Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика
_______________ проходил преддипломную практику на базе спортивного комплекса «Молодость» города Тобольска
За время прохождения практики студент показал хороший уровень знаний по предмету и высокий уровень методической подготовки. К занятиям в секции по футболу подходил творчески, и каждый новое занятие не было не похоже на предыдущее.
На занятиях студент вел себя уверенно, хорошо знал содержание материала, старался вовлечь в образовательный процесс всех спортсменов. Студент с первого занятия расположила к себе футболистов. Даже самые малоактивные занимающиеся с большим интересом работали на занятии, так как задания соответствовали их уровню знаний по предмету.
МАТЕРИАЛЫ ПО ВКР
Тема дипломной работы: Особенности тактической подготовки в футболе у юношей 15-16 лет.
Методика тактической подготовки в футболе у юношей 15-16 лет
Тактическая составляющая футбольной игры вызывает все больший интерес у исследователей. В некоторых исследованиях была предпринята попытка изучить влияние позиции на тактические действия игроков, поскольку литература показывает, что позиция, занимаемая игроком на игровом поле, предполагает определенные задачи и дифференцированные действия на каждой фазе игры, оборонительной или наступательной
В футболе, как и в других видах спорта, есть две команды, которые хотят победить. Борьба за победу требует от спортсменов очень сильных физических, умственных и силовых качеств. Только игроки, способные в полной мере использовать свои навыки, могут добиться успеха в индивидуальных сражениях с противником равной силы. На протяжении всей игры, когда у них есть мяч, каждая команда должна выполнять множество атакующих движений, используя различные средства и методы борьбы.
Педагогический эксперимент
Был определен уровень самочувствия в начале, середине, и конце тренировок в экспериментальной группе.
Определение самочувствие проходило по следующим параметрам:
- хорошее самочувствие (покраснение лица – нет, одышки – нет);
- среднее самочувствие (покраснение лица – легкое, одышка – незначительная);
- плохое самочувствие (покраснение лица – да, одышка – да).
Формирующий педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент, как один из основных методов наших исследований, применялся с целью проверки эффективности внедрения в тренировочный процесс экспериментальной методики формирования тактического мышления у юных футболистов с целенаправленным использованием игровых упражнений именно в подготовительном периоде подготовки.
Формирующий педагогический эксперимент проводился нами с 17 апреля 2023 года по 29 апреля 2023 года .
В эксперименте приняли участие футболисты в возрасте 15-16 лет групп углубленной специализации, которые занимаются в спортивной секции спорткомплекса «Молодость». Весь контингент исследуемых спортсменов был разделен на три группы, из которых две представляли экспериментальные группы, а одна контрольную.
Психолого-педагогические испытания (тесты)
Они проводилось для определения величины показателей оперативности мышления и волевых качеств игроков, которые характеризуют теоретическую и психологическую подготовленность юных футболистов 14-15 лет.
Оперативное мышление.
Применялись такие тесты, как «Тройка» - для изучения особенностей оперативного мышления, «Кубики Коосса» - для определения уровня способности реализовывать конструктивные решения.
Уровень развития способности реализовывать конструктивные решения мы определяли с помощью теста «Кубики Коса». Это модифицированный тест «Векелера», который применяется для определения уровня интеллектуального развития.
Использовались девять деревянных кубиков, стороны которых окрашены в следующие цвета: 2 стороны – в красный, 2 – в белый, 2 - красно-белый (граница цвета по диагонали).
Схема тестирования
На столе перед испытуемым выкладывалась карточка с одним из 10 рисунков-орнаментов. Испытуемому предлагалось собрать из кубиков орнамент по образцам в порядке возрастающей сложности: первые шесть – из четырех кубиков, остальные из девяти. Первые три орнамента – обучающие. Испытуемый складывал их сам, но в случае затруднения ему помогал экспериментатор. Засчитывалось время собирания каждого орнамента. Оценка зависила от точности, так и от времени исполнения. За скорость выполнения каждого задания начислялось определенное количество баллов. Затем подсчитывалась их сумма (табл. 1).
