Фрагмент для ознакомления
2
1. Аттестационный лист по практике, подтверждающий освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций, заверенный заведующим, печатью образовательной организации.
2. Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе на весь период практики.
3. Конспекты (технологические карты) проведенных мероприятий и занятий.
В процессе прохождения практики был разработан и реализован проект «Наш друг – светофор» как условие формирования основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет.
Дети нуждаются в особой защите и подвергаются наибольше опасности, поэтому важно, чтобы воспитатели и родители обладали максимальными знаниями об охране жизни и здоровья детей. Детским учреждениям необходимо систематизировать работу по направлениям формирования безопасного поведения и учить не только детей, но и родителей безопасному поведению.
Особого внимания требует формирование у дошкольников представлений и формирование навыков и умений безопасного поведения на дороге, т. к. проблема детского дорожно-транспортного травматизма Российской Федерации по своим масштабам и последствиям может относиться к национальным катастрофам.
Тема проекта: «Мой друг светофор» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, открытый, коллективный.
Цель проекта:
• Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на дорогах.
• Закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, в транспорте.
• Сформировать у детей навыки правильного поведения в роли пешехода и пассажира транспортного средства.
• Пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей создания светофора и его назначением.
• Расширять знания о светофоре.
• Познакомить детей с назначением дорожных знаков, формировать умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
• Формировать навыки правильного поведения на дороге.
• Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
• Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.
Развивающие:
• Расширить представление детей о правилах дорожного движения.
• Развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность, познавательный интерес ответственность и осмотрительность на дороге;
• Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
• Развивать умение творчески мыслить, воплощать идеи в практической деятельности – рисунках, поделках, театрализованной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Целевая аудитория проекта: дети подготовительной группы, родители (законные представители), воспитатели, сотрудники ДПС.
Для успешной реализации данных задач необходимо гармоничнее соединение современных технологий с традиционными фермами работы, что позволит организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке.
План, через который возможно осуществить работу с детьми в условиях ДОУ по основам безопасности дорожного движения, может быть следующим:
• формирование представления об окружающем пространстве, а также способности ориентирования в нем;
• организация совместной деятельности детей и родителей:
• организация целевых прогулок является обязательной на любом этапе планирования работы с детьми в условиях ДОУ.
Помимо плана работы с детьми в условиях ДОУ существуют принципы для успешного формирования основ безопасности дорожного движения:
• Дифференцированный подход к ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
• Систематичность и последовательность.
• Сочетание научности и доступности материала.
• Наглядность.
• Принцип интеграции.
4. Самоанализ процесса и результатов профессиональной деятельности студента при организации и проведении различных видов деятельности и общения детей.
Я проходила практику на базе Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 "Жемчужина».
Чтобы привить нашим детям навыки правильного поведения на улице, дороге, нужна кропотливая, повседневная разъяснительная работа с участием родителей. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Вся необходимая работа должна проводиться комплексно и по всем разделам воспитания и обучения. И проводить ее должны совместно и целенаправленно и воспитатели, и психолог, и дети.
В ходе практики я провела с родителями воспитанников родительское собрание, предложила им поучаствовать в проекте и помочь в подборе художественной литературы. Родители с удовольствием откликнулись на предложение.
Родители нам оказали помощь в изготовлении макетов: перекрестков, улиц. Мы с ребятами внимательно их рассматривали и с помощью машин и переходов создавали проблемные ситуации. Разбирали вместе с детьми, как можно выйти из той или иной ситуации, не нарушая правила дорожного движения. Ребята внимательно рассматривали картинки и оценивали поступки героев дорожного движения. Играли в дидактическую игру «Разложи картинки на правильные и не правильные поступки». Детям нравится рассказывать, как бы поступили они в той или иной ситуации.
Дети внимательно слушали сказки и рассказы по ПДД, принимали активное участие в беседе по содержанию.
– Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный».
– Жидков Б. «Что я видел, светофор».
– Северный А. «3 чудесных цвета».
– Клименко В. «Кто важнее всех на свете!».
– «Происшествие с игрушками».
– Турутин С. «Для чего нужен светофор».
– Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист».
– Маршак С. «Милиционер», «Мяч».
Во время бесед с детьми мы обсуждали различные темы.
Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге.
Рассматривают дорожные знаки и запоминают, о чем они нас предупреждают по дороге. Учимся, как правильно нужно себя вести в транспорте, на дороге.
Во второй половине дня полученные знания мы закрепляли в дидактических, настольных и подвижных играх. Устраивали «Вечер загадок». Дети с удовольствием отгадывают загадки о транспорте.
С удовольствием ребята рисуют и выполняют аппликации на тему: «правила дорожного движения». С интересом дети выполняли конструирование транспорта из бумаги, картона и бросового материала. Мы с детьми ходили на экскурсии к проезжей части, к перекрестку и к светофору. Смотрели за работой светофора и как машины проезжают перекресток. Обратили внимания, что только на зеленый цвет светофора можно как проходить пешеходам, так и проезжать машинам.
