Фрагмент для ознакомления
2
Кейс-задача № 1 Бухгалтерский учет в бюджетных организациях является составной частью бюджетного учета, который включает также бухгалтерский учет исполнения сметы.
Организация учетных операций - один из важных моментов деятельности любой организации — это формирование системы, которая обеспечивает точный учет всего хозяйства и фиксацию движения всех денег и товарных и материальных ценностей. (ТМЦ).
Под организацией учетных процессов бюджетных организаций следует учитывать порядок осуществления учетных процессов, чтобы получить достоверную и своевременную информацию о деятельности организации, а также контролировать рациональное использование ресурсов. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях включает несколько аспектов.
Организация бюджетного учета обладает рядом особенностей на основе действующего законодательства о бюджетных учреждениях, инструкций по бюджетному учёту, других нормативных документов по бюджетному учёту и учета бюджетных организаций и их отрасли.
Цель бухгалтерского учета в бюджетных организациях заключается в обеспечении пользователей полной, достоверной, своевременной финансовой и иной бухгалтерской информацией о ходе исполнения сметы расходов, которые участвуют в исполнении государственного бюджета. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, которые заключаются в следующем:
- в соблюдении бюджетными организациями требований, действующих законодательных и нормативно-правовых актов РФ;
- в полном документировании всех хозяйственных операций бюджетных организаций;
- в постоянной систематизации информации, которая содержится в первичных документах, в регистрах синтетического и аналитического учета;
- в своевременном составлении и представлении бюджетными организациями финансовой, бюджетной и иных видов отчетности;
- в обеспечении контроля за рациональным и эффективным использованием средств бюджетных организаций по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой;
- в обеспечении полноты и своевременности проведения инвентаризации материальных ценностей (МЦ), денежных средств и расчетов;
- в своевременном предотвращении негативных явлений в деятельности бюджетных организаций, выявлении и мобилизации внутрихозяйственных резервов для рационального снижения расходов и использования ресурсов;
- в своевременном формировании полной, достоверной учетной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности бюджетных организаций, которая необходима для оперативного управления и обеспечения информационных потребностей внешних пользователей.
Бухгалтерская служба учреждения - структурное подразделение организации, организованная часть информационного обеспечения управленческих решений, единственный источник представления документированной и систематически предоставляемой экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов, фактах хозяйственной жизни, результаты исполнения, обязательства, расчеты, претензии. Организационная структура бухгалтерской службы напрямую зависит от организационной структуры самого предприятия. Структура бухгалтерии учреждения включает в себя Главного бухгалтера и рядового бухгалтера.
Основные аспекты организации бухгалтерского учета учреждения на практике, включают следующее:
- разработка организационно-распорядительных документов (положение по бухгалтерскому учету, должностные инструкции бухгалтеров, штатное расписание);
- планирование рабочего процесса организации;
- создание номенклатуры дел и организация хранения документов;
- определение технологии обработки полученной информации (форма и способ ведения бухгалтерского процесса);
- формирование кадровой политики бухгалтерского учета (порядок аттестации бухгалтеров, набор и повышение квалификации).
Учетная политика в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» утверждена внутренним приказом.
Учетная политика бюджетного учреждения разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учетная политика регулирует деятельность бухгалтерии, прямо или косвенно касается деятельности всей организации в целом и ее отдельных подразделении в частности. Кроме того, учетная политика является важным распорядительным документом, поэтому руководителю организации следует принимать решения при утверждении положений учетной политики, исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможные варианты. По этой же причине целесообразно участвовать в составлении и разработке учетной политики практически по направлениям их деятельности; а работа по подготовке и совершенствованию учетной политики должна проводиться систематически в течение года.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета состоит из:
1. Общего положения, в котором описаны формы первичных учетных документов, сроки и порядок отчетности, сроки инвентаризации. материальная ответственность отделений, и т.д.
2. Организации бюджетного учета, в нее входят:
- регистры бухгалтерского учета;
- учет НФА:
- учет основных средств:
- амортизация:
- непроизведенные активы;
- учет материальных запасов:
- учет денежных средств;
- учет расчетов с подотчетными лицами:
- учет расчетов с различными дебиторами и кредиторами;
- учет доходов и расходов:
- финансовый результат;
- санкционирование расходов.
3. Инвентаризации имущества и обязательств, в которую включены.
Бухгалтерский учет ведется в электронном виде с применением программных продуктов «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата».
Рассмотрим, как осуществляется учет основных средств при приобретении.
Получено оборудование, балансовая стоимость которого составляет 100 000 рублей, а сумма начисленной по нему амортизации - 30 000 рублей.
Безвозмездное получение основных средств от главного распорядителя.
Для отражения данной операции необходимо бухгалтерии сделать следующие записи (Таблица 1).
