Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика позволяет студенту закрепить полученные теоретические знания на практике.
После прохождения профессионального модуля и производственной практики студенты должны:
иметь практический опыт:
организации и осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в системе потребительской кооперации;
1 Краткая характеристика АО Россельхозбанк
1.1 История создания развития организации (указать все виды деятельности, которые указаны в уставе)
История российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в то время первая в России кредитная организация «Монетная контора» была учреждением, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду.
Важное начинание продолжила императрица Елизавета Петровна: её указом в 1754 году были открыты Дворянские Заёмные Банки на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Первое время эти учреждения по-прежнему кредитовали дворян, однако позже, согласно распоряжению от 1766 года, они начали выдавать ссуды крестьянам.
К 1796 году активы Дворянских банков перешли на баланс новообразованного «Государственного Заёмного Банка», который поддерживал сельское хозяйство ссудами для мелких и крупных землевладельцев. В таком виде банковская система просуществовала вплоть до восшествия на престол императора Александра I, который в 1817 году решил основать «Государственный Коммерческий Банк». Постепенно этот банк обзавелся большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных городах царской России – Москве, Петербурге, Киеве и других. Этот банк можно считать историческим прообразом современного Россельхозбанка.
Определяющим для сельскохозяйственного кредитования в России стал 1882 год, когда начал свою работу Государственный крестьянский поземельный банк. С его помощью государство рассчитывало завершить реформу крепостного права - участки приходилось выкупать у собственников-дворян и через поземельный банк отдавать в кредит крестьянам. В период с 1883 по 1895 год Государственный крестьянский поземельный банк выдал в общей сложности 15 тысяч ссуд, совокупный размер которых составил примерно 82 миллиона рублей.
Схожую задачу, но применительно к иному слою населения, решал Государственный дворянский земельный банк. Основанный в 1885 году, он был призван поддержать дворянские имения, которые разорялись ввиду отмены крепостного права: крестьяне стали покидать деревню ради быстрого заработка на городских фабриках, и помещики оказались в сложном положении. Чтобы исправить неблагоприятную ситуацию, банк приступил к выдаче долгосрочных займов крупным собственникам русской деревни.
1.2 Анализ основных учредительных документов (устав): кто является учредителем? (если несколько учредителей), доли в уставные капитали? и размер уставного капитала? юр. Адрес, права и обязанности, кто управляет данной структурой, если АО, то права и обязанности акционеров
Россельхозбанк является банком, создаваемым в форме открытого акционерного общества.
Местонахождение Россельхозбанка - город Москва.
Россельхозбанк, создаваемый по настоящему Федеральному закону, является правопреемником открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк», учрежденного Государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», по всем правам и обязательствам последнего.
В целях приведения правового статуса Россельхозбанка в соответствии с требованиями и особенностями, установленными настоящим Федеральным законом, действие абзаца 10 статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» об ограничении права выхода учредителей из состава участников банка первыми тремя годами со дня регистрации не распространяется на учредителей Россельхозбанка.
1.3 Анализ организационной структуры организации (саму схему управления и её характеристика, вид, структуры, достоинства и недостатки) за последние 2 года
Организационная структура – это совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура выстраивается в соответствии с теми задачами, которые ставит перед организацией её стратегия.
Организационная структура предприятия АО «Россельхозбанк» построена по линейно-функциональному принципу. В основу ее построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.). Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахматный» принцип построения. Он предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений, основная роль которых состоит в подготовке проектов решения, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.
Под управленческой структурой организации можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления. Последние представляют собой организационно обособленные, должности и подразделения, обладающие необходимой материально-технической базой для выполнения административных функций. Звенья управления находятся в определенной взаимной связи и соподчинении. Совокупность звеньев определенного уровня образуют управленческую ступень. Выделяют звенья общего управления (дирекция) звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности), звенья функционального управления (например, плановый отдел).
Функциональная структура – связь административного управления с осуществлением функционального управления. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, административный отдел, финансовый отдел, отдел кадров и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления. Функциональная структура реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления.
1.4 Анализ бизнес среды, основные потребители, и основные конкуренты)
В настоящее время в условиях усиления конкурентной борьбы, когда усиливается конкуренция за клиентов, реально удешевляются кредиты, многие банки выходят в регионы, объективно необходимо развитие и сохранение конкурентоспособности. Поэтому анализ конкурентной среды является одним из главных элементов аналитической работы любого банка. Владельцы банка хотят четко представлять:
- лидеров рынка и своих непосредственных конкурентов;
- тенденции рынка банковских услуг и закономерности развития банковской системы и роль в ней собственного банка;
- по каким параметрам банк выигрывает, а по каким проигрывает в конкурентной борьбе и многое другое.
1.5 Анализ основных показателей деятельности организации за последние 2 года
Результаты работы Группы Россельхозбанка за 9 месяцев 2021 года характеризуются положительной динамикой всех ключевых показателей ее деятельности. Обеспечен запланированный рост кредитного портфеля как в приоритетном для нас сегменте АПК, так и в корпоративном и розничном бизнесе в целом, существенно повышено качество активов Группы, расширена диверсифицированная по источникам и срокам привлечения ресурсная база. Увеличение процентных и комиссионных доходов Группы, существенный рост чистой прибыли способствовали дальнейшему повышению рентабельности капитала, активов и других показателей операционной эффективности. В отчетном периоде также была успешно реализована задача по увеличению капитала Группы. Особенно хочу отметить, что хорошие финансовые результаты показаны на фоне расширения физической сети присутствия банка на сельских территориях и активной цифровой трансформации внутренних и клиентских процессов», – прокомментировал Первый заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Кирилл Лёвин.