Во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх мы направляем внимание детей на движение пешеходов, транспорта, знакомим с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Уточняем название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации – наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. Воспитатель сопровождает действия словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» детей учим двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводим подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет».
Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
Большое внимание уделяем дидактическим играм, таким, как «Назови правильно дорожные знаки», «Мы на улице», «Составь автомобиль», «Перевертыши».
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребенка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся правильному поведению на улице и правильному взаимоотношению друг с другом. Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Хочу сказать, что мне удалось найти общий язык с детьми, заинтересовать их, дети активно участвовали с играх, активно приняли участие в проекте.
5. Психолого-педагогическая характеристика детей группы.
Работа проходила с детьми старшего дошкольного возраста. Охарактеризуем особенности данного возраста.
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения/
Отечественный учёный Д.Б. Эльконин вводит такое понятие как «ведущий вид деятельности», которое «…определяет возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития…» . Ведущая деятельность – это деятельность, которая является причиной развития важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза, т.е. переход от простейшего вида деятельности к более сложному. По Д.Б. Эльконину ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, которая выступает в роли прототипа или модели деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяет развитие существенных сторон личности, таких как:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Через мотивационно-потребностную сферу у старшего дошкольника формируется способность к соподчинению и иерархизации мотивов; стремления приобретают ориентацию на общественно-значимую и социально-оцениваемую деятельность; осознание ребенком старшего дошкольного возраста возможностей собственных действий и их ограничений.
2. Развитие внутреннего плана действий. П.Я.Гальперин пишет о формировании опосредования, следовательно, от деятельности характеризующейся методом «проб и ошибок» наступает переход к целенаправленным действиям, сопровождающимся контролем деятельности внутри .
3. Развитие произвольности действий. Сюжетно-ролевая игра требует отказ ребенка старшего дошкольного возраста от каких-либо сиюминутных желаний, а соблюдение правил гарантирует возможность перехода к формированию произвольной регуляции.
В старшем дошкольном возрасте происходит сдвиг мотивов от «я хочу» на «я смогу», «я должен».
Сюжетно-ролевая игра характеризуется наличием ролей, а также закрепленными функциями за каждой ролью. Через сюжетно-ролевую игру дошкольник знакомится и учится выполнять общепринятые нормы, подчинятся правилам игры.
6. План родительского собрания (форма проведения – на выбор).
В соответствии с разрабатываемым мной в ходе практики проектом было проведено родительское собрание с родителями на тему «Правила дорожного движения и дошкольники».
Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.
Задачи:
• Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
• Обратить их внимание на психологический аспект проблемы.
• Познакомить родителей с методами обучения детей ПДД
Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.
Причина несчастных случаев с дошкольниками на дорогах заключается в незнании ими правил дорожного движения, а также в непонимании последствий нарушения этих правил. Соответственно, жизненно важно у детей с дошкольного возраста формировать навыки соблюдения правил поведения и правил дорожного движения на улице, дороге. Особенно важно формировать у дошкольников ответственность за собственное поведение на дороге и довести соблюдение правил дорожного движения до автоматизма. Только таким образом можно снизить несчастные случаи, происходящие с детьми.
В последние годы произошло резкое возрастание автомобилизации в крупных городах, и в свою очередь, это породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм принимает глобальные масштабы, и приобрело название «национальная катастрофа». Такое определение дали на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья и безопасности детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Несмотря на серьёзные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности детей, на практике ещё недостаточно устранены причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста, а также наблюдается низкий уровень охраны их здоровья и жизни. Особую обеспокоенность вызывает безопасность на дороге детей дошкольного возраста, которые составляют группу повышенного риска и поэтому нуждаются в особом внимании со стороны других участников дорожного движения.
Согласно статистике ГИБДД, дети в возрасте до 7 лет попадают под колеса автомобиля в качестве пешеходов. Так, в 2022 году 45 % несчастных случаев с детьми произошло на пешеходных переходах. В силу особенностей своего возраста дошкольники не могут полноценно оценить дорожную ситуацию, не могут предвидеть опасность, неправильно оценивают расстояние до приближающейся машины, подвергая свою жизнь чрезмерному риску.
Это в большей степени связано с их возрастными особенностями (недостаточный объем внимания, повышенная импульсивность, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения).
Воспитательный процесс по развитию безопасного поведения, организующийся в методе проектов, когда воспитатель с воспитанниками ставят цель, добиваются её решения и достижение результата происходит на личностно-ориентированном подходе.
Если спектр видов деятельности различен, то система безопасного взаимодействия в окружающей среде будет усвоена, то возможно только на деятельностно-рефлексивном уровне, взаимодействуя со взрослыми, далее в самостоятельной деятельности воспитанника.
Инновационные просветительские траектории ориентированы на целое использование в образовательном месте проектной деятельности, которая обуславливается тенденцией как современной педагогической личностно -ориентированной процесс на главные принципы гуманистического подхода в образовании.
