Фрагмент для ознакомления
2
Психологическая профилактика – один из разделов общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и психосоматических заболеваний или острых стрессовых реакций в психотравмирующих ситуациях. То есть целью психопрофилактики является предотвращение возникновения и развития различных нарушений психической деятельности.
Консультативная работа - это процесс, предусматривающий систему консультативных сессий, логически связанных между собой по смыслу и дополняющих по существу. Чаще всего консультативная работа может проводиться в индивидуальной форме, в форме подгруппового или группового консультирования.
Перечислить субъекты, раскрыть с кем проводятся данные виды деятельности, какие сложности при этом возникают.
Психологическое образование.
Необходимость данной работы психолога обусловлена тем, что в обществе наблюдается дефицит психологических знаний, часто отсутствующих у участников системы образования.
интеллектуальная культура. Преподаватели часто имеют одинаковые знания о психологических особенностях своих учеников и учеников. То же самое можно сказать и о многих родителях, не уделяющих должного внимания чтению психолого-педагогической литературы. В педагогических коллективах и семьях часто возникают конфликты, причиной которых является неумение и нежелание слушать друг друга, понимать, уступать, сочувствовать. Поэтому для работающего психолога очень важно внедрять психологические знания, повышать уровень психологической культуры всех, кто работает с детьми, и самих детей. Формы психологического образования могут быть разнообразными: лекции, беседы, семинары, подборки книг, психологические занятия.
Психологическая сдержанность.
Профилактика – это комплекс профилактических мероприятий. Психологическая профилактика – это работа психолога, направленная на предотвращение возникновения каких-либо проблем, проблем в жизни детей, педагогов, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает развивающие программы и проводит с детьми развивающие занятия;
2) раскрывает психические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут вызвать определенные трудности в его психическом и личностном развитии;
3) следить за поддержанием в детском саду, школе психических условий обучения и воспитания, необходимых для психического развития детей;
4) профилактика возможных проблем в психическом развитии детей, связанных с изменением их возрастной ступени;
5) заботиться о создании правильной психологической среды в детском образовательном учреждении.
Важным видом психопрофилактической работы является психолого-педагогическое консультирование. Работа психолога через консультацию помогает учителю подходить к оценке психического развития, личностных особенностей и поведения учащегося с разных сторон, избегая подчинения оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу с целью профилактики следует начинать при отсутствии проблемы.
Ментальное консультирование.
Консультирование призвано помочь человеку решить проблему самостоятельно. Консультацию школьного психолога проводят педагоги, учителя, учащиеся, родители, руководство образовательного учреждения. Это может быть один человек или группа.
Воспитатели и учителя часто обращаются к психологам по следующим причинам: трудности в усвоении детьми учебной программы, материал на уроках каждого ученика, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные расстройства личности, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, плохая успеваемость. . собственное педагогическое значение, проблемы формирования детского коллектива, возможности повышения личностного мастерства, выявления и развития интересов, склонностей и способностей учащихся, задачи руководства работой со школьниками.
Основные проблемы, с которыми родители обращаются к психологу. как подготовить детей к школе, отсутствие интереса к детям, нежелание учиться, плохая память, повышенная несообразительность, плохая координация, несамостоятельность, лень, буйство, повышенная возбудимость или, наоборот, боязнь, боязнь; отношение ребенка к взрослым в семье, сестрам и братьям; выбор карьеры.
Сами учащиеся также обращаются к школьному психологу, в основном по вопросам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионально-личностной детерминации, культуры умственного труда и поведения.
Психиатрический диагноз
Психологическая диагностика – это определение особенностей психического развития ребенка, сформированность определенных психических характеристик, связь уровня развития навыков, умений, личностных особенностей с возрастными нормами; выявить психологические причины трудностей в обучении и воспитании каждого ребенка. Задача психодиагностики состоит в том, чтобы найти информацию о психических особенностях детей, которая будет полезна им и их коллегам (педагогам, воспитателям, родителям). Методами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическая оценка. Распространенной ошибкой неадекватных психологов является чрезмерное усердие в психологических тестах и пренебрежение другими психодиагностиками.
Когнитивная обработка и развитие ребенка
Психическая подготовка и развитие ребенка - это задача устранения отклонений в развитии психики учащегося, формирования его навыков и умений.
Педагогическая часть составляется на основе психологических консультаций совместно психологом и учителем, учителем, родителями и осуществляется учителями и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школьного психолога с детьми часто связана с медицинскими, психологическими и воспитательными проблемами. Большинство из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми. Поэтому участие клинических психологов важно в школьной успеваемости.
В конкретном образовательном учреждении основным может быть другой вид работы, в зависимости от той работы, которую решает психолог.
Психологи, работающие в отделах образования, в основном выполняют следующие задачи:
- организация курсов для учителей и родителей по повышению их ментальной культуры;
- консультирование педагогов, родителей по интересующим их психическим проблемам и оказание информационной помощи;
- помощь в подготовке и проведении консультаций по психологии и преподаванию в каждой школе;
- организация постоянно действующих семинаров для учителей районов по детской психологии и воспитанию, психологии личности и межличностных отношений;
- создание психологического актива учителей районных школ;
- участие в определении уровня готовности детей к школе при поступлении в начальные классы;
- проводить углубленную работу по любому предмету, чтобы помочь классному руководителю выявить конкретные причины неуспеваемости.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также
Продолжительность рабочего дня, важные профессиональные качества.
Работа психолога в психологической службе начальной школы требует квалификации специалиста с высшим психологическим образованием, специализировавшегося в области психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога, о которых упоминалось ранее.
Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов А.Д. Психология студенческого развития. - Ростов н/Д., 2000.
2. Амонашвили Ш.А. Мысли о гуманистической педагогике. - М., 1996.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Издательство "Ось - 89", 1998.
4. Футбол Г.А. Теория образовательной карьеры: психолого-педагогические аспекты. - М., 1990.
5. Баллон А. Развитие мозга ребенка. - М., 1967.
6. Беломестных Л.А., Беломестных В.Н. Введение в личностно-ориентированное образование. - Томск, 1996.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. - М., 1968.
8. Психология развития и воспитания / Под ред. СРЕДНИЙ. Петровский. - М., 1979.
9. Психология развития и воспитания / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М., 1984.
10. Волков Б.С. Разум ребенка. - М.: Владос, 2002.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1981 - 1984.
12. Гаврилычева Г.Ф. Текущий старшеклассник. Кто он? Попадание в картинку // Начальная школа. - 2004. - Нет. 3. - С. 13 - 19.
13. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: Проект, 2004.
14. Гуцу Э.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. - 2004. - Нет. 2. - С. 11 - 15.
15. Давыдов В.В. Проблемы развития образования. - М., 1986.