне проработки компонентов (эмоциональный, мотивационный, когнитивный, коммуникативный, деятельностный). При этом, невозможно однозначно отделить перечисленные компоненты, и разделение осуществляется условно, на уровне тематического планирования мероприятий (Таблица 3).
Разработка мероприятия профилактической направленности, ориентированного на решение нарушений детско-родительских отношений у детей из неблагополучных семей.
Организовать условия для осуществления формирующего эксперимента в данном социально-педагогическом учреждении. Собрать необходимый фактологический материал для ВКР.
Эффективность данной программы профилактики нарушений развития детей из неблагополучных семей в ДОУ, может быть измерена и оценена, как отмечалось выше, на количественном и качественном уровнях – с помощью диагностики по стандартизированным социально-психологическим методикам и методов (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы и др.), а также с помощью экспертной оценки.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Краснооктябрьский детский сад «Солнышко» Новошешминского района РТ и включало в себя два этапа:
1) Деагностика семей дошкольников из МБДОУ «Краснооктябрьский детский сад «Солнышко» Новошешминского района РТ и выявление на основе результатов диагностики экспериментальной группы – выборочной совокупности дошкольников из неблагополучных семей.
В экспериментальную группу вошли дошкольники из неблагополучных семей в количестве 10 человек.
2)Второй этап предполагал диагностику развития социальных навыков, коммуникативной, эмоциональной сферы (агрессивности, тревожности, негатевизма и т.д.) дошкольников из неблагополучных семей.
В исследовании были использованы диагностические методики:
1)Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
2)Карта наблюдения А.Г. Долговой.
3)Проективная методика «Кактус».
4)Тест тревожности и агрессивности (Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен).
5) Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
6) Определение эмоционального уровня компонентов самосознания (автор А.В. Захарова).
4. Наблюдения и впечатления в процессе практики
За время прохождения практики удалось определить, что работа социального педагога в дошкольной образовательной организации отличается особой спецификой, предполагает активное взаимодействие с семьями воспитанников особенно в рамках малокомплектного детского сада, широким спектром обязанностей и ресурсными возможностями, которые касаются вопросов сотрудничества с различными организациями.
Показать больше