Фрагмент для ознакомления
2
Тема 2. Учет труда и заработной платы
ИМУП «ПЖКС» прием на работу осуществляется после личной беседы претендента на вакансию с инспектором по кадрам. Заявление о приеме на работу подписывает генеральный директор. Со всеми сотрудниками, работающими на предприятии, заключен трудовой договор.
В ИМУП «ПЖКС» начисление заработной платы начисляется с заполнения табеля учета рабочего времени (приложение Г), где отражается количество отработанных часов, дней. На основании этого бухгалтер заполняет расчетно-платежную ведомость (приложения Д), где отражаются суммы начисленной заработной платы исходя из отработанного времени, с учетом премий, надбавок, а также ученические, больничные и командировочные.
В ИМУП «ПЖКС» заработная плата начисляется за отработанное врем (приложение И).
Рассмотрим пример начисления оплаты труда. Оклад инженера Мокеева Н.П. составляет 35000 руб. Сумма премии за качественную работу составила 22,5% от оклада.
Расчет заработной платы:
1. Начисляется сумма оклада (с учетом того, что фактически отработано весь месяц): 35000 руб.
2. Начисляется премия: (35000 х 22,5) / 100 = 7875 руб.
3. Начислено вместе с премией: 35000 + 7875= 42875руб.
4. Рассчитывается сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (с начисленной заработной платы НДФЛ, налоговая ставка налога установлена в размере 13%. НДФЛ уплачивается в налоговую инспекцию, в которой работодатель состоит на учёте). У сотрудника 2 детей:
(42875 -2800) х13) / 100 = 5210 руб.
5. аванс 25 % от начисленной заработной платы 35000 /2= 17500
5. Итого, заработная плата к выдаче:
42875 - 17500 – 5210= 20165 руб.
Тема 3. Учет финансовых результатов
Общий финансовый результат (прибыль или убыток) за месяц складывается из результатов:
– по обычным видам деятельности формируется на счете 90 «Продажи»;
– по прочим операциям формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
На основании разработанной учетной политики рассмотрим ее элементы в части счетов по учёту финансовых результатов в таблице 10.
В зависимости от вида хозяйственной деятельности первичными документами по обычному виду деятельности являются:
1. договор на оказание услуг
2. акт выполненных работ (оказанных услуг)
3. счет-фактура
4. бухгалтерская справка-расчет.
На основании первичных документов заполняются учетные регистры, которые обобщают и регистрируют все хозяйственные операции:
1. журналы ордер по счету 90 «Продажи»
2. Оборотно-сальдовые ведомости по счету 90 «Продажи» (таблица 26)
3. главная книга.
Тема 5. Учет собственного капитала
Величина собственного капитала является одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации. Он складывается из добавочного капитала и нераспределённой прибыли и прочих резервов в ИМУП «ПЖКС».
К капитулу и резервам в ИМУП «ПЖКС» относят добавочный капитал, нераспределённую прибыль и краткосрочные оценочные обязательства.
Добавочный капитал ведется на счете 83 «Добавочный капитал» и за 2020 год составил 36751 тыс. руб. Добавочный капитал образован за счет уценки имеющихся на балансе основных средств. Счет 83 пассивный и отражается по кредиту. За 2020-2022 года добавочный капитал уменьшился 61201 до 36751 тыс. руб.
Тема 6. Учет кредитов и займов
Ведение бухгалтерского учета кредитов и займов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107, а также Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Минфина России от 06.07.1999 г № 43н с дополнениями.
В плане счетов учета ИМУП «ПЖКС» используется счет 66 «Краткосрочные кредиты и займы» открыты субсчета:
66.1 «Краткосрочные кредиты (в рубляx)»;
66.2 «Проценты по кредитам» (в рубляx)»;
66.3 «Краткосрочные займы (в рубляx)»;
66.4 «Проценты по займам» (в рубляx)»;
Полученные по кредитному договору денежные средства не признаются доходом организации, поскольку получение кредита не приводит к увеличению экономических выгод применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Основная сумма обязательства по полученному кредиту отражается в бухгалтерском учете заемщика как кредиторская задолженность (п. Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н).
Выбытие денежных средств в погашение основной суммы кредита не признается расходом и отражается как погашение кредиторской задолженности (п. 3 ПБУ 10/99).
В плане счетов учета ИМУП «ПЖКС» используется счет 67 «Долгосрочные кредиты и займы» открыты субсчета:
67.1 «Долгосрочные кредиты (в рубляx)»;
67.2 «Проценты по кредитам» (в рубляx)»;
67.3 «Долгосрочные займы (в рубляx)»;
67.4 «Проценты по займам» (в рубляx)»;
В ИМУП «ПЖКС» журнально-ордерная форма учета, для учета расчетов по кредитам и займам на основе журнала проводок ведомость по счету 67 и Журнал-ордер по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». На основе журнала ордера и ведомости по счетам собираются обороты в Главной книге.
При получении денежных средств по кредитному договору у организации формируется кредиторская задолженность перед кредитной организацией в размере основной суммы обязательства по кредиту (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Таким образом, получение средств по кредитному договору не является увеличением экономических выгод организации, приводящим к увеличению ее капитала, т.е. не соответствует понятию доходов, приведенному в п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
Кредит предоставляется на срок, превышающий 12 месяцев, при получении организацией денежных средств в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетом 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Тема 7. Проведение инвентаризации материально-производственных запасов
Инвентаризацию всех материалов и товаров на складах и в других местах хранения проводите ежегодно в рамках годовой инвентаризации. Отдельные ТМЦ надо инвентаризировать при смене материально ответственных лиц, а также при хищениях, пожарах, стихийных бедствиях и в некоторых других случаях.
