Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогическую практику я проходила в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Детский сад № 97 «Светлица» в г. Норильске. Сокращенное название учреждения – МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица».
Срок прохождения практики –
Целью Практики является формирование, закрепление, развитие профессиональных умений и навыков и компетенций (ОПК-3.1; ОПК-3.2; ОПК-3.3; ПК-3.1; ПК-3.2; ПК-3.3), в том числе педагогической деятельности в области психологии и педагогики.
1. Характеристика образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» г. Норильска
Согласно учредительным документам, МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» (далее по тексту – Учреждение, ДОУ «Светлица») является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Норильск с привлечением внебюджетных средств. Зарегистрировано правовым управлением Администрации города Норильска 28.06.2002.
Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): Россия, Красноярский край, город Норильск, Центральный район, улица Хантайская, дом 35. Других структурных подразделений ДОУ «Светлица» не имеет. Учреждение рассчитано на 210 детей, однако ежегодно их реальное количество составляет около 250.
За свою историю детский сад несколько раз претерпел изменение наименований: «Центр развития ребенка – Детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, 1 категория «Светлица» (2006 год), «Детский сад комбинированного вида «Светлица» (2009 год) и снова «Детский сад № 97 «Светлица» (2015 год).
Учреждение по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением, по типу образовательной организации – дошкольной образовательной организацией. Учредителем Учреждения от имени муниципального образования город Норильск выступает Администрация города Норильска, при этом оно находится в ведении Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
2. Характеристика образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» г. Норильска
ДОУ «Светлица» реализует следующие образовательные программы:
1) в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы;
2) в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи осуществляются реализация образовательной программы дошкольного образования в соответствии с адаптированной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
3) в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития осуществляются реализация образовательной программы дошкольного образования в соответствии с адаптированной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательной деятельности в МБДОУ определяется «Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» (далее – образовательная программа), принятой Педагогическим советом МБДОУ (протокол № 1 от 31.08.2020г).
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе:
1) «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2) примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи Н. В. Нищевой,
3) программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина, И. Н. Волкова.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Основными формами организации работы с детьми являются: познавательная, речевая, опытно-исследовательская, игровая, художественно-продуктивная деятельность, прогулки, экскурсии, наблюдения. Реализуемая в ДОУ «Светлица» образовательная программа обеспечивает личностное развитие всех воспитанников, повышает уровень дошкольной компетентности, развивает у детей способность применять в самостоятельной деятельности полученные знания, умения и навыки.
Воспитательная работа в ДОУ «Светлица» строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по нескольким образовательным областям: познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитиям.
Внедряется технология здоровьясбережения, направленная на охрану и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса: авторская технология «Будь здоров!»; технология музыкального здоровьесберегающего развития для детей с ОВЗ «Музыка здоровья».
Система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя оздоровительную, двигательно-образовательную и коррекционную работу, обеспечиваемую следующим оснащением: сохраняющий комплекс «Центр психологической разгрузки», спортивный зал, тренажёрный зал, бассейн, спортивная площадка на участке детского сада, спортивные комплексы на верандах, коррекционные дорожки, регулярно меняющийся спортивный инвентарь и т.д.
3. Особенности диагностической деятельности педагога-психолога
Перед психодиагностом стоят следующие задачи:
- апределение наличия у индивида определенной психологической и поведенческой черты или характеристики;
- определение степени выраженности той или иной черты, ее выраженности в количественных и качественных показателях;
- при необходимости, характеристика поведенческих и психологических черт, диагностированных у индивида;
- Сравнение степени выраженности изучаемых признаков у разных индивидов.
Все вышеперечисленные задачи решаются в рамках психодиагностической практики, либо в сочетании, либо каждая в отдельности в зависимости от целей исследования.
Психодиагностика в дошкольных учреждениях является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую диагностику.
Задачи психологической диагностики зависят от особенностей дошкольной среды и должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и формированию личности дошкольника. Психодиагностика всегда должна быть основой эффективного образовательного процесса в европейских дошкольных учреждениях.
4. Программа диагностики индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
Во время практики под руководством педагога-психолога было проведено исследование индивидуальных особенностей дошкольников.
Цель диагностики индивидуальных особенностей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Задачи:
- индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция особенностей его развития);
- оптимизация работы с группой детей.