Таблица 1 - Безвозмездное получение основных средств от главного распорядителя
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
1 106 01 310 1 304 04 310 100 000 Отражена балансовая стоимость
оборудования
1 304 04 310 1 104 04 410 30 000 Отражена сумма фактически начисленной амортизации по полученному оборудованию
1 101 04 310 1 106 01 410 100 000 Полученное оборудование передано в эксплуатацию
2) Получено оборудование от учреждения иного уровня.
Возьмем условия предыдущего примера. Для отражения данной операции делают следующие записи (Таблица 2).
Таблица 2 - Получено оборудование от учреждения иного уровня
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
1 101 04 310 140101 151 100 000 Отражена балансовая стоимость полученного оборудования
1 401 01 251 1 104 04 410 30 000 Отражена сумма фактически начисленной амортизации у бюджетного учреждения, передавшего оборудование
Учреждение приобрело основное средство стоимостью 35 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Бухгалтер организации произвел соответствующие расчеты:
- годовая норма амортизации: 100% / 5 лет = 20%;
- годовая сумма амортизации: 35000 х 20% = 7000 руб.:
- ежемесячные амортизационные отчисления: 7000 руб. /12 мес. = 583,33 руб.
Учреждение заключило договор на получение доступа к справочно-информационной базе данных сроком на 12 месяцев. Цена предоставления доступа – 30 000 руб. Договор на предоставление доступа заключен, и оплата по нему произведена в одном отчетном периоде, а фактическое предоставление услуги осуществлено в следующем отчетном периоде. Расходы учреждение производит за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены расходы по приобретению права пользования нематериальными активами сроком на 12 месяцев 2 401 50 226 2 302 26 73х 30 000
Произведена оплата принятого обязательства 2 302 26 83х 2 201 21 61017 (226) 30 000
Отнесены расходы будущих периодов на расходы текущего года 2 109 XX 000
2 401 20 226 2 401 50 226 2 500
Учреждением приобретены материальные запасы.
Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Приобретение бутилированной питьевой воды при отсутствии питьевого водоснабжения либо при несоответствии санитарным нормам 0 106 34 349
0 105 36 349 0 302 34 73х
0 106 34 349 10000
Выбытие израсходованной бутилированной воды 0 109 х0 272
0 401 20 272 0 105 36 449 10000
Для бухгалтерского учета денежных средств в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» применяется счет 020100000 «Денежные средства учреждения». Данный счет предназначен для учета БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а также для учета денежных документов и денежных средств в иностранной валюте.
Для бухгалтерского учета операции по движению денежных средств бухгалтер БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» применяет следующие счета:
-020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
-020120000. Денежные средства учреждения в кредитной организации»:
-020130000 «Денежные средства в кассе учреждения».
Бухгалтерский учет денежных средств в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» осуществляется в разрезе поступления денежных средств и выбытия денежных средств.
Рассмотрим основные факты хозяйственной жизни движения наличных денежных средств в кассе учреждения.
Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Получены денежные средства в кассу учреждения с лицевого счета В органе федерального казначейства на оплату командировочных расходов 14 200,00 0 201 34 0 210 03
Одновременно производится запись по забалансовом счетам к соответствующему синтетическому счету 14 200,00 17 18
Возвращен в кассу учреждения подотчетным лицом неиспользованный аванс на УСЛУГИ СВЯЗИ 100,00 0 201 34 0 208 21
Одновременно производится запись по забалансовому счету к соответствующему синтетическому счету 100,00 17
Выданы наличные денежные средства из кассы учреждения в под отчет на приобретение материальных запасов 5 240,00 0 208 34 0 201 34
Одновременно производится запись по забалансовому счету к соответствующему синтетическому счету 5 240,00 18
Выдана заработная плата из кассы учреждения сотрудникам учреждения 11 356,40 0 302 11 0 201 34
Одновременно производится запись по забалансовому счету к соответствующему синтетическому счету 11 356,40 18
Приведем пример расчета стоимости ТМЦ при списании:
На начало месяца в учреждении оставалось 370 шариковых ручек по закупочной цене 10 рублей. В течение месяца было поставлено еще 1000 ручек двумя партиями — 500 по 9 рублей 50 копеек и 500 по 9 рублей. Считаем среднюю стоимость.
Стоимость ТМЦ на начало месяца: 370 * 10 = 3700 (руб.)
Стоимость 1-й новой поставки ТМЦ: 500 * 9.5 = 4750 (руб.)
Стоимость 2-й новой поставки ТМЦ: 500 * 9 = 4500 (руб.)
Средняя стоимость ТМЦ: (3700 + 4750 + 4500) : (370 + 1000) = 9.45 (руб.)
По этой средней стоимости и будут считаться списанные товары и высчитываться прибыль. Например, если ручки продаются по 15 рублей, и за месяц было продано 1100 ручек, прибыль конкретно за эти ручки будет считаться так:
1100 * 15 – 1100 * 9,45 = 6105 (руб.)
За 2022 год в учреждении объемы дебиторской задолженности не изменились. Величина кредиторской задолженности снизилась на 8,43%. Из показателей кредиторской задолженности учреждение на 01.01.2023 год имеет пассивное сальдо.
Показать больше