Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость прохождения практики обусловлена тем, что развитие правовых институтов предоставления бесплатной медицинской и лекарственной помощи сегодня является основой для формирования социально-направленного государства, где главной ценностью является человек его здоровье и реализация возможностей.
В России медицинская помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования оказывается при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования, за исключением случаев оказания неотложной медицинской помощи. Объем диагностических и лечебных мероприятий для пациента определяется лечащим врачом в соответствии с установленными процедурами оказания медицинской помощи и/или стандартами оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по оказанию медицинской помощи, а в случаях их отсутствия - общепринятыми нормами оказания медицинской помощи. клиническая практика.
Глава 1. Теоретические и правововые понятия предоставления медико-лекарственной помощи
1.1. Медико-лекарственное обеспечение: основные понятия
В настоящее время оказание медико-социальной помощи гражданам невозможно без лекарственного предоставления. Предоставление качественной медицинской помощи в рамках комплекса мероприятий по оказанию медицинской помощи позволяет решить многие задачи, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой болезней.
Сегодня в России сложная демографическая ситуация, обусловленная старением населения и высокой смертностью, ростом распространенности хронических болезней и сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения.
Сфера обращения лекарств включает в себя многочисленные этапы их продвижения - от разработчиков до потребителей. В целях создания правовой основы деятельности субъектов обращения лекарств, распределения их полномочий в 1998 году был принят Федеральный закон «О лекарствах». Помимо этого, закона обеспечение населения лекарственными средствами регулируется «Основами закона об охране здоровья населения», Федеральными законами «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О лицензировании специальных видов деятельности», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании лекарственной деятельности» и многие другие нормативные акты как федерального, так и местного уровня [8].
Особое внимание на льготное лекарственное обеспечение было обращено в 2005 г. после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу специальных законодательных актов РФ в связи с Принятие федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общем Принципы организации местного самоуправления в РФ», которым предусматривалась система более справедливой государственной поддержки населения, нуждающихся в социальной защите, в том числе в части лекарственного предоставления социально незащищенных категорий населения.
1.2. Правовые основы и порядок предоставления лекарственной помощи
Процедуры ухода разрабатываются для каждого профиля, а в том числе и для специальных болезней или состояний. Федеральный закон устанавливает требуемые минимальные требования для соблюдения постановления. 3 Порядок предоставления медицинской помощи по каждому профилю включает этапы предоставления медицинской помощи, содержит правила организации деятельности медицинской организации, а в том числе и ее отделов управения больницы по соответствующему профилю и описывает основные функции медицинских работников этих структурные подразделения. Порядок предоставления медицинской помощи обязательно включает разделы о стандарте оснащения медицинской организации и отделов управения больницы соответствующего профиля медицинской помощи, а в том числе и о рекомендуемых штатных нормативах медицинской организации и ее отделов управения больницы соответствующего профиля. Требования к соблюдению медицинскими организациями процедур признаны главным достижением основного закона в области здравоохранения [16].
По данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора). В ходе плановых и внеплановых проверок выявлены нарушения в 97% медицинских организаций субъекта РФ, при этом нарушения в части несоблюдения порядок предоставления медицинской помощи выявлен в 79% медицинских организаций [7].
Считается, что процесс внедрения процедур в систему здравоохранения еще не завершен, так как большинство медицинских организаций на сегодняшний день не реализовали кадровый и логистический потенциал, заложенный в актуальных процедурах, что связано с отсутствием финансирования, нехватка кадров, а в том числе и несовершенство со стороны самих процедур предоставления медицинской помощи, поэтому наибольшее внимание экспертного сообщества привлекают такие структурные элементы приказов, как нормативы оснащения, а в том числе и рекомендуемые штатные расписания медицинских организаций и их отделов управения больницы . При этом данные структурные элементы представляют наиболее конкретную информацию, в том числе в соответствии с номенклатурой медицинских и фармацевтических работников 1 (образец) порядка предоставления медицинской помощи
1.3. Медико-лекарственная помощь как фактор социального государства
Для большинства населения страны гарантия бесплатного медицинского обслуживания населения в государственных и муниципальных системах здравоохранения связана с необходимостью приобретения лекарств за счет собственных средств. Задача государства – обеспечить наличие жизненно необходимых лекарств и их доступность (в первую очередь платную). По мнению В.В. Копилевич, несмотря на то, что «в России декларируется равный доступ к медицинской помощи, ее важная составляющая остается за рамками государственных гарантий». Все это требует не только организационного и финансового решения проблемы, но и четкого правового организации. Таким образом, наркологическое лечение выступает более объемным термином и включает в себя понятие «лекарственное обеспечение». Различие в их правовом регулировании проявляется в следующем. При оказании бесплатной медицинской помощи медицинская помощь всем гражданам по поводу консультации (назначения, предложения) врача в том числе и оказывается безвозмездно [17].
В научной и учебной литературе лекарственное обеспечение (помощь) часто рассматривается как вид медицинской помощи. Однако Закон об основах охраны здоровья населения [4] в статье 32 содержит исчерпывающий перечень видов медицинской помощи, в которых лекарственное обеспечение не фигурирует, а входит в первичную медико-санитарную помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; скорая помощь, в том числе неотложная специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Глава 2. Порядок предоставления медико-лекарственной помощи для разных категорий граждан в Законодательном собрании Санкт-Петербурга
2.1. Полномочия и функции Законодательного собрания
Основные полномочия Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
1) принятие Устава Санкт-Петербурга и изменений к нему;
2) осуществление законодательного регулирования предметов ведения Санкт-Петербурга и предметов совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга в пределах полномочий Санкт-Петербурга;
3) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора Санкт-Петербурга об итогах деятельности Правительства Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;
4) контроль за соблюдением и исполнением законодательства области, исполнением бюджета Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом Санкт-Петербурга;
5) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга.
