Фрагмент для ознакомления
2
ОТЗЫВ СТУДЕНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я проходила практику в МБОУ СШ№5 г. Ачинск. В рамках прохождения практики я освоила и отработала все необходимые профессиональные навыки и знания. Проводила диагностику межличностных отношений методом социометрии у учеников средней школы. Проводила групповую диагностику учащихся готовности к экзаменам среди учеников старшей школы. Была разработана тренинговая программа для учеников 9 и 11 классов по снижению тревожности и способов совладения со стрессовыми ситуациями перед выпускными экзаменами. Были разработаны две листовки для учеников и их родителей в рамках международного дня телефона доверия, освещающего его ценности и особенности. Также был проведен мониторинг ситуации в классном коллективе начальной школы и разработана программа для педагога-психолога с целью улучшения психологического климата в классе и сплочения коллектива.
ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ
Для диагностики межличностных отношений в группе был выбран метод социометрии. Социально-психологический тест был разработан Дж. Морено. Методика использовалась для диагностики межличностных эмоциональных связей в классе и выявления симпатий между участниками группы. Также данная методика позволила нам определить степень сплоченности и разобщенности между одноклассниками, выявить наличие лидеров и изгоев, а также обнаружить группы с неформальным лидером.
ПРОЕКТ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Анкета по выявлению готовности выпускников к сдаче экзаменов
Данная анкета была использована для выявления психологической готовности к сдаче выпускных экзаменов у учеников 9 класса. Анкета содержит 30 утверждений и подразумевает два варианта ответа «да» и «нет».
Целью данной диагностики является выявления уровня психологической готовности к экзаменам (высокий, средний, низкий), а также определения какой именно из показателей у учащегося «западает».
Показатели психологической готовности:
• Умение устанавливать контакты
• Уровень тревожности перед экзаменом
• Эмоциональное состояние
• Навыки самоконтроля и самоорганизации
• Наличие знаний по предмету и общеучебных навыков.
В данной групповой диагностике приняло участие 19 учеников 9 класса (9 девочек и 10 мальчиков). Согласно анализу данной методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень психологической готовности – 8 учеников;
Средний уровень психологической готовности – 10 учеников;
Низкий уровень психологической готовности – 1 ученик.
Диагностика эмоциональной сферы учеников начальной школы
Методика «Кактус» М.А. Панфиловой
Данная методика была использована мной для диагностики выявления состояния эмоциональной сферы учеников 1го класса, а именно выявление наличия агрессивности, ее направленности и интенсивности.
Диагностика была по запросу классного руководителя. В данной групповой диагностике приняло участие 20 учеников (9 девочек и 11 мальчиков).
Детям было предложено нарисовать на листе бумаги с помощью цветных карандашей кактус. Все ученики с интересом приступили к выполнению задания, проявляли высокий уровень мотивации.
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемых детей:
1. Агрессивность (наличие иголок, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу) прослеживается у 9 детей.
2. Эгоцентризм, стремление к лидерству (крупный рисунок, расположенный в центре листа) прослеживается у 9 детей.
3. Неуверенность в себе, зависимость (маленький рисунок, расположенный внизу листа) прослеживается у 6 детей.
4. Демонстративность, открытость (наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм) прослеживается у 15 детей.
5. Скрытных детей (расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса) не выявлено.
6. Оптимизмом (изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами) отличаются 3 ребенка.
7. Тревожность (преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов) выявлена у 10 детей.
8. Женственностью (наличие мягких линий и форм, украшений, цветов) отличаются 14 детей.
9. Экстравертивны (наличие на рисунке других кактусов или цветов) 3 учеников.
10. Интровертивны (наличие на рисунке только одного кактуса) 17 учеников.
11. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности (наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса) 16 учеников.
12. Отсутствие стремления к домашней защит, чувство одиночества (изображение дикорастущего, пустынного кактуса) 4 ученика.
ПОДБОР И ПРОВЕДЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
Данная программа была разработана для учеников старших классов (9-11 классы) для снижения уровня тревожности и развитие способов борьбы со стрессом на предстоящих экзаменах. Программа была разработана по запросу педагога-психолога в связи с предстоящими экзаменами для учеников выпускных курсов.
