Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. На сегодняшний деньотмечается противоречивая социальная, экономическая и политическая ситуация, которая оказывает отрицательное влияние на материальное положение семей, а так же их психологическое и нравственное благополучие. На сегодняшний день угроза увеличения количества неблагополучных семей связана с усиливающимся кризисом в обществе, который приводит к тому, что увеличивается количество детей, которые остались без попечения родителей или ребенок воспитывается только одним родителем, что так же отрицательно сказывается на ребенке.
Одним из эффективных способов оказания социальной и психологической поддержки детей, которые остались без попечения своих родителей, является создание замещающих семей. В таких семьях приемные родители будут выполнять все те роли, которые выполнял родной родитель, но более качественно и эффективно, то есть воспитывать их и развивать, отстаивать их права и заниматься их патронатом по достижению совершеннолетия. Дети, которые попадают на воспитание в замещающие семьи, будут становиться полноценными участниками общества и развиваться через взаимодействие с членами новой семьи, перенимать их жизненный и семейный опыт.
Термин «замещающая семья» не является юридическим и представляет собой разные типы семей, которые берут на воспитание детей, оставшихся без попечения (приемные, опекунские, усыновители, попечители, детские дома семейного типа).
Проблемой при создании замещающих семей является недостаточное психологическое обследование будущих приемных родителей, низкий уровень их подготовки, недостаточный сбор данных о ребенке, отсутствие полноценного сопровождения семьи на разных жизненных этапах, отсутствие устойчивого взаимодействия с замещающей семьей, что по итогу приводит к недостаточной психологической готовности родителей к воспитанию приемных детей.
Исходя из выше сказанного, вытекает проблема между потребностью развивающейся практики в укреплении института замещающих семей, путем усовершенствования процесса психологической подготовки кандидатов в приемные родители и недостаточной теоретической и практической разработанностью и освоенностью содержания такой деятельности.
5) Опрос респондентов в рамках исследования
По итогам изучения работы центра нами было проведено исследование, в котором приняло участие 10 пар (20 человек), которые хотят создать замещающую семью и взять на воспитание приемного ребенка. Возраст испытуемых составил 31-55 лет.
Для выполнения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- определение выборки испытуемых и диагностического инструментария;
- проведение исследования по изучению у будущих родителей мотивационной готовности, знания психологических особенностей их будущего ребёнка и уровень стрессоустойчивости и готовности родителей к сложным ситуациям;
- проверка эффективности внедренной и проведенной программы, анализ и сравнение полученных результатов исследования.
Для работы нами были использованы следующие методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, анкета «Ребенок глазами родителей» (РГР) (О.М. Щедринская), тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, копинг-тест Лазаруса. Рассмотрим каждую из методик более подробно.
Исследование проводилось в три следующих этапа:
Констатирующий этап:проведение первоначального исследования по изучению у будущих родителей мотивационной готовности, знания психологических особенностей их будущего ребёнка и уровень стрессоустойчивости и готовности родителей к сложным ситуациям. Анализ полученных результатов исследования.
Формирующий этап: разработка и внедрение программы мероприятий по подготовке будущих приемных родителей к воспитанию детей, оставшихся без попечения.
Контрольный этап: проверка эффективности внедренной и проведенной программы через организацию повторного исследования по изучению мотивационной готовности, уровня стрессоустойчивости и преодоления трудных ситуаций, знания особенностей детей, а так же анализ и сравнение полученных результатов исследования.
Показать больше