Фрагмент для ознакомления
2
Протокол - сценарий группового консультативного интервью с родителями первоклассников
Цель: психологическое сопровождение родителей в решении сложившейся проблемы взаимоотношений между ребенком и родителями.
Заранее через телефонный звонок с клиентами было оговорено время встречи и место.
Акт приветствия произошел.
Мама напряжена. Нужно было организовать максимально благожелательную встречу, которая способствовала бы расслаблению, спокойствию клиентов. На этом этапе никаких трудностей не было.
Мама рассказала о том, что девочка до сих пор категорически не хочет в школу ходить. При этом отец занимал позицию наблюдателя. Отказывается дочь ходить на инъекции, которые назначает врач- невролог.
Вся попытка матери выполнять совместно учебные задания игнорируются. Отец лишил дочь телефона, интернета и телевизора. Она теперь большую часть времени проводит в постели.
Мама возит девочку к знакомому психологу. По его словам, мама должна разрешать девочке делать то, что хочет. Родители выжидают.
Психологическое просвещение
Название мероприятия «Мы верим в наших детей!»
Контингент родители подготовительной группы
Количество участников 20 человек
Цели и задачи:
-познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и аспектами воспитания в адаптационный период;
-разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником;
-дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассника.
Содержание
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Родительский практикум-игра «Ромашка эмоций и чувств».
3. Адаптация.
4. Психологическое упражнение «Знакомство».
5. Беседа об инфантилизме.
6. Беседа о поддержании здоровья.
7. Рефлексия игра слово- эстафета
8. Заключительные слова.
1.Здравствуйте, уважаемые родители! Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.
Образование в школе - это переломное мгновение жизни каждого ребенка. Начало школы кардинально изменяет весь ее образ жизни, наполняя множеством требований, обязательств и ограничений: сейчас ребенку приходится каждый день в школу ходить, следить за режимом дня, выполнять различные нормы и правила школы, выполнять требования учителя, делать на уроках то, что определяется программой школы. Для того, чтобы адаптировать семилетнего ребенка к новому социальному статусу и новому отношению к окружающим, для того, чтобы формировать адекватное коммуникационное поведение младшего ребенка, взрослые должны знать, как сформировалось коммуникационное поведение ребенка, научиться понять и грамотно строить отношения с ребенком. Цель нашей сегодняшней встречи заключается в знакомстве всех, неравнодушных к жизни своего ребенка, переживаний и трудностей, с различными проблемами адаптации современных школьников.
2. Уважаемые родители, дорогие мамы и папы! Перед вами ромашка - белый цветок, на лепестках которого написаны самые разные эмоции: позитивные, негативные, которыми может наслаждаться или огорчаться человек. После перехода ребёнка школьного порога, в душе, в сердце сильно беспокоят эмоции и чувства, заполнив всю его жизнь. Думаем и смотрим на тот лепесток, на которой написано «чувство», которое вас больше всего переполняет на протяжении длительного времени.
3. Адаптация – это естественная ситуация человека, которая проявляется в приспособлении к новым жизненным условиям, к новому социальному контакту, к новому социальному ролевому поведению. Значение данного периода вступления в необычную для детей ситуацию свидетельствует о том, что не только успех освоения учебной деятельности зависит от комфорта пребывания в образовательной среде, но и от эмоционального здоровья ребенка, его отношения к учебе и образованию.
Большинство школьников первого класса довольно успешно выполняют эту задачу. Однако начало школьной подготовки - это сильный стресс для любого ребенка. Первоклассник в первый день недели пребывания в школе снижает защитные силы иммунитета, может нарушаться сон и аппетит, повысится температура, обострение хронических болезней. Дети, кажется, без причины капризны, начинают плакать. У всех первых классов существует период адаптации в школе в связи с ее основными требованиями. Только у кого-то он проходит месяц, у кого-то четверть, а у кого-то - на весь учебный год растягивается. Здесь многое зависит от индивидуальных черт самого ребенка, от наличия у него условий для освоения учебной деятельности. В первый год обучения, порой, определяет всю дальнейшую жизнь ребёнка в школе.