Для инвентаризации нужен приказ директора. Если вы проверяете ТМЦ в рамках годовой инвентаризации - это будет общий приказ, в других случаях - отдельный приказ об инвентаризации ТМЦ.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет фактическое наличие ТМЦ и возможность их использования по назначению.
Результаты инвентаризации оформляют описью ИНВ-3, которую подписывают члены комиссии и материально ответственные лица. Все данные описи программа заполнит автоматически.
Если комиссия найдет расхождения между фактическими и учетными данными, исправьте фактические данные в описи в бухгалтерской программе. Тогда программа автоматически составит сличительную ведомость ИНВ-19.
Тема 8. Проведение инвентаризации денежных средств
Во время инвентаризации безналичных денежных средств их остаток по данным бухгалтерского учета сверяют с суммами, указанными в банковских выписках и других подтверждающих документах.
В обязательном порядке проводите инвентаризацию безналичных денежных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
В добровольном порядке можно провести инвентаризацию в любое время по усмотрению руководителя. Например, инвентаризация переводов в пути может потребоваться для проверки своевременности зачисления денежных средств на счет в банке.
Конкретные сроки проведения инвентаризации безналичных денежных средств и объекты проверки установите в приказе руководителя.
В процессе годовой инвентаризации проверяют все безналичные денежные средства организации, находящиеся в банках, в том числе (п. п. 3.42, 3.43 Методических указаний по инвентаризации):
• учитываемые на счете 51 «Расчетный счет» в рублях;
• числящиеся на счете 52 «Валютный счет» в иностранной валюте;
• переданные для зачисления на счет организации в банке, но еще не зачисленные, отраженные на счете 57 «Переводы в пути»;
• учитываемые на счете 55 «Специальные счета в банках», за исключением депозитных вкладов, которые относятся к финансовым вложениям и инвентаризируются в их составе.
По иным причинам проводите выборочную инвентаризацию в объеме, необходимом для решения конкретной задачи (например, для проверки правильности отражения средств в депонированных аккредитивах по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю).
Тема 9. Проведение инвентаризации основных средств и нематериальных активов
В ходе инвентаризации основных средств нужно проверить не только наличие самих объектов, но и их технические и (или) эксплуатационные характеристики, а также выявить неиспользуемые объекты и причины, по которым они не эксплуатируются.
С 1 января 2022 г. действуют ФСБУ 6/2023 «Основные средства» и ФСБУ 26/2023 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2023 N 204н. Одновременно утрачивают силу ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Начать применять Стандарты можно и раньше. См. Информационные сообщения Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-28, от 03.11.2023 N ИС-учет-29. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.
Инвентаризация основных средств имеет и другие особенности. Они связаны с периодичностью ее проведения перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Обязательную инвентаризацию основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в отличие от других активов, разрешено проводить один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Такую инвентаризацию называют годовой.
В рамках этой инвентаризации необходимо проверить все имеющиеся основные средства, потому что ее целью является обеспечение достоверности отчетных данных. Но вы можете распределить основные средства по группам, с тем чтобы ежегодно в пределах трехлетнего периода инвентаризировать только часть объектов.
Периодичность проведения годовой инвентаризации и график для различных групп ОС закрепите в учетной политике.
Причины проведения обязательной инвентаризации ОС установлены законодательством. Инвентаризация ОС необходима, в частности, при выявлении фактов хищения или порчи основных средств, смене материально ответственного лица, продаже предприятия как имущественного комплекса или передаче его в аренду. При этом проверяют не все объекты, а только те, которые входят в состав имущественного комплекса, находятся в зоне ответственности увольняющегося материально ответственного лица или в помещении с признаками взлома и т.п.
Добровольную инвентаризацию ОС (по инициативе организации) вы вправе провести в любое время.
При проведении инвентаризации основных средств придерживайтесь общего порядка с учетом следующего.
Тема 10. Проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности
Издают приказ о проведении инвентаризации, укажите в нем состав комиссии и виды задолженности, которые будете проверять. При инвентаризации расчетов в рамках годовой инвентаризации отдельный приказ не нужен.
Для инвентаризации расчетов с контрагентами - поставщиками и покупателями - подготовьте акты сверки. Вместо акта можно приложить письмо контрагента с указанием величины задолженности по его данным.
При инвентаризации расчетов с персоналом проверяют сальдо по счетам 70, 71, 73 по каждому работнику.
При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверяют, своевременно ли работники сдают авансовые отчеты и правильно ли они оформлены.
При инвентаризации расчетов с бюджетом получают в ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие состояние расчетов - справки или акты сверки.
Заключение
За время прохождения производственной практики мною выполнялись поручения главного бухгалтера предприятия, которые содержали в себе основные моменты и задачи, связанные с работой бухгалтера ЖКХ.
Производственная практика позволила закрепить теоретические знания, а также получить практические навыки работы по специальности. В ходе практики мной была рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, проанализированы результаты организационно-хозяйственной деятельности предприятия, изучена учетная политика. В ходе практики мной были получены новые знания, умения и опыт, касающиеся бухгалтерского учета.
Целью написания производственной практики являлось подробное изучение приобретение практических навыков по поставке, ведению бухгалтерского учета в рамках конкретной организации, закрепление теоретических знаний, выявление основных особенностей и проблем учета.
Показать больше