Фрагмент для ознакомления
2
1.Введение
Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов.
2. Содержание сборника “Петербургские повести”
Невский проспект
Лучше Невского проспекта нет ничего, по крайней мере, в Санкт-Петербурге. для него ты все. Что только не блестит на этой улице - красота нашей столицы!
Я знаю, что никто из его бледных граждан и министров не променяет всех благ Невского проспекта. Он не только двадцатипятилетний мужчина, с красивыми усами и великолепно украшенным пальто, но и мужчина с седыми волосами, ниспадающими с подбородка, и головой, гладкой, как серебряная тарелка, и он счастлив с Невский. проспект. И дамы! О, Невский проспект более привлекателен для дам. А кому это не нравится? Как только поднимаешься по Невскому проспекту, уже пахнет одним фестивалем. Даже если у тебя есть нужное, нужное дело, но, поднявшись, ты забудешь обо всех делах...
Нос
25 марта в Петербурге произошло очень необычное событие. Цирюльник Иван Яковлевич, проживающий на Вознесенском проспекте (фамилия его утеряна, и даже на его билборде - изображен мужчина с запыленной щекой и надписью: "И кровь открыта" - больше ничего не показано), цирюльник Иван Яковлевич проснулся рано утром от запаха горячего хлеба. Медленно встав с постели, он увидел, что его жена, почтенная дама, любившая выпить кофе, достает из печи свежеиспеченный хлеб... [1].
3. Проблематика и поэтика «Петербургских повестей» н. Гоголя
Пребывание в св. Петербург расширяет горизонты гоголевского опыта, расширяет его познания о «подлой современности», о «бессмысленном классе», правящем страной. Худшие мысли и грустные мысли, вызванные жизнью Гоголя на берегах Невы, большей частью выражены в так называемых «Петербургских повестях», созданных в 1831-1841 годах (впервые напечатаны в 1835 году).
Все «Петербургские повести» связаны общей темой (сила чинов и денег), единством главного героя (разночинец, «маленький человек»), достоверностью основного пафоса идеологии (разрушительной силой денег., что обнажает очевидную несправедливость общественного строя). Они фактически воссоздали классический образ св. Петербурге 1930-х годов, отразив острые социальные противоречия всей нашей страны того времени [14].
При превосходстве сатирического принципа изображения Гоголь особенно часто обращается в этих рассказах к воображению и своему излюбленному приему крайнего противопоставления. Он был убежден, что «истинный результат заключается в различии». Но фантазия здесь более или менее реальна.
В «Невском проспекте», вышедшем во второй части сборника «Арабески» (1835), Гоголь показал шум, толпу людей разных сословий, конфликт между возвышенной мечтой (Пискарев) и грязной действительностью, противоречие. между безумной роскошью немногих и страшной нищетой большинства, торжество эгоизма, кощунства, «кипящих продаж» (Пирогов) митрополии. В повести «Нос», впервые напечатанной в «Современнике» (1836, т. 3), показана великая сила химомании и холопства. Чтобы подчеркнуть выражение абсурдности человеческих отношений в условиях деспотически-чиновничьего подчинения, когда человек теряет всякое значение, Гоголь умело использует фантазию. Непонимание действительности определяет и нелепость ее художественного выражения.
В рассказе «Портрет» Гоголь, отвечая на широкий круг проблем, связанных с искусством, серьезно изложил свои суждения о его сущности и назначении. Первое издание этого программного произведения включено в первую часть «Арабеск» (1835 г.). Критикуя натурализм и ложные идеи, автор рассматривал только красоту как предмет искусства, высший атрибут божественного, христианского. В этом ограниченном художественным контекстом на автора повлияло влияние реактивно-романтических теорий. Критическая литература обращается к отголоскам этого произведения и рассказам о художниках не только Гофмана, но и Бальзака («Неизвестный шедевр»), Вакенродера и Тика («В искусстве и художниках. Выражение отшельника, любителя прекрасного». ) [2].