4.Родители работают по схеме: Меня зовут…, я мама…, называют 3 положительных качества своего ребёнка.
5.Инфантилизм- задержка физического и духовного развития на детской стадии (проявление наивного подхода в быту и в политике).
Психологическая профилактика
Название мероприятия «Все будет хорошо!»
Контингент обучающиеся 1 класса
Количество участников 20 человек
Цели: создание условий для снижения школьной тревожности, развития позитивного отношения к школе.
Задачи: формировать умения выполнять школьные правила, развивать коммуникативные умений, создавать атмосферу безопасности и принятия.
Содержание
Организационный момент.
1. Приветствие.
Цель: создание в группе атмосферы доверия и принятия.
-Здравствуйте, ребята! Я – педагог-психолог, помощник ваш и друг.
И если станет трудно вдруг: кто-то обидел, разобраться не смог – на помощь придет психолог. Зовут меня И.О. И мне очень хочется знать, к кому же я в гости пришла, давайте поиграем в игру «Да-нет». Условие следующее: я буду задавать вопросы, если вы на вопрос отвечаете «да», то молча встаете, если «нет», то остаетесь сидеть. Всем понятно? Давайте потренируемся, и первый вопрос:
Самоанализ
1.Цель и содержание мероприятия
Цель: создание условий для снижения школьной тревожности, развития позитивного отношения к школе.
1.Приветствие
2.Мотивационный этап
3.Основной этап: игра, упражнения.
4.Заключительный этап
2.Актуальность мероприятия:
Снижение школьной тревожности, развития позитивного отношения к школе – благоприятные условия для дальнейшего обучения и взаимодействия первоклассников. Проведение мероприятия в игровой форме с привлечение персонажа из сказки - Каркуши позволяет выявить трудности первоклассников и оказать помощь в изменении отношения к данной трудности, вооружение способом преодоления трудности.
3.Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы педагога-психолога.
Данное мероприятие проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога, является одной из профилактических мер по преодолению трудностей обучения в первом классе.
4.Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.
Разнообразие методов: игровые методы, элементы групповой дискуссии, арт-терапии, сказкотерапии – оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.
5.Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.
Разнообразие методов: игровые методы, элементы групповой дискуссии, арт-терапии, сказкотерапии – позволяет облегчить принятие информации.
6. Краткость подготовительного периода.
Данное мероприятие проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога, является одной из профилактических мер по преодолению трудностей обучения в первом классе.
7. Удовлетворенность обучающихся проведенным мероприятием.
Первоклассники получили и закрепили нужную информацию о школьном процессе обучения, возможность обсудить данную информацию, обрели умения и навыки решения возникающих трудностей, что возможно стало в ходе мероприятия, тем самым получили удовлетворенность.
8. Культура проведения мероприятия
Привлеченность каждого первоклассника к участию в игровом действии, получение ими внимания и заботы способствовали созданию атмосферы доброжелательности.
9. Самооценка помощником педагога-психолога качества и результатов мероприятия.
На мероприятии были созданы условия для снижения школьной тревожности, развития позитивного отношения к школе.
Психологический портрет
Методики психологической диагностики, использованные при составлении психологического портрета
1. Метод социометрии.
2. Характерологический тест Г.Айзенка
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
4. Методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т. В. Румянцевой.
5. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева
Психологический портрет
Ф.И. А. Евгения
Возраст15 лет
Место учебы БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №122»
Содержание
А. Евгения, 2008 года рождения, обучается в 9 классе. По данным медицинских документов, здоровье обучающейся соответствует нормальному развитию, но имеет сниженную сопротивляемость к заболеваниям, хронические заболевания отсутствуют, имеет вторую группу здоровья. Присутствуют признаки, свидетельствующие о повышенной нервозности, для Евгении характерна повышенная утомляемость и пониженная работоспособность, поэтому обучающаяся не проявляет активность на занятиях, также часто можно наблюдать пониженный уровень настроения, который провоцирует отказ от контакта со сверстниками.