На сегодняшний день перед системой образования для формирования основ безопасного поведения детям поставлено несколько задач:
• иметь представление о позитивных факторах, которых влияют на здоровье и безопасность;
• обучить детей определять поступки и поведение, которые позволяют сохранить безопасность и укрепить здоровье;
• уметь ориентироваться в опасных ситуациях в различных видах деятельности, используя сформированные умения и знания, готовность оказать безопасность на доступном детском уровне;
• сформировать знания, касающегося здорового образа жизни: здоровое правильное питание, организация режима дня, факторы, которые негативно могут повлиять на здоровье, о существовании вредных привычек и как они плохо влияют на здоровье;
• научить расслабляться, благодаря релаксациям.
Для формирования основ безопасного поведения необходима организация педагогических условий в данном направлении. К педагогическим условиям относится:
• усваивание содержания умений и знаний, которые доступны воспитанникам в соответствии с программными требованиями и освоенные системно и поэтапно;
• предоставление целостного развития познаний и умений как основы навыков безопасного поведения при использовании различных методов и приёмов, взаимодействие родителей, педагогов, детей.
После применения педагогических условий, взаимодействуя с педагогом, можно приступать к работе над проектом. Проект состоит из нескольких этапов:
1. Мотивационный этап.
2. Формирование плана действия для достижения поставленной пели.
3. Проблемно-действенный этап
4. Заключительный (творческий)
Мотивационный этап включает в себя постановку цели, которую воспитатель озвучивает и выносит проблему для обсуждения остальным воспитанникам, затем возникает гипотеза, которую нужно подтвердить в процессе поисковой деятельности. Этот этап решает большое количество коммуникативных, речевых и познавательных задач.
Овладев нужной информацией об изучаемом явлении или предмете, дети переходят ко второму этапу, на котором педагог слушает мысли и точку зрения каждого ребенка, стараясь ориентировать детей опираться на личный опыт каждого. На данном этапе необходимо проявить гибкость в планировании, которое должно опираться на интересы и мысли детей.
На третьем этапе происходит решения проблемных ситуаций для активации познавательных процессов, которые предлагает воспитатель. Воспитанники проявляют творчество, самостоятельно познают и исследуют. Главная роль в организации этой среды отходит уголкам познавательно-практической деятельности.
Модель формирования навыка безопасного поведения обуславливается наличием трёх основных компонентов: предвидение, уклонение, преодоление опасности. Формируя содержание данных компонентов, педагог передает знания, создает условия для приобретения умений и навыков по предвидению опасности, что подразумевает:
• оценку условий (вида угрозы, характера развития угрозы, последствии угрозы, наличия правовой и нормативно-практической подготовленности и т.д.):
• предвидение опасности от среды обитания (естественной; техногенной, общественной: в случае военной обстановки);
• предвидение опасности от собственного Я» (себе, среде обитания, другим людям).
Значимость использования проектной деятельности в формировании безопасного поведения дошкольникам, определена возможностью проводить эксперименты, учить разбираться в информативном поле, совершенствовать творческие способности, мышление и коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Итак, анализ научно-педагогических исследований метода проектов позволил определить, что при различных подходах к его пониманию, авторы уделяют внимание активизации познавательной деятельности, овладение воспитанниками практическим опытом, возможности получить реальный личностный результат. Основой в проектной деятельности является проблема, для решения которой необходима работа в различных направлениях, чьи результаты обобщаются и объединяются в единое целое.
Дети нуждаются в особой защите и подвергаются наибольше опасности, поэтому важно, чтобы воспитатели и родители обладали максимальными знаниями об охране жизни и здоровья детей. Детским учреждениям необходимо систематизировать работу по направлениям формирования безопасного поведения и учить не только детей, но и родителей безопасному поведению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абросимова Ж.Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения / Ж.Д. Абросимова // Молодой ученый. – 2017. – №11 – С. 1–4.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б.Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2014
3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210с.
4. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД. – Набережные Челны: Б.и., 2006. – 75 с.
5. Васильев, В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие уровня познания. – Народное образование. М., 2000, № 9, C. 177-180.
6. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Балас, 2003. – 304 с.
7. Воронкова, О.Б. Интерактивные технологии в образовании. Методы; Феникс – Москва, 2010. 320 c.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. Т4 Детская психология под ред. Д.Б. Эльконина. М.: «Педагогика», 1984
9. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека / С. И. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1974
10. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 132 с.
11. Калитин, С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в ДОУ; Солон-Пресс – Москва, 2013. 192 c.
12. Кириллов Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. – 2004. – № 1 (10). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dpr.ru/pravo/pravo_7_10.htm.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность// Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Том 2./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского – М.: Педагогика, 1983. – С.94-223
14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-дидактика, 2008. – 144 с.
15. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2015.
16. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография; М-во образования Рос. Федерации. Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 315 с.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. 5-е изд. М.: 2000
18. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
19. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
20. Чернобровкин, В.А., Кувшинова, И.А., Бачурин, И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 205-209. URL: http://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=37792
21. Чернобровкин, В.А., Тупикина, Д.В., Карлова, Ю.В., Повайба, С.А. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / В.А. Чернобровкин, Д.В. Тупикина, Ю.В. Карлова, С.А. Повайба // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
22. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры /Д. Б. Эльконин. –– М.: Владос, 1999