Существуют общие правила взаимодействия ребенка и психолога:
1. При проведении обследования необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, которое может помешать ему «включиться» в обследование (если он подавлен или, наоборот, чрезмерно возбужден). Не следует рассчитывать на то, что дошкольник воспримет проведение диагностического обследования с большой радостью – ребенка необходимо заинтересовать. Для этого лучше всего сначала некоторое время поиграть с ним, чтобы он привык к новому помещению и новому человеку.
2. Следует помнить о том, что нервная система дошкольника еще не сформирована, а потому пережить длительные нагрузки он не в состоянии. Максимальное время занятий с ребенком 6-7 лет – 40 минут. Так как в настоящее время встречаются астеничные дети с повышенной утомляемостью, то продолжительность занятий сокращается в зависимости от работоспособности ребенка.
3. При проведении обследования рекомендуется сначала предлагать ребенку достаточно простые методики, которые вызывали бы у него ощущение успеха, а затем переходить к наиболее сложным методикам. В конце встречи следует поблагодарить ребенка, поиграть с ним или предложить ему иное занятие, которое будет ему приятно. Кроме того, нужно помнить об общей логике построения диагностики: сначала проводятся методики, предназначенные для диагностики познавательной и мотивационно-потребностной сферы и лишь в конце встречи, когда установлен эмоциональный контакт с дошкольником, предлагаются методики, направленные на диагностику эмоционально-личностной сферы.
4. После обработки данных и получения результатов диагностического обследования необходимо сообщить о них педагогам, работающим с ребенком. При этом следует помнить, что у каждого дошкольника есть сильные и слабые стороны. Полученные результаты говорят не только о проблемах, которые могут быть у ребенка, но и о тех его достижениях, отталкиваясь от которых можно преодолеть большинство трудностей. Кроме того, нельзя забывать о том, что проведенная диагностика даем примерную картину психического становления дошкольника и может выступать лишь в качестве основания для дополнительного исследования. Она не должна восприниматься как достаточное условие для вынесения заключения по поводу развития ребенка.
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста осуществляется через наблюдения, беседы, тесты, опросники, проективные методики, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые воспитателями и психологами.
5. Программа коррекционной работы с дошкольниками по формированию навыков общения
Во время прохождения практики была разработана программа индивидуальной работы с детьми, в которую входят: психологические консультации, психологическая коррекция нарушений общения, прописана развивающая работа по совершенствованию процессов игровой, трудовой деятельности и обучения, развития творческого потенциала личности.
Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Заключение
За время прохождения практики я научилась самостоятельно планировать работу с детьми, подбирать игровой материал для задуманной деятельности и находить индивидуальный подход персонально к каждому ребенку.
За это время я выполнила следующие задания:
- ознакомилась с деятельностью МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица», изучила учредительные документы и иные нормативные акты,
- составила характеристику образовательной деятельности детского сада;
- выявила особенности диагностической деятельности педагога-психолога;
- совместно с педагогом-психологом разработала программу диагностики личностных особенностей дошкольников;
- совместно с педагогом-психологом составила программу коррекционной работы по формированию навыков общения дошкольников;
- определила трудности, с которыми сталкиваются дошкольники, и способы их преодоления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ
Основная литература:
1. Виттенбек Н. В. Психолого-педагогическая диагностика. М.: МУИВ, 2013.
2. Гатиатуллина Э.Р. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М.: МУИВ, 2016.
Дополнительная литература:
1. Андреева В. С., Смирнова А. О. Принципы воспитательной работы в ДОУ. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Владимиров Н. С., Корнеев Е. М. Современные дошкольные образовательные учреждения. Принципы обучения и коррекции. – Воронеж: Альянс, 2021. – 322 с.
3. Гатиатуллина Э. Р. Методики социально-правовой защиты ребенка. М.: МУИВ, 2016.
4. Гатиатуллина Э. Р. Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога. М.: МУИВ, 2013.
5. Дмитриев П. И., Тимофеев Г. С. Принципы деятельности педагогов-психологов в дошкольных учреждениях. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
6. Жилина Е. Ю. Современное дошкольное образовательное учреждение. Мифы и реальность. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
7. Корецкая И. А. Психодиагностика: учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2011.
8. Лебедев О. М., Носов М. С. Принципы работы педагогов в ДОУ. Достоинства и недостатки. – Ставрополь: Капитолий, 2020. – 476 с.
9. Пономарева Л. В., Васильева О. В. Образовательные условия в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональные знания педагога. Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Фадеева А. Ю. Дошкольные образовательные учреждения. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.