Семья неполная, А. Евгений воспитывается мамой, родители в разводе, отец не принимает участие в воспитании. Обучающаяся — единственный ребенок в семье. Мать имеет высшее образование, работает педагогом дополнительного образования.
Характер взаимоотношений матери с ребенком - семейный диктат, со стороны матери присутствует систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка, мать ограничивает общение с друзьями, препятствует в самостоятельном выборе досуга и дальнейшей профессии.
А. Евгения малообщительна, с одноклассниками контактов не поддерживает. Замкнута, в разговоре немногословна, по манере общения с окружающими является интровертом.
Самооценку девочки можно охарактеризовать как заниженную, наблюдается неуверенность, замкнутость, страх перед трудностями, с опаской относится к новой деятельности, самокритична.
У Евгении достаточно развита способность к рефлексии, которая позволяет определить для себя оптимальный уровень сложности поставленных целей, адекватные требования к своей личности.
Для девочки характерна обидчивость и ранимость, неуверенность в собственных возможностях, трудно сближается с новыми людьми, долго переживает значимые события, импульсивность, которая проявляется в конфликтных ситуациях. Замечены проявления аутоагрессии.
Для урегулирования конфликтов рекомендуется провести медиацию с участием нейтрального посредника. Также, при коррекции поведения необходимо включить обучающуюся в социальное взаимодействие с использованием воспитательного потенциала ученического коллектива, привлечь подростка к участию во внеурочных мероприятиях, а также для налаживания взаимоотношений в семье необходимо организовать совместный досуг ее членов.
Коррекционно-развивающая работа
Программа коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению
1. Составлена психологом: Ф.И.О.
2. Описание класса (группы):
- психологическая характеристика детей: проведенная диагностика среди первоклассников смогла выявить ряд проблем, которые возникли у детей в начале обучения в школе:
- отсутствие мотивов и интереса к учебе;
- слабая сформированность внутренней позиции школьника;
- повышенная тревожность;
- повышенная двигательная активность и др.
В начале учебного года 24% первоклассников оказались дезадаптированными и нуждаются в поддержке семьи, общении с учителем и взаимодействии с одноклассниками. Эти данные в очередной раз подтверждают актуальность данной программы коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению.
Проведенный анализ показал, что нужно составлять программу для повышения уровня адаптированности детей к школе, цель которой заключается в профилактике школьной дезадаптации и создании благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Цели программы: профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Задачи программы:
1. Создать психолого-педагогические условия для ментального и эмоционального самовыражения первоклассников.
2. Развивать у первоклассников навыков общения, знаний о правилах и нормах поведения.
3. Формировать у первоклассников доброжелательного отношения к окружающим, адекватную самооценку и уравновешенность в выражении эмоциональных состояний.
4. Формировать мотивации и внутренней потребности к совершению добрых поступков.
5. Способствовать осознанию своей индивидуальности и единения с коллективом, своей уникальности и ценности друг для друга.
6. Развивать интерес к совместной деятельности.
4. Этапы реализации программы по месяцам. В целом Программа коррекции дезадаптации у первоклассников представляет собой поэтапно выстроенную индивидуальную и групповую деятельность педагога-психолога с детьми и родителями, включающую:
- ориентировочный этап (2–3 занятия);
- реконструктивный этап (6–7 занятий);
- закрепляющий этап (2–3 занятия).
