Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики – формирование социально-профессиональных компетенций дефектолога в области психолого- педагогической коррекции.
1) Наблюдение за детьми, имеющими различные отклонения в развитии, обсуждение выявленных особенностей с дефектологом
Общая информация:
- дата приема в образовательное учреждение: 01.09.2019;
- программа обучения: Подготовлена по программе общего начального образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) дополнительный 1 класс;
- тип учебного заведения: класс благосостояния;
- факты, которые могут повлиять на поведение и успеваемость ребенка: ранее он не посещал регулярно образовательные учреждения;
- состав семьи: полный.
Краткая характеристика познавательного, речевого, моторного, коммуникативного и личностного развития ребенка: скорость деятельности низкая. Чувствителен к тактильным прикосновениям, к зрительным раздражителям (яркий свет). Мелкая моторика развита недостаточно: нарушается граница строк и клеток. Создается графическое изображение печатных и письменных букв. Скорость записи низкая. При выполнении учебных заданий ему нужна помощь тьютора.
Внимание. Ученик недостаточно внимательно слушает объяснения учителя. Внешняя стимуляция нужна для привлечения, вознаграждения за каждое выполненное задание.
2)посещения занятий психолога, логопеда, дефектолога учреждения
Посещение занятия психолога
Ф.И.О. педагога __Сибирцева У.П.
Возраст обучающихся 7 лет
Кол-во обучающихся на занятии 6
Тема занятия «Учимся думать»
Данное занятие проводилось по рабочей программе педагога-психолога на 2022-2023 учебный год, разработанной на основе дополнительной программы общего образования (общеразвивающей) «Развивалочка». Записи в журнале активности соответствуют содержанию календарно-тематического плана. Педагог-психолог имеет обзор предмета и связанные с ним наглядные материалы и учебные материалы.
Цель занятия - развитие у ребенка восприятия и моторики пальцев рук. Эта цель соответствует общей направленности программы работы. Задачи, решаемые в ходе урока, связаны с целью и раскрываются содержанием урока.
В структуру занятия входят следующие элементы: ритуал приветствия, основная часть, подведение итогов, ритуал прощания. Все пункты соответствовали виду деятельности и предъявлялись последовательно. Продолжительность занятия составляет 30 минут, что полностью соответствует требованиям и нормам СанНПиН.
Учебные материалы способствуют развитию познавательной функции учащихся 7 лет. Содержание урока повышает интерес к обучению.
Методы и приемы, используемые при решении поставленных задач, соответствуют особенностям детского возраста, обеспечивая развитие речи и познавательной работы.
Поведение детей на уроке соответствует возрасту. Педагог-психолог практикует индивидуальный подход, уделяя внимание каждому ребенку при возникновении трудностей.
Заключить.
Содержание урока связано с целями и задачами. Педагог-психолог Сибирцева Ю.П. Рекомендуется варьировать формы и методы работы с детьми этого возраста. При работе с детьми активно использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологии. На уроке вы часто делаете упражнения для переключения на другой вид работы, повышения работоспособности, снижения стресса (с учетом особенностей занятия).
Посещение занятия логопеда
Тема: «Поможем Соне правильно произносить звук С»
Тематика занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, которая разработана для детей седьмого года жизни. Продолжительность урока 25 минут. Количество детей: 2 (один ребенок с межзубной сигмой, один с шипящей сигмой).
Тип организации обучения – малая группа, что способствует реализации индивидуального и разнообразного подхода.
На занятии логопед совмещал разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяет удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствует предупреждению переутомления. Использование основы драмы на протяжении всего занятия помогло снять усталость и напряжение, сохранить интерес детей (Дети помогают Соне правильно произнести звук). Посылка пьесы позволила легко связать компоненты урока.
3) наблюдение за работой дефектолога, оказание ему практической помощи в изучении детей с отклонениями в развитии, анализе психических явлений
Комплексность психодиагностического метода для детей раннего возраста включает в себя минимально необходимый метод, по всем необходимым качествам и характеристикам, для оценки психологии ребенка раннего возраста, для определения уровня его психического развития. Следить за личными чертами и качествами и развитием Руководство содержит подробный диагностический материал
Перед началом диагностики дефектолог подготавливает весь экспериментальный материал, располагая его так, чтобы он не был виден ребенку. Тест проводится на маленьком столе. В первой части теста психолог предлагает методики определения уровня познавательного развития, потому что это наиболее сложно для детей, и ребенок не должен утомляться при их выполнении. Действия После выполнения одного или двух интеллектуальных трюков он чередует различные типы действий.
Обычно дошкольный осмотр занимает от 30 до 60 минут.
В ходе тестирования психолог ведет протокол, в котором фиксируется не только уровень развития, но и характер реакции ребенка на тестовую ситуацию, особенности общения с психологом, эмоциональный уровень отношения к выступлению. Утверждения, описывающие различные задачи, уровни самооценки и требований, темп деятельности, специализацию внимания, порядок работы и цель задачи и другие показатели.
