Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. К каждой предложенной теме подберите по три методики для осуществления эксперимента, обоснуйте, почему вы выбрали эти методики, на проверку каких психологических особенностей, качеств личности или коллектива они направлены, для людей какого возраста предназначены, сложность проведения и прочее. Бланки методик и инструкцию к ним представьте в Приложении к отчету по практике.
Тема: Работа социального педагога по профилактике безнадзорности и беспризорности.
Обзор научной литературы по теме исследования помог сделать вывод о том, что к основным факторам, ведущим к беспризорности и безнадзорности детей относятся: семейный (отношения внутри семьи, кризис семьи, воспитательный потенциал семьи и т.п.); социально-экономический; социально-психологический (социальная-психологическая адаптированность, взаимодействие с социальным окружением и т. п.); школа (отношение ребенка к школе, его эмоциональное состояние там и т. д.); психологический (личностные характеристики ребенка); психический (наличие отклонений психического развития). Поэтому для проведения экспериментальной работы по теме «Работа социального педагога по профилактике безнадзорности и беспризорности» нами были отобраны приведенные ниже методики.
Методика 1: Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Приложение 1).
Опросник личностный и состоит из 58 вопросов, которые могут предлагаться школьникам в письменном виде, а могут просто зачитываться. Каждый вопрос требует однозначного ответа «да» или «нет». С помощью данной методики можно выявить уровень и характер тревожности, связанной со школой у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Предназначен для изучения таких факторы тревожности, как общая тревожность в школе, фрустрация потребности в достижении успеха, переживания социального стресса, страх самовыражения, страх не соответствия ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний, страхи и проблемы в отношении с учителями, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проведение теста и обработка результатов не занимает много времени, в то же время освещает изучаемое явление с различных сторон.
Методика 2: Анкетирование семей («ГАУ Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Екатеринбург») (Приложение 2).
Основными причинами, провоцирующими безнадзорность несовершеннолетних являются: конфликты и ссоры в семье, в том числе насилие над детьми, недопонимание между родителями и детьми; плохое качество воспитания, связанное с занятостью или некомпетентностью родителей, отсутствием должного внимания детям; финансовые трудности семьи и низкое материальное положение. Поэтому для профилактики безнадзорности и беспризорности социальным педагогом должна проводиться диагностика детско-родительских отношений и типа семьи, что может быть осуществлено с помощью анкетирования родителей. Вопросы анкеты направлены на выявление основных проблем в семье, которые могут послужить причиной беспризорности и безнадзорности детей. Основной трудностью данной методики является возможное несогласие родителей участвовать в анкетировании или недостоверность предоставляемых ими ответов.
Методика 3: «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой)
Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) основана на модели отношений человека с самим собой и с социальным окружением. Она состоит из 101 суждения, 36 из которых соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности, 37 – критериям дезадаптированности, 28 высказываний нейтральны. С помощью данной методики можно выявить личностную зрелость, умение уважать других и наличие чувства собственного достоинства, открытость к отношениям, понимание своих проблем и стремление справиться с ними, либо наоборот неприятие себя и других, трудности в осмыслении своего актуального опыта, негибкость психических процессов и др. Методика предназначена для учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Из-за большого объема шкалы СПА использование данной методики требует довольно большого количества времени при проведении теста, обработке и интерпретации результатов, а так же подготовке опросных листов.
Тема: Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Методика 1: Тест СДП (склонность к девиантному поведению) (Приложение 4).
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (Тест СДП – склонности к девиантному поведению), разработанная коллективом авторов (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев), адаптирована для подростков и широко апробирована. Она предназначена для измерения степени выраженности дезадаптации у подростков (начиная с 12 лет) с разными видами девиантного поведения. С помощью данной методики определяются показатели выраженности агрессивного поведения (АП), зависимого поведения (ЗП), делинквентного поведения (ДП), самоповреждающего поведения (СП), социально обусловленного поведения (СОП). Оценка степени выраженности определенных видов девиантного поведения осуществляется с помощью опросника, состоящего из 75 вопросов, и позволяет получить максимально полную информацию о наличии каких-либо видов поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований. Достоинством метода является простота обработки полученных результатов, что весьма удобно при проведении массовых скрининговых обследований.
Показать больше