Кредитный портфель Группы (до вычета резервов) по сравнению с концом 2020 года вырос на 2,8% (+84,3 млрд рублей) и составил 3,055 трлн рублей до вычета резервов. Кредитный портфель юридических лиц (включая кредиты, отражаемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток) за 9 месяцев 2021 года увеличился на 1,1% (+25,8 млрд рублей) до 2,433 трлн рублей, физических лиц – на 10,4% (+58,5 млрд рублей) до 621,9 млрд рублей.
Активы Группы за 9 месяцев увеличились на 66,6 млрд рублей (+1,7%) и на конец сентября 2021 года составили 3,886 трлн рублей.
Депозиты и остатки средств на счетах клиентов по сравнению с концом 2020 года выросли на 139 млрд рублей (+4,9%) и составили 3,001 трлн рублей. Средства юридических лиц увеличились на 40 млрд рублей (+2,6%) и составили 1,560 трлн рублей, депозиты и остатки средств на счетах физических лиц выросли на 99 млрд рублей (+7,4%) до 1,441 трлн рублей.
Доля клиентских средств в общем объеме привлеченных ресурсов составила 82,5%. Соотношение кредитов и депозитов (loan-to-deposit ratio) на 30 сентября 2021 составило 102%.
Чистый процентный доход по результатам трех кварталов 2021 года составил 70,7 млрд рублей, что на 22,5% выше показателя за аналогичный период 2020 года (57,7 млрд рублей). Чистый комиссионный доход был увеличен на 45% и составил 22,4 млрд рублей против 15,5 млрд рублей за 9 месяцев 2020 года. Рентабельность капитала по сравнению с 9 месяцами 2020 года увеличилась на 1,4 п.п. до 7,9%. Рентабельность активов составила 0,5%, увеличившись на 0,1 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
2 Анализ основных факторов предпринимательской деятельности
2.1 Способы провождения услуг на рынке
Так как основной сегмент у «Россельхозбанка» юридические лица, поэтому система продвижения товаров имеет свои особенности. Массовую рекламу услуг банка будет нецелесообразно использовать, потому что она не будет направлена на сегмент. Денежные средства, выделенные в данном случае на продвижении услуг, не будут переведены в клиентов и, соответственно, в будущую прибыль. Поэтому «Россельхозбанк» использует специфические каналы для рекламы. Это различные печатные издания бизнес тематики, основной долей которых являются бизнесмены и юридические лица, реклама на радио внутри бизнес сводок, реклама на тематических мероприятиях.
2.2 Анализ структуры и размер имущества банка
По итогам 2022 года Россельхозбанк увеличил объем кредитования сельскохозяйственной отрасли. Кредитный портфель Банка в АПК за 2020 год увеличился на 301 млрд рублей — на 22% — и составил 1,6 трлн рублей. Одной из важнейших задач оставалась поддержка малого и среднего бизнеса. Кредитный портфель МСБ в сегменте АПК увеличился на 24% до 318 млрд рублей», — говорится в сообщении.
В 2020 году банк выдал более 85 млрд рублей кредитов в рамках программы сельской ипотеки на строительство и приобретение жилья на сельских территориях, став лидером по объемам выдач сельской ипотеки.
2.3 Анализ исследования фонда рабочего времени персонала (наблюдение за работой какого-либо сотрудника, и описание его рабочего дня)
Рассмотрим деятельность работника операционного зала в зеле.
Основную часть это занимает обслуживание клиентов. На 1 клиента приходится в среднем 15 минут. Персонал работает в разном графике, но, тем не пене все вопросы остаются решенными. В банке действует электронная очередь, в среднем операционный специалист принимает 120 клиентов и оформляет порядка 190 операций.
2.4 Анализ персонала
Успешная деятельность Россельхозбанка во многом обусловлена высоким профессионализмом сотрудников; продуманной и четко отлаженной кадровой политикой. В банке действует превентивная кадровая политика, которая строится на контроле ситуации с кадрами, на краткосрочном и среднесрочном прогнозе потребности в кадрах, четком определении задач по развитию персонала. Основной задачей кадровой политики Банка является повышение эффективности его деятельности путем совершенствования организационной структуры и формирования высокопрофессионального коллектива специалистов. Постоянно расширяющаяся сеть филиалов и дополнительных офисов, введение новых видов услуг вызвали приток клиентов Банка, а, следовательно, и потребность в новых квалифицированных специалистах и повышении профессионального уровня работников.
2.5 Построение матрицы свот-анализа (сильные, слабые, угрозы)
SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
SWOT – метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Методика SWOT-анализа включает анализ четырех категорий предприятия:
1. Сильные стороны предприятия (Strengths) - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
2. Слабые стороны предприятия (Weaknesses) - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
3. Рыночные возможности (Opportunities) - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
4. Рыночные угрозы (Threats) - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Заключение
В заключении отметим, что полученные данные позволяют охарактеризовать деятельность банка. В ходе прохождения практики студент приобрел необходимые знания и навыки:
умения:
определять миссию, цели и задачи организации кооперативного дела и предпринимательства;
выбирать и обосновывать предпринимательские идеи, выбирать сферу деятельности;
применять основные технологии коллективной генерации идей;
обладать стратегическим видением в своем предметном поле деятельности;
Показать больше