Оценка объема внимания производилась следующим образом: за правильное воспроизведение объекта (запомнил, поставил на место), футболист получал 1 очко; за каждый объект, поставленный не на то место, футболист получал 0,5 очка. Общая сумма очков, набранных юным спортсменом, характеризует объем его внимания.
Методы математической статистики
Экспериментальный материал был обработан методами математической статистики на ПК.
Технико-тактическое мастерство игроков во многом определяет эффективность соревновательной деятельности футболистов различной квалификации.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что по окончании педагогического эксперимента в КГ и ЭГ1 юных футболистов в процессе официальных игр снижается общее количество забитых голов в ворота соперника, а в ЭГ2 незначительно увеличивается (р<0,05).
Анализ показателей голов, забитых в ворота соперника в начале и конце педагогического эксперимента во всех группах имели разнонаправленный характер.
Так, наибольшее количество голов в начале эксперимента юными футболистами забивается в первом тайме с 24 по 36 минуты в КГ юных футболистов – 8, ЭГ1 юных футболистов – 13и ЭГ2 юных футболистов – 12 мячей.
Во втором тайме перед началом эксперимента отмечены наилучшие показатели забитых мячей в последние минуты матча с 81 по 90. Так, в КГ юных футболистов показатель равен 15, в ЭГ1 юных футболистов – 16 и в ЭГ2 юных футболистов – 20 голов.
Анализ показателей свидетельствует, что у футболистов КГ юных футболистов количество голов в первом и втором таймах не отличаются друг от друга (р<0,05). Достоверные отличия отмечаются в ЭГ1 юных футболистов и ЭГ2 юных футболистов (р<0,05).
Установлено, что в КГ юных футболистов основное количество голов забивается с 24 по 45 минуты и 69 по 90 минуты. Этот показатель равен 12 мячам. Экспериментальные данные свидетельствуют, что в ЭГ1 юных футболистов в первом тайме наибольшее количество голов забивается с 24 по 36 минуты (10 голов), а во втором, с 81 по 90 минуты (14 голов).
В ЭГ2 юных футболистов отмечается следующая тенденция, при которой в первом тайме наибольшая результативность установлена с 36 по 45 минуты (11 голов), а во втором тайме с 81 по 90 минуты (21 гол).
Анализ показателей количества голов, забитых из различных зон футбольного поля юными футболистами свидетельствует о том, наибольшая результативность ТТД в КГ юных футболистов, ЭГ1 и ЭГ2 юных футболистов зафиксирована при взятии ворот из штрафной площади соперника - 34, 40 и 47 голов, соответственно. В конце эксперимента отмечаются аналогичные результаты, только они незначительно ниже в КГ юных футболистов – 31 и ЭГ1 юных футболистов – 39 голов, а в ЭГ2 юных футболистов не отличается от показателей перед началом эксперимента (р>0,05).
Установлено, что к концу эксперимента у футболистов КГ и ЭГ1 снижаются показатели количества забитых голов из площади ворот, а в ЭГ2 этот показатель увеличивается на 4, 3 и 3 гола соответственно (р>0,05). Необходимо отметить что у спортсменов КГ происходит незначительное увеличение к концу эксперимента в количестве забитых мячей из-за пределов штрафной площади ворот на 3 гола, а в ЭГ1 и ЭГ2 снижение на 1 гол, но эти показатели не достоверны (р>0,05; рис. 4).
Анализ показателей объема защитных действий, выполняемых командой в процессе матча свидетельствует о том, что к концу эксперимента у спортсменов из КГ и ЭГ1 происходит снижение общего числа перехватов, а в ЭГ2 этот показатель несущественно увеличивается (р>0,05). Характерно, что перед началом эксперимента наибольшее количество перехватов мяча в первом тайме в КГ и ЭГ1 юных футболистов отмечается с 1 по 12 минуты матча (8 перехватов), а в ЭГ2 юных футболистов с 24 по 36 минуты (6 перехватов).