Цель программы: познакомить учащихся с основными способами снижения тревожности в стрессовой ситуации.
Задачи:
1. Сформировать знания о способах нейтрализации стресса.
2. Повысить сопротивляемость стрессу.
3. Снять мышечные зажимы.
Методология занятий: основным средством выступают интеллектуальные игры: игры-упражнения, воздействующие на эмоциональную сферу.
Планируемые результаты: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика снижения тревожности в стрессовых ситуациях у учеников выпускных классов.
В программе принимали участие ученики 9 и 11 классов, всего 32 человека, 17 девочек и 15 мальчиков. Возраст участников 15-17 лет.
Количество занятий – 3.
Структура занятия:
1. Приветствие. Упражнение "Комплимент- пожелание".
Участники тренинга приветствуют друг друга стоя в кругу, во время этого они говорят соседу приятное пожелание. Формальность не приветствуется, пожелание должно быть искренним и основанным на знании человека.
2. Разминка. Упражнение - энергизатор "Ладони"
Ученики садятся в круг. Психолог начинает выполнять движение и передает его соседнему участник. В свою очередь сосед справа повторяет это движение до тех пор, пока не получит новое. Затем ведущий начинает новое движение и т.д.
Движения:
а) трение ладони о ладонь;
б) щелканье пальцами;
в) хлопанье ладонями по бедрам;
г) топанье ногами;
д) хлопанье ладонями по бедрам;
е) щелканье пальцами;
ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.
3. Мини-лекция "Как справиться со стрессом"
В период подготовки к выпускным экзаменам вы все, в большей или меньшей степени испытываете стресс. Ставшее в последнее время столь модным слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает: нажим, давление, напряжение.
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни.
В энциклопедическом словаре следующее толкование стресса – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека или животных в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). Стрессорами перед экзаменом и на экзамене являются: 1) мысль, что не сдам; 2) не наберу необходимое для поступления в ВУЗ количество баллов; 3) ограниченность временем.
РАЗРАБОТКА БРОШЮРЫ/ЛИСТОВКИ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПСИХОПРОФИЛАКТИКУ И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ
Ежегодно 17 мая во всем мире отмечается Международный день детского телефона доверия. Это день, когда внимание широкой общественности привлечено к необходимости усиления мер по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помощи им.
В рамках данного мероприятия была разработана листовка-брошюра с целью психологического просвещения учащихся школы и их родителей.
Детский телефон доверия представляет собой бесплатную анонимную службу экстренной психологической помощи детям и родителям по телефону. Она играет важную роль в решении задач по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
МОНИТОРИНГ СИТУАЦИИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Для формирования благоприятного психологического климата в классе и лучшего взаимодействия одноклассников между друг другом, сплочения коллектива и формирования благоприятного микроклимата была разработана следующая программа.
В качестве диагностики были использованы методы наблюдения и беседы.
Целью тренинга является формирование благоприятного психологического климата среди учеников начальных классов.
Задачи программы:
• Сплочение коллектива;
• Создать атмосферу эмоциональной стабильности, комфорта, сотрудничества;
• Развить навык работы в команде;
• Осознание участником своей роли в группе.
Форма проведения программы – тренинговая.
Занятия можно проводить 1 раз в месяц длительностью по 45 минут.
Форма проведения занятий групповая.
Структура занятий:
1. Приветствие
2. Упражнение на снятие напряжения.
3. Основная часть
4. Рефлексия.
Примеры упражнений.
«Здравствуйте!» по очереди
Целью упражнения является прогрев группы, снять напряжение, порефлексировать собственное эмоциональное состояние, настроиться на работу.
Психолог дает инструкцию, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и практика: учебное пособие для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. - 362 с.: ил. - ISBN 978-5-906879-71-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483175.
2. Крыжановская, Л.М. Методы психологической коррекции личности : учебник для вузов / Л.М. Крыжановская. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 239 с.
3. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89. 2002. 176 с.
4. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования : учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Москва : ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
5. Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб: Питер. 2008. 652с.