Фрагмент для ознакомления
2
Содержание практики
по очной форме обучения 3 курс, 6 семестр
I. Ознакомление с содержанием практики. Производственный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана прохождения практики. Решение общих организационных вопросов.
II. Основной этап. Практическая работа на базе практики
Выполнение студентами-практикантами заданий:
Задание 1. Проанализируйте документацию психолога на предмет отражения в ней информации о проведении коррекционно-развивающей работы с детьми (в каких журналах отмечаются сведения, как представлен данный аспект деятельности в планах и отчетах психолога).
Проанализируйте имеющиеся у психолога коррекционно-развивающие программы и методики, которые он использует в своей практической деятельности.
Задание 2. Проведите наблюдение за коррекционно-развивающими занятиями педагога-психолога (не менее 3-х), проанализируйте занятия по ниже приведенной примерной схеме анализа:
1 занятие
1. Чего вы боитесь? Почему? Как бороться со страхами?. Г. Тверь. ДОУ N5. 12.00, дети 6-7 лет. У детей имеются страхи различного характера. 5 человек.
2. Цели - Диагностика страха, стимуляция эмоциональной сферы ребенка, повышение психического тонуса ребенка.
3. Методы и приемы работы. Игротерапия, релаксация.
4. Краткое содержание просмотренного занятия.
Ритуал приветствия. Основная часть занятия. Диагностика детей. Рефлексия
5. Анализ структруы занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Ласковые котята»
Разминка «Меняются те, кто ...»
Основная часть занятия
Диагностика детей.
Тест А.И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»
Методика «Незаконченные предложения» (Приложение внизу статьи)
Упражнение «Расскажи о своих страхах»
Релаксация «Волшебный лес»
Рефлексия
Методика: «Незаконченные предложения»
7. Учет возрастных особенностей детей - соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения с основными видами деятельности детей данного возраста, уровнем интеллектуального развития, наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории в норме
8. Выводы: основные положительные и отрицательные моменты данного занятия. Эта методика проста по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается обнаружить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в разной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему. Общение в ходе занятия: побуждение детей к деятельности (комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес, волевое усиление к решению задачи и т.п.), принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.); такт педагога.
2 занятие
1. Давайте жить дружно!. Г. Тверь. ДОУ N5. 13.00, дети 6-7 лет. У детей имеются внутригрупповые конфликты. 7 человек.
2. Цели - способствовать сплочению детского коллектива.
3. Методы и приемы работы. полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.
4. Краткое содержание просмотренного занятия.
1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.
5. Анализ структруы занятия:
Для проведения занятия использовались такие упражнения, как:
«А я сегодня вот такой!».
Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимики в общении.
«Путешествие».
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка договариваться, согласовывать свои желания общим интересам
«Помоги другу».
Упражнение направлено на развитие партнерских отношений, взаимопомощи.
В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи, т. к. ребенок в начале занятий были тихим, скованными, стеснительным.
Ребенку в коллективе довольно сложно, так как чувствует неуверенность в себе. После окончания занятия ребенок вел себя свободно, активно, ему сразу захотелось с кем-то поговорить и поиграть с другими детьми.
7. Учет возрастных особенностей детей - соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения с основными видами деятельности детей данного возраста, уровнем интеллектуального развития, наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории в норме
8. Выводы: В заключение можно сказать, что коррекционно-развивающее занятие на тему конфликтности в доу помогло участникам понять важность разрешения конфликтов в маленькой группе и научил их эффективным способам предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций.
3 занятие
1. Будем дружить ?. Г. Тверь. ДОУ N5. 13.00, дети 6-7 лет. 7 человек.
2. Цели - способствовать сплочению детского коллектива.
3. Методы и приемы работы. полифункциональные упражнения и игры, а также психогимнастика.
4. Краткое содержание просмотренного занятия.
1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.
5. Анализ структруы занятия:
Для проведения группового занятия использовались такие упражнения, как:
«Заколдованная тропинка».
Упражнение направлено на обучение детей работать в команде, оказывать поддержку друг другу.
«Паравозик».
Упражнение направлено сплочение, установления доверительного контакта между детьми.
«Гусеница».
Упражнение направлено обучение детей согласовывать свои действия друг с другом.
7. Учет возрастных особенностей детей - соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения с основными видами деятельности детей данного возраста, уровнем интеллектуального развития, наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории в норме
8. Выводы: В ходе коррекционно-развивающего занятия на тему сплоченности коллектива было выявлено, что здоровый и сплоченный коллектив - это основа успешной работы доу. Было отмечено, что взаимодействие между детьми и взрослыми в коллективе может оказать сильное влияние на развитие позитивной атмосферы и эмоциональной связи между участниками.
