Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цели практики:
расширить и закрепить теоретических знаний в области детской психологии и дошкольной педагогики;
усовершенствовать умений студентов проводить психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста;
освоить коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ
В рамках анализа производственной ситуации был проведен анализ документации ДОУ. Определены цели и задачи психологической службы ДОУ.
Цели и задачи психологической службы ДОУ
Цель психологической службы образования – сохранение психического и психологического здоровья детей (Дубровина И.В.).
Сохранение психического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Сохранение психологического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка (т.е. ориентацию на нравственные ценности и их жизненную реализацию), его душевный комфорт, полноценное и всестороннее развитие каждого ребенка на максимуме его возможностей.
Условие для осуществления данной цели деятельности психолога – психологическое сопровождение ребенка – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого в целях разрешения трудностей на разных этапах развития и создание оптимальных условий для максимальной реализации личностного потенциала.
ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ И МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ДЛЯ НАЧАЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Набор диагностических инструментов для проведения психологической диагностики.
Диагностика адаптации к ДОУ
Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».
Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ».
Методика Ватутиной Н. Д. «Определение степени адаптации к ДОУ».
Диагностика готовности к школе
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
Семаго Н.Н., Семаго М.Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
Екжанова Е.А. «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы».
Экспресс диагностика готовности к школе — Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста (МЭДИС)
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
Диагностика познавательных процессов
Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей
ДИАГНОСТИКО – КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
По запросу педагога-психолога ДОУ была проведена диагностика когнитивной сферы и познавательных процессов дошкольника, а также его готовность к школе. Результаты проведенных методик и комплексные выводы представлены ниже.
Вывод по методике "Какие предметы спрятаны в рисунках?"(Р.С. Немов): данная методика направлена на исследование уровня восприятия и выявлению способности формировать образы в сознании. Ребенку было предложено, что ей будут показаны несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны» многие известные ей предметы. Далее ей был представлен рисунок и было дано задание найти очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2, 3 и последовательно назвать их.
Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках, составляет 14. При этом ход выполнения данного задания ограничивался 1 минутой.
Ребенок с интересом приступила к заданию, инструкцию поняла сразу. На всех трех картинках смогла отыскать все 5 предметов. Для этого ей потребовалось 32 секунды. Это соответствует 6-7 баллам.
По итогам подсчета баллов можно сделать вывод о среднем уровне образного восприятия у ребенка.
Вывод по методике "Чего не хватает на этих рисунках?": с помощью данной методики исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. Исследование особенностей формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Ребенку были предложены 7 рисунков, на которых она должна была как можно быстрее определить отсутствующую деталь и дополнить ею рисунок. Выполнение данного задания фиксировалось временем.
Ника нашла самостоятельно все 6 отсутствующих деталей, объяснила твою точку зрения. Не смогла найти делать лишь на картинке, где нарисован слон.
На выполнение задания ребенку потребовалось 37 секунд. Это соответствует 4-5 баллам.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития восприятия ребёнка. Можно сделать вывод о среднем уровне развития восприятия у ребенка.
Вывод по методике «Запомни и расставь точки»: с помощью данной методики оценивался объем внимания ребенка, исследовали количества информации, на котором ребенок может сосредотачиваться, а также оценивалась способность качественно отбирать поступающие знания с учётом актуальных потребностей в конкретный промежуток времени.
Для этого использовался стимульный материал – лист с точками, предварительно разрезанный на 8 малых квадратов, которые затем последовательно (начиная с 1 и заканчивая 8) были показаны ребенку на 1-2 сек. каждый. После каждой карточки ребенку было предложено воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ей, для того, чтобы она смогла вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Объемом внимания ребенка считалось максимальное число, которое правильно было воспроизведено на любой из карточек (выбиралась та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). У Ники максимальное число правильно воспроизведенных точек составило 4 (это соответствует 7 баллам).
Данный результат показывает очень средний уровень объема внимания ребенка.
Вывод по Методике Рея «Запутанные линии»: с помощью данной методики определяется устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Для этого использовался стимульный материал – лист с изображением запутанных линий. По началу выполнения задания засекалось время.
Ника приступила к выполнению задания сразу с большим интересом. Не было трудностей при выполнении задания, следила только глазами. Старалась выполнить задания максимально быстро.