Количество перехватов мяча в КГ и ЭГ1 юных футболистов имеет максимальное значение во втором тайме с 46 по 57 минуты (7 перехватов), а в ЭГ2 юных футболистов - 5 перехватов мяча установлено с 46 по 57 и с 81 по 90 минуты (рис.5).
Анализ показателей среднего количества перехватов в различных зонах футбольного поля по интервалам времени 1 и 2 таймов юных футболистов 14-15 лет, свидетельствует, что у всех исследуемых группах, как в начале, так и конце педагогического эксперимента больше всего перехватов осуществляется в центре площадки.
Установлено, что по окончании педагогического эксперимента общее количество перехватов имеет тенденцию увеличения показателей лишь в ЭГ2 юных футболистов на 1,8 раза, а в ЭГ1 юных футболистов и КГ юных футболистов происходит недостоверное снижение на 4,2 и 2,8 раза, соответственно (р>0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для повышения уровня тактического мышления и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных футболистов рекомендуется применять следующий комплекс мероприятий:
Определить уровень развития тактического мышления каждого игрока и контролировать этот показатель на различных этапах подготовки, используя методику тестирования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бекторов, О.Е. Тактическая подготовка юных футболистов /О.Е. Бекторов //Педагогика и психология в современном мире: Теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции. Том 2 (32). 2020. С.117.
2. Годик, М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Организационно-методические особенности развития тактических действий юных футболистов // Аспекты технической подготовки спортсменов. – 2018. С 32-39.
3. Григорьев, С.К. Технико-тактическая подготовка футболистов. Уч. Пособие /С.К. Григорьев [и др.]. Краснодар: КраснодарЧисло. 2019. 291 с.
4. Давыдов, А. Э. Анализ технико-тактических действий игроков в футболе // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 75 – 79.
5. Данабеков, Е.А. Технико-тактические особенности подготовки футболистов /Е.А. Данабеков//CENTRAL ASIAN SCIENTIFIC JOURNAL. 2022. №1. С.37.
6. Жумадилханов, А.А. Тактическая подготовка футболистов U 14-15 лет/А.А. Жумадилханов //Педагогика: История, перспектива. 2022. №3. С.13.
7. Исаев, В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий : автореф. дис. … к.п.н. / В.З. Исаев. – Краснодар, 2011. – 24 с.
8. Коноплева, А.Н. Подвижные игры как средство решения задач технико-тактической подготовки юных футболистов /А.Н. Коноплева, Т.Ю. Черкесов //Современные научные исследования: Теория, методологи, практика. 2022. С.130.
9. Манетов, Ж.Ж. Особенности тактической подготовки юных футболистов /Ж.Ж. Матенов, С.С. Жумагамбетов //Инновационные процессы в современной науке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация. 2021. С.180-183.
10. Марданян, С.М. Формирование основ тактического мышления у юных футболистов с применением средств информационных технологий /С.М. Иарданян [и др.]//Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка.2023. №1. С.32.
11. Матенок, Ж.Ж. Технико-тактическая подготовка футболистов /Ж.Ж. Матенок //Актуальные научные исследования в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2020. С.339.
12. Можаев, Э.Л. Физическая подготовка футболистов: учебно-методическое пособие / Авторы составители Э.Л. Можаев, Р.В. Фаттахов, Д.Ю. Денисенко, М.Р Рахимов. – Казань: Отечество, 2017. – 211 с.
13. Спринчак, В.Д. Методика технико-тактической подготовки футболистов 16-17 лет / В.Д. Спринчак, А.Ю. Михайлов // Наука. – 2020. – № 9(34). – С. 40-44.
14. Тохтаров, А.М. Техническая и тактическая подготовка юных футболистов /А.М. Тохтаров //Научный потенциал. 2022. №3. С.82.