2.2. Предоставление медико-лекарственной помощи на базе учреждения законодательного собрания
Для предоставления медико-лекарственной помощи в здании, где расположено Законодательное собрание на базе самого учреждения муниципальной власти предоставляются следующие виды медико-лекарственной помощи работникам учреждения:
1. Оказание первой медицинской помощи в медицинском кабинете врачом общей практики.
2. Вызов бригады скорой помощи.
3. Стоматологические услуги. На базе учреждения прием ведется врачом стоматологом общей практики.
В медицинском кабинете занято 6 человек, в том числе три врача общей практики: терапевт, стоматолог-терапевт, младший медперсонал.
Предоставление медико-лекарственной помощи в Законодательном собрании осуществляется на основании статьи 6.1. настоящего Федерального закона "Перечень лекарств, в том числе перечень лекарств, назначаемых решением врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений...", утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения и социального развития.
Правовое регулирование предоставления медицинской помощи в виде медикаментозного предоставления специальных категорий населения выполняется не на основании одного законодательного акта, а включает ряд законов, содержащих соответствующие правовые нормы.
2.3. Пути решения проблем в области предоставления медико-лекарственной помощи
Решение проблем предоставления медико-лекарственной помощи в Законодательном собрании Санкт-Петербурга [13]:
- применение данных доказательной медицины при выборе рациональной фармакотерапии;
- улучшение условий приема пациентов из числа работников Законодательном собрании Санкт-Петербурга;
- лицензирование медицинской деятельности и обеспечение мер регионального, ведомственного и служебного контроля за качеством и безопасностью системы предоставления медицинской помощи населению;
- лицензирование и лицензионный контроль в сфере производства лекарств и в сфере лекарственной деятельности, государственный надзор в сфере обращения лекарств, выборочный контроль качества лекарств;
- разработка автоматизированных систем организации лекарственными средствами в медицинских и фармацевтических организациях, их интеграция с государственными системами контроля за оборотые лекарства, применение фармакоэкономического и фармакоэпидемиологического анализа;
- введение всеобщего непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников и совершенствование его форм.
Заключение
Существующая государственная система медицинского предоставления населения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга призвана выполнять важные социальные функции. Обеспечивая населения необходимыми лекарственными средствами безвозмездно или с частичной оплатой (со скидкой), государство поддерживает их здоровье, способствует увеличению продолжительности жизни и препятствует снижению их материальной обеспеченности.
По своей сути «медицинская помощь» и «лекарственное обеспечение» тесно связаны с ключевым термином «медицинская помощь». Медицинская помощь в рамках норм закона о социальном обеспечении выступает одним из сопутствующих элементов бесплатного предоставления гражданам медицинской помощи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 08.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 45. Ст. 5851
2. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1791.
3. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 1999. 23 июля. № 142.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)// Консультант Плюс. [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/bbfb814a127237db75b90e154333ef3f085f4e7f/ (Дата обращения: 26.04.2023).
5. Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. М.: Юрайт, 2019. 352 с.
6. Бессараб, Н. С. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение / Н. С. Бессараб // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2019. – № 2. – С. 90-94.
7. Вальдер, Е. С. Право детей на бесплатное оказание медицинской помощи и предоставление лекарственных средств// Государственная политика в сфере защиты детства: состояние и перспективы: сборник межвузовского круглого стола, посвященного Всемирному дню защиты ребенка, Ростов-на-Дону, 24 ноября 2020 года. - 2020. – С. 59-65.
8. Гаджимусаева, Э. Р. Лекарственное обеспечение: основные принципы и понятия // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Том Выпуск-86/19. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2019. – С. 55-59.
9. Григорьева, И. А. Программы лекарственного обеспечения населения в РФ// Вести научных достижений. Медицина и фармация. – 2019. – № 1. – С. 53-59.
10. Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 416 с.
11. Миронова, Т. К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение / Т. К. Миронова // Вопросы российского и международного права. – 2016. – № 5. – С. 97-112.
12. Нагибин, О. А. Нормативно-правовое регулирование льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации Манухина, И. А. Комаров // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. – 2019. – Т. 27, № 4. – С. 520-529.
13. Никитенко, Д. Н. Совершенствование системы лекарственного обеспечения многопрофильной медицинской организации: современное состояние проблемы и пути решения / Д. Н. Никитенко // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 120-126.
14. Поддубный Е.С. Нормативно-правовые и организационные основы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан // Таврический медико-биологический вестник. – 2018. – Т. 21, № 4. – С. 120-127.
15. Ростова Н.Б. Международные рекомендации и национальные перспективы рационального использования лекарств для решения вопросов лекарственного обеспечения населения// Российский медицинский журнал.- 2015; 21(2). С. 40—45.
16. Серяпина Ю.В., Железнякова И.А., Омельяновский В.В., Кравцов А.А., Михайлов И.А., Дайхес А.Н. Стандартизация порядков оказания медицинской помощи в Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020 - 41(3). С.36–43.
17. Славова, Н. А. Предоставление медицинской помощи и лекарственного обеспечения как один из факторов реализации социальной функции современного государства // СОВРЕМЕННАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ: сборник статей XX Международной научно-практической конференции -2019. – С. 15-17.