Данное задание выполнила без ошибок за 40 секунд (что соответствует очень высокому результату). Такой результат свидетельствует о высоком уровне устойчивости внимания.
ВЫВОД ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поведение ребенка в процессе диагностики
При оценивании специфики поведения ребенка в процессе психологической диагностики, необходимо отметить его контактность, общительность, ориентированность на выполнение заданий. Также необходимо отметить умеренный темп работы, заинтересованность в правильном выполнении заданий.
Характер деятельности
Деятельность имеет целенаправленный характер. Отмечается сосредоточение на конкретном задании. При выполнении некоторых заданий отмечается повышенный интерес (задание, где необходимо рисовать), а также отмечалась ригидность (задание, где необходимо было что-либо запоминать).
Особенности восприятия
По результатам тестов можно сделать вывод, что у ребенка сформировано образное восприятие, развито обобщенность восприятия формы. Ребенок способен формировать образы в сознании.
Особенности мнестической деятельности
Необходимо отметить, что у ребенка достаточно большой объем слухоречевой памяти, хорошая скорость запоминания. Хорошо развита речевая кратковременная память. Испытуемая способна к сохранению образов в оперативной памяти для решения задач.
Особенности мышления
Во время психодиагностической диагностики следует отметить хорошие показатели наглядно-действенного, наглядно-образного, а также словесно-логического мышления, как высшего познавательного процесса, который социально обусловлен, напрямую связан с речью и необходим для поиска и открытия существенно нового в ходе отражения действительности. Испытуемая способна к обобщению, абстрагированию и умению выделять существенные признаки. У ребенка развито логическое мышление, способен строить последовательные умозаключения и понимать связь между событиями.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Пояснительная записка: данная программа предназначена для работы с дошкольником и составлена с учетом проведенной диагностики данного ученика и учетом психологических особенностей.
Цель программы: развитие познавательных функций (внимание, мышление, память), а также саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Задачи программы:
• стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
• развитие внимания (переключения, распределения, концентрации), памяти и мышления;
• коррекция и развитие целеполагания, самоконтроля и учебной рефлексии.
Принципы, положенные в основу занятий:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип личностного подхода;
- иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка;
Методология занятий: основным средством коррекции выступают интеллектуальные игры: игры-упражнения, воздействующие на познавательную сферу.
Планируемые результаты: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика развития внимания, памяти и мышления у ученика 1 класса.
Структура занятий: материал каждого занятия рассчитан на 20-25 минут.
1. Психогимнастика (1-2 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у испытуемого определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Они подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
2. Тренировка внимания (5 минут). Формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, переходу от непроизвольного к произвольному вниманию.
3. Тренировка памяти (5 минут). В процессе игры учащийся учится запоминать изображение предметов, их внешние признаки и названия.
4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, позволяет ученику отдохнуть и развивает двигательную сферу.
5. Тренировка мышления (5 минут). Игры помогают ребенку анализировать предметы и явления, окружающего мира, находить общее и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственную связь между ними.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
В рамках психологического просвещения была разработана памятка для родителей:
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Период старшего дошкольного возраста - это время, когда ребенок познает окружающий мир, особенности человеческих отношений, коммуникации со сверстниками. Происходит активное развитие его физических и познавательных способностей. Также развитие творческих способностей. Основной способ познания мира – игра, видоизменяются лишь ее форма и содержание. Ребенок начинает важный для него этап подготовки к школе.
В возрасте 5-7 лет ребенок интересуется разными вопросами, однако к этому возрасту он сам способен рассуждать и давать ответы на некоторые из них.
В норме развивается и постоянно используется воображение. Часто ребенок начинает привлекать к себе внимание. Для демонстрации себя и привлечения внимания ребенок может плохо себя вести. Такая ситуация возможно, когда ребенку не доступны иные способы привлечения внимания. Даже негативное внимание со стороны взрослых является для него лучше, чем его отсутствие вовсе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
3. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.: ВЛАДОС, 2008.
4. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – Спб.: Речь,2006. – 198 с.
5. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)./ Автор-сост. Е. В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 297 с.
7. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. Психолого- педагогическая характеристика: Методическое пособие/Сост.:И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К.Минакова.- Петрозаводск, 1998.
8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
9. Стребелева Е. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста (с приложением). – М.: Просвещение, 2004.
10. Урунтаева Г.Л.,Афонькина Ю.Л. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. – 304 с.