4) проведение психолого-педагогических исследований особенностей учащихся в соответствии с планом диагностического обследования
ХАРАКТЕРИСТИКА
Соловьев А.Н.
Возраст: 10 лет
Внешний вид: соответствует физиологическому возрасту
Поведение в ситуации обследования: общение с психологом не затруднено, фон настроения ровный, настроение без особого оттенка
Познавательная активность низкая
Темп работы: медленный, неравномерный с признаками утомления; причины медленного темпа работы - тщательность выполнения
Уровень производительности: средний
Формирование регуляторных функций: сформировано в пределах возрастной нормы
Особенности развития речи: нарушений устной речи не выявлено.
Особенности латерализации: правша
Характеристики двигательных навыков:
Мелкая моторика: в норме.
Графическая активность (рисование): ниже нормы
Внимание Характеристики:
- продолжительность концентрации внимания: снижена; - концентрация: снижена; - переключение: пониженное; - распространение: уменьшено
Особенности мнестической деятельности:
Механическое слухоречевое запоминание (по А. Лурии): (3, 5, 2, 9, 9, 8, 7)
Отложенное воспроизведение 30%, есть лишние слова
Формирование пространственно-временных представлений: устанавливает последовательность времен года, месяцев, дней недели
Понимание сложных речевых конструкций с использованием предлогов: сложные речевые конструкции недоступны для анализа
Характеристика мыслительной деятельности: инструкция имеется, сохраняется с первого предъявления, но требует дополнительного пояснения
Изучение словесно-логического компонента познавательной деятельности:
Логические операции по Э. Ф. Замбацевицене:
«осведомленность» - средний уровень; "исключения понятий" - средний уровень; - «обобщение» - низкий уровень; "аналогии" - низкий уровень
Словесно - логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картинок установлена правильно, рассказ
Особенности мотивационно-волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого не стимулирует активность
Ведущий вид деятельности: образовательная
Тип темперамента по Г. Айзенку: экстраверсия умеренная, эмоциональная неустойчивость высокая, преобладающий тип темперамента - сангвиник (55%).
Эмоционально-личностные характеристики, в том числе специфика межличностных взаимодействий: тщательность, отзывчивость, скромность, вежливость, уважение к одноклассникам, учителям и взрослым.
Заключение психолога: Нарушено непосредственное запоминание, снижена долговременная память, низкая школьная мотивация, высокий уровень нравственных представлений, высокий уровень самооценки, высокая тревожность, низкие коммуникативные способности, инфантилизм.
Изучение словесно-логического компонента познавательной деятельности:
Логические операции по Э. Ф. Замбацевицене:
"осведомленность" - низкий уровень; "исключения понятий" - средний уровень; - «обобщение» - низкий уровень; "аналогии" - низкий уровень
Словесно - логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картинок устанавливает частично правильно, с помощью взрослого составляет рассказ
Особенности мотивационно-волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого стимулирует активность
Ведущий вид деятельности: образовательная
Тип темперамента по Г. Айзенку: умеренная интроверсия, средняя эмоциональная устойчивость, преобладающий тип темперамента - флегматик (65%).
Эмоционально-личностные характеристики, в том числе специфика межличностных взаимодействий: самостоятельность, отзывчивость, коммуникабельность, вежливость, уважение к одноклассникам, учителям и взрослым.
Заключение психолога: высокая школьная мотивация, высокий уровень нравственных представлений, низкий уровень самооценки, повышенная тревожность, средние коммуникативные навыки, устойчивое внимание, отсутствие усидчивости, выполняет задания быстро и не всегда правильно, низкое восприятие инструкций на слух, выполнение логических задач. задания сложные (не может объединять предметы в группы), недостаточный словарный запас.
6)составление заключения по результатам психолого-педагогического изучения учащихся и разработка коррекционной программы
Заключение
Тимоев Андрей Сергеевич
Возраст: 9 лет, 3 класс
Цель обследования: трудности в освоении АООП (ребенок с ОВЗ)
Описание особенностей поведения ребенка во время осмотра. Мальчик общительный, охотно отвечает на вопросы, исполнительный. Есть позитивный фон настроения.
Описание особенностей ребенка, выявленных при обследовании. Не сразу приступает к делу. При предъявлении инструкции часто требуется повторение. Индивидуальные задания вызывают интерес у ребенка. Мимика скудная, невыразительная.
Отмечаются особенности течения психических процессов: Темп психических процессов замедлен. Тяжело переключаться. Нуждается в частой стимулирующей помощи, зацикливается на отдельных действиях, затрудняется ответить. Задания понимают не сразу.
Формирование социально-бытовой направленности. У мальчика недостаточно знаний и представлений об окружающем мире. Обладает общей осведомленностью в кругу бытовых понятий. Слабо выражены доминирующие интересы и увлечения. В игровой деятельности ребенок умеет соблюдать общие правила игры. Представления об окружающем мире сформированы недостаточно.
Показать больше