Задание 3.
Разработайте конспект 3-х коррекционно-разивающих занятий с детьми по плану работы психолога организации.
1 занятие
Цель: познакомить детей с понятием «психическое здоровье».
Задачи:
Познакомить детей с понятием «психическое здоровье» и его составляющими;
Обучение навыкам общения, сотрудничества.
Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, психического состояния;
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Мое психическое здоровье».
Ход:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Посмотрим, сколько гостей сегодня нас посетило. Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети: Здравствуйте!
Приветствие. Упражнение «Рад(а) вас видеть!»
Психолог: Сегодня, дети, я приношу вам зажженную свечу. Давайте внимательно посмотрим на это. Посмотрите, как колыхалось пламя свечи, как это было красиво. Говорят, что на пламя можно смотреть бесконечно и долго. Почувствуйте тепло и свет, которые исходят от нее. Возьмите немного тепла, света, добра и повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Майк, я рад тебя видеть!»»
( дети приветствуют друг друга)
Скажем гостям, что рады их видеть.Разминка
.
Начнем нашу встречу с разминки.
Упражнение называется «Гломерулус». Я приглашаю вас сесть в круг и, передавая друг другу клубок пряжи, сказать что-нибудь приятное. Таким образом, каждый, кто посылает и кто получает мяч, наматывает нить на свой палец. Психолог показывает, как это сделать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут связаны нитками.
Психолог: Смотрите, мы все переплетаемся. Давайте немного натянем кожу, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы – единое целое.
Вступительная часть.
Сегодня, дети, мы поговорим о том, что такое здоровье, познакомим детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими, вылечим «дерево здоровья».
Психолог:
Что, по-твоему, значит быть здоровым?
Дети: (ответы детей).
Психолог: Да, быть здоровым - значит не болеть, хорошо себя чувствовать, закаляться, правильно питаться, уважать день и спать...
Здоровье - это состояние, когда у тебя нет боли, нет забот.
Это, дети, физическое здоровье.
Психолог: Я хочу вам сказать, что помимо физического здоровья есть и психическое здоровье.
Как вы это понимаете? (ответы детей – хорошее настроение, друзья).
Психолог: Психическое здоровье - это состояние, когда тебе хорошо, комфортно, прекрасное настроение, есть родители, друзья, они радуются вместе с тобой, помогают...
Главное.
Психолог: Перед вами дети дерева. Она без листьев, потеряла их, т.к. душевно больно. Пока я шел к вам по группе, я нашел все листья (показаны). Поможем дереву выздороветь, вернём ему листья. Вам нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?
1 лист (Жить спокойно среди людей)
Психолог: Скажите, пожалуйста, могут ли люди жить поодиночке? Почему вы так думаете? (ответы детей).
Правильно, ребята, человеку очень тяжело жить на свете одному, ему будет грустно, грустно, одиноко, никто не будет играть, может даже заболеть. Итак, чтобы быть здоровыми, людям нужно жить среди людей.
Но среди людей сохранить свое здоровье, жить мирно, а не воевать.
Бывает ли, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей).
Предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились». Для этого вам нужно создать пару.
Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (средства находятся в руках психолога) и потянуть. Те дети, которые взялись за концы веревки, образуют пары. Пара стоит лицом друг к другу. Нужно изобразить без слов, молча, среди жестов. Сначала дети встретились, радовались друг другу! (Дети делают). Тогда они могут ссориться и драться. Как это произошло? (Дети делают). Они обижаются и даже отворачиваются друг от друга (показывают дети). Но разве друзья могут обижаться надолго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети делают).
Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться.
Теперь мы можем повесить лист. Как вы думаете, картина соответствует тому, что я сказал?
Подвеска с изображением радостных детских толп.
2 лист (Быть толерантными и добрыми друг к другу)
Психолог: У каждого человека свой характер. Кто-то чувствительный, кто-то застенчивый, кто-то смелый... Все мы разные.
Нам трудно изменить других людей, но такое качество характера, как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится.
Что такое терпение, как вы его понимаете? (ответы детей).
Вы правы, страдать, значит ждать, много работать, ждать...
Терпение – это способность принимать себя и других такими, какие они есть. Толерантный человек не делит мир на черное и белое, людей хороших и плохих. Никто не обязан думать, чувствовать и действовать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга.
Умеем ли мы делать комплименты друзьям? Попробуем похвалить. Умение быть добрым и терпимым к людям, умение хвалить, говорить о положительных качествах влияет на психическое здоровье.
Упражнение «царь»: один ребенок сидит на стуле, покрытом тканью, на голове у него корона. Ведущий становится спиной для поддержки. Остальные дети по очереди или желающие говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями.