6. Содержание программы
В период учебных занятий во время динамической паузы целесообразно использовать игры на сплочения. Среди них стоит обратить внимание на такие как «Братание», «Алфавит», «Мячик», «Граница», «Мы идем в поход». Эти игры помогут детям познакомиться друг с другом, запомнить, как кого зовут. Вот некоторые из них:
Вовлекая детей в воспитательную деятельность, учитель должен знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать разнообразную совместную деятельность. Важную роль в формировании сплоченности детского коллектива играют традиции. Их целесообразно вводить уже с первого класса. Это могут быть такие мероприятия как «Праздник именинников», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!».
Для формирования детского коллектива и успешной адаптации можно использовать экскурсии, совместные подходы, коллективные творческие дела. Огромную роль по организации классного коллектива играет распределение поручений, поощрение сотрудничества, создание актива класса, поставка значимой цели, пресечение и предупреждение конфликтов, работа в микрогруппах, работа с «отвергнутыми» учащимися. Работа по формированию сплоченного детского коллектива должна осуществляться непрерывно как во время уроков, так и во внеурочное время.
Самоанализ практической деятельности «Портрет на себя»
Специфика работы педагога-психолога заключается в создании условий для успешной социализации школьников, сохранении и укреплении их здоровья, защите детских прав, предупреждения отклоняющегося поведении и др.
Первостепенные задачи: изучение личности учащихся и ученических коллективов, пропагандирования среди учащихся, педагогов и родителей ЗОЖ, преодоление трудностей в обучении. Также это раннее выявление детей и подростков, которые оказались в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и так далее.
На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Например, в начальной школе - это определение готовности к регулярному обучению в школе, создание условий для быстрой адаптации, формирование эмоционально позитивного отношения к занятиям школе и к ней в целом, развитие самостоятельной деятельности и необходимой самоорганизации, развитие творческого ресурса. В средней школе – психологическое обеспечение успешной адаптации при переходе на новый уровень обучения (5, 10 классы); поддержка школьников в личностном и ценностно-смысловом самоопределении и саморазвитии, профилактика трудностей социализации; создание условий для формирования благоприятной психологической атмосферы в детских и педагогическом коллективах и др. В старших классах - это психолого-педагогическая деятельность в осознанном выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении; поддержке при сдаче ГИА.
Сюда относятся мероприятия по направлениям работы: диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа. Неделя психологии, День толерантности, День пятиклассника, различные тесты, беседы, анкетирование. Например, сейчас придут в школу первоклассники – психолог должен познакомиться с каждым ребенком индивидуально. Родители могут присутствовать при этом. В ходе беседы ребенок выполняет мои задания, отвечает на вопросы. Затем смотрю итог беседы – насколько ребенок готов к школе. Даю родителям рекомендации – как помочь ребенку подготовится к школе, или если готов – как развивать его способности и навыки. Больше времени уходит на консультирование индивидуальное и групповое.
Как дети воспринимают психолога? Считают школьного психолога психиатром. Я не устаю объяснять учащимся, что психиатр – это врач с медицинским образованием, который уже конкретно лечит медикаментозно какие-либо отклонения от нормы. Психолог – человек с психолого-педагогическим образованием, который сопровождает детей в их школьной жизни, помогает детям решать какие-либо споры, конфликты и т.д.
Всегда начинается работа с поиска эффективного подхода к ребенку, чтобы поверил и доверил себя.
Наиболее трудно организовать работу с определенными категориями детей в ОО, что связано с недостаточностью времени. Но определены направления работы и готовность оказать психологическую помощь.
Подростки с саморазрушающим поведением. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: адекватная самооценка, уровень тревожности, отношение к себе, мотивация, самопринятие, саморегулирование поведения и т.д. Психологическая диагностика. Консультирование. Осуществление диспетчерской функции.
Дети с трудностями обучения и поведения. Психологическая диагностика. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: адекватная самооценка, уровень тревожности, мотивация, сформированности ВПФ, личностного взаимодействия и т.д. Психологическое консультирование. Психологическое просвещение и профилактика. Консультирование.
Показать больше