Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью производственной практики является, практическая подготовка обучающихся, закрепление полученных теоретических знаний и приобретение первоначального практического опыта в рамках профессионального модуля ПМ.05 по основному виду профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по данной специальности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Знакомство с учебно-методической базой, системой организации методической службы и основными направлениями методической работы в ДОУ.
Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
В содержание методической работы включаются следующие направления:
• воспитательное,
• дидактическое,
• психологическое,
• физиологическое,
• техническое,
• самообразовательное,
• частно-методическое и др.
Вывод: основные должностные обязанности воспитателя можно условно разделить на несколько групп:
1. Обеспечение безопасного пребывания воспитанников в детском саду (тщательный присмотр за вверенными ему детьми в помещении и на детской площадке, участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации)
2. Всестороннее развитие воспитанников посредством реализации образовательной программы (осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой совместно с другими воспитателями и специалистами учреждения, организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, проведение педагогической диагностики воспитанников, составление индивидуальных маршрутов, создание условий для свободного выбора детьми деятельности; организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства и.т.д)
3. Обеспечение сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения; выстраивание взаимодействия с иными работниками дошкольного учреждения).
4. Профессиональное развитие воспитателя (посещение пед.советов, регулярное повышение квалификации, участие в конкурсах, семинарах и иных профессиональных мероприятиях).
В рамках практики, мною была изучена следующая документация в ДОУ.
1. Рабочая программа. Составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста. Рабочая программа включает: содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области. Разделы рабочей программы: титульный лист, содержание, целевой раздел (пояснительная записка, нормативные документы, цель и задачи рабочей программы, принципы и подходы в организации образовательного процесса, характеристика возрастных особенностей воспитанников, планируемые результаты освоения Программы); Содержательный раздел (учебный план реализации ООП ДО, модель образовательного процесса, планирование работы с детьми в группе, примерное годовое планирование, календарно-тематическое планирование, методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей, примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации образовательной области, мониторинг освоения программы образовательной области, содержание коррекционной работы, кружковая работа, взаимодействие с семьей, социумом); Организационный раздел (оформление предметно-пространственной среды, режим дня, структура НОД, программно-методический комплекс образовательного процесса).
2. Основная образовательная программа дошкольного образования
Все базовые ценности российского дошкольного образования проявляются в содержательном разделе. Содержание работы с детьми ведется по образовательным областям согласно ФГОС ДОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Работа по освоению содержания каждой образовательной области направлена на достижение целей и задач, и прописана в таблице «Модель образовательного процесса в учреждении».
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогами с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ООП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).
Цель ООП ДО состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка, поэтому ООП ДО направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
4. Изучение передового педагогического опыта работы с проектными технологиями в ДОУ.
В ДОУ воспитатель реализует следующие проекты в средней группе:
- Насекомые
- Космос и мы
- ПДД «Маленький пешеход»
- Вода
- Зимующие птицы
- «Мы разные, но мы вместе»
В проектной деятельности особенно значима роль родителей.
Для работы с семьей используются следующие формы: экскурсии для детей участием родителей, тематические выставки работ, фотовыставки, конкурсы, мастер-классы, беседы, консультации.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Основной.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности): исследуют, экспериментируют, конструируют, ищут, творят.
3 этап. Заключительный.
Обобщение результатов работы в самой различной форме.
5. Изучение особенностей построения предметно-развивающей среды в групповой комнате дошкольного учреждения (методические копилки, технические средства, наглядные пособия, атрибуты для организации игр, игрушки и др.).
7. Составление перспективно-тематического планирования, разработка сетки занятий. Анализ планирования.
Основная цель дня согласно перспективному плану является воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни.
В ДОУ реализуются следующие образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Формами организации работы являются: беседы, дидактические игры к сюжетно-ролевым играм, чтение художественной литературы и обыгрывание этюдов к театрализованной деятельности и др.
Вывод
В период практики я ознакомилась с особенностями работы в дошкольном образовательном учреждении; изучила теоретические основы организации воспитательного процесса, теория и методику организации проектной деятельности.
На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и значимость. Осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Практика помогла мне систематизировать информацию о профессии воспитатель. На практике, я научилась определять цели и задачи, подбирать методические материалы и анализировать их. На практике, я систематизировала и оценивала педагогический опыт и образовательные технологии в области образования, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа.
Показать больше