Во втором издании «Портрета», напечатанного в «Современнике» (1842 г.), представляющего собой мир правды, все истинное, прекрасное и безобразное, высокое и низкое, выражено как предмет искусства. Справедливо утверждая высшее качество искусства, Гоголь в то же время старается приблизить его к религии. Поддавшись влиянию реакционно-идеалистической эстетики, впав в заблуждение, автор ставит перед искусством произведение спокойствия и цельности. Таким образом, в противоречивом мировоззрении автора Портрета оборвалось начало религиозных суждений и мистерий. Но в обеих версиях Образа раскрывается злобная, развращающая сила денег.
В рассказе «Записки сумасшедшего», вошедшем во вторую часть «Арабеск» (1835), автор показал порочность желаний государственной партии, ограниченных чинами, орденами, работой и дурным будущим. «молодого» человека, ощущающего очевидную несправедливость окружающих его обстоятельств, страдающего от социальной депривации и запущенности.
В «Петербургских повестях» четко прослеживается эволюция от социальной сатиры («Невский проспект») к социально-политическому роману ужасов («Записки сумасшедшего», «Нос»), от естественного взаимодействия любви и реальности и финальной главной роли. ("Невский проспект") к реальности продолжается ("Шинель"). Здесь фантазия тонко сводится к реальной картине жизни. Рассказ «Шинель», начатый в 1839 г. и законченный весной 1841 г., впервые появился в 1842 г. в 3-м томе сочинений автора. Его тема — положение «молодого» человека, а концепт — духовное угнетение, вербовка, уничтожение личности, ограбление личности в противоположном обществе. Рассказ «Шинель» продолжает тему «маленького» человечка, описанную в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» Пушкина. Но по сравнению с Пушкиным Гоголь усиливает и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин, герой рассказа, переписчик, усердный работник, который мог бы удовлетвориться своим печальным положением, оскорбляется и унижается жестокими «важными людьми», представляющими правительство, от молодых чиновников, издевающихся над ним, до уличных грабителей. он снял свое новое пальто. И Гоголь бросился смело в защиту своих попранных прав, оскорбивших человеческое достоинство. Пересказывая трагедию «маленького» человека, автор вызывает к нему чувства и сочувствие, призывает к благу общества, общества, напоминает коллегам Башмачкина, что он их брат. Но смысл идей рассказа не исчерпывается уже сказанным. В ней автор подтверждает, что дикая несправедливость, господствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самых тихих и скромных [7].
Испуганный, угнетенный, Башмачкин мог только в состоянии невежества, в бреду выразить свое недовольство важными людьми, которые смотрели на него свысока и оскорбляли его. Но Гоголь, находящийся рядом с Башмачкиным, защищая его, проводит этот протест драматическим продолжением истории. Формальный, проторенный, торжествующий в мечтах писателя.
Настоящую мотивацию Гоголь объяснил в счастливом конце главы. Перепуганный важный человек Акакий Акакиевич ехал по бесконечной улице после того, как распил шампанского в гостях у приятеля, и ему от страха вор показался кем угодно, хоть мертвецом.
4. Петербургские повести Гоголя - новый взгляд на город
Современную каллиграфию взял на вооружение Н.В. Гоголь как его наставник. Он был одним из крупнейших деятелей русской прозы. Смех в его творчестве связан с трагическими волнениями. Хотя его произведения отличаются красочным языком и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком постоянной неожиданности и загадочности. Его «Петербургские книги» оказали большое влияние на развитие культуры в России. В русской литературе верхняя столица представлялась «чудесным» городом: в одном его образе сочетаются и переходят друг в друга самые противоположные образы — величие и ничтожество, красота и свет империи и темная жизнь бедняков. . . Читая рассказы Гоголя, мы видим, как развивается это противоречие, находя новые оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах [10].
5. Заключение
Подтверждением того, что «Петербургские повести» составляют единый цикл, являются общие темы: бюрократизм, характер города, человеческое «кромсание», смерть на фоне столицы, сумасшествие, пошлость. Повествование движется по кругу — одна тема, дополняя, сменяет другую и помогает Н. В.
Показать больше