Теперь мы можем повесить лист. Как вы думаете, картина соответствует тому, что я сказал? Повесьте лист с изображением шаров.
3 штуки (объединиться для достижения цели)
Психолог: Человек - часть всего общества. И от того, насколько мы способны понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит наше здоровье и здоровье окружающих.
Иногда мы не можем справиться в одиночку с какой-то важной и большой работой. Что мне нужно делать?
Да, нам нужно объединиться и вместе решать эту задачу. Способность объединяться, взаимодействовать друг с другом зависит от психического здоровья.
Давайте поиграем в игру под названием «Атомы и молекулы». Когда я говорю слово «атомы», вы вольны идти за группой. Стоит мне сказать «молекулы» и назвать определенное число, и вы должны соединиться с молекулами, содержащими два, три, четыре и т. д. атома. Например... (психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.
Теперь можно повесить лист. Как вы думаете, соответствует ли картинка тому, что я сказал ?
На листочке соединены ладошки.4
штуки.(Чтобы можно было договориться друг с другом)
Психолог: чтобы сохранить здоровье и жить вместе в мире, людям нужно научиться договариваться друг с другом. Для вашей группы разбросаны перчатки. Теперь каждый из вас выберет один из них. Из каждых двух перчаток получается пара, правая и левая, одного цвета. Посмотрите внимательно на свои перчатки и других детей, объединитесь в пары и сядьте за столы.
Психолог выдает каждой паре детей по одному набору карандашей (ни один карандаш не повторяется). Музыка во время работы.
Психолог: Дети, в парах вы должны договориться раскрасить его варежки одинаково. После выполнения задания работы просматриваются, оцениваются качество, сходство, умение детей договариваться в задании.
Теперь мы можем повесить лист. Как думаете, подходит? Вешаем листик на дерево здоровья — те самые перчатки.
5 штук (Уметь контролировать эмоции)
Психолог: Нашему здоровью часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся...
Хотелось бы, чтобы вы в такие моменты были где-то далеко-далеко, чтобы расслабиться и забыть о неприятностях? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но вам нужно лечь на ковер, закрыть глаза и расслабиться. (Спокойная расслабляющая музыка).
Упражнение «Волшебная прогулка»: Отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы можете сделать это. Закрой глаза. Расслабьте стопы. От пальцев ног вверх идет жар, ноги тяжелеют. Разогрейте руки. От пальцев ног поднимается по ладоням тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляет туловище. Тепло от рук, ног переходит в живот, грудь и спину. Расслабленное лицо, приоткрытый рот. Расслабляться. И вот ваш ковер-самолет медленно поднимается вверх. Надеюсь, что прогулка вам понравилась.
Теперь мы можем повесить лист. Как вы думаете, картина соответствует тому, что я сказал?
На куске – значки разных эмоций.
Заключительная часть (отзывы).
Наша встреча подошла к концу.
Посмотрим, с каким психическим здоровьем мы это сделали!
Вы поняли, что помните из нашего разговора?
Хотите быть здоровыми людьми?
Что вам нужно для того, чтобы сохранить свое психическое здоровье?
Что вам понравилось в профессии, что не понравилось? (ответы детей).
Мы все счастливы, когда у нас и у других хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам частичку радости в память о нашем классе. И я желаю вам, чтобы вы всегда были в хорошем настроении, и чтобы вы были внимательны друг к другу. Психолог дарит детям медаль с изображением улыбающегося человека и сладости.
2 занятие
Рисунок 1. Диагностические показатели.
Метод # 2 "подскажите по фото".
Эта методика направлена на определение активного словарного запаса ребенка. Ребенок внимательно смотрит на картинки. Если он отвлекается или не понимает, что изображено на фотографии, экспериментатор объяснит и специально укажет на это.
После завершения изучения фотографии ребенку предлагается рассказать об этом. Что она увидела в нем. На песню У каждого изображения есть еще 2 минуты.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Результат исследования выглядит следующим образом: семь детей имели высокий уровень (35%), тринадцать детей имели средний уровень (65%).
Рисунок 2. Диагностика речи у дошкольников
По показателям исследований, проведенных по методу "назови слова" и "скажи мне по картинке" видно, что результаты изучения уровня словарного запаса несколько выше, чем у активного словарного запаса, используемого в речи ребенка, это связано с тем, что в начале дошкольного возраста дети еще не хорошо освоили все составляющие устной речи. Речь дошкольника 4-5 лет недостаточно обогащена прилагательными, характеризующими свойства и свойства предметов; наречиями, обозначающими отношение людей, их отношение к работе. Также были трудности с заменой указательных местоимений и наречий, часто используемых детьми(там, там, так, это).
Показать больше