Фрагмент для ознакомления
2
Составьте общий отчет по производственной (преддипломной) практике по следующей схеме
СХЕМА ОТЧЕТА
Определение понятийного аппарата исследования (цель, объект, пред-мет, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость, методо-логические основы)
Актуальность. Демографическая ситуация в современной России всё более остро ставит вопрос укрепления семьи, формирования правильных представле-ний и ценностного отношения к семье у подрастающего поколения. Именно по-этому изучение представлений детей о семье и семейных ценностях, а также поиск методов их формирования является актуальной проблемой в современном обще-стве. Развитие правильного образа семьи и ценностного отношения к ней у детей, – одна из приоритетных задач, поставленных сегодня государством, что также говорит об актуальности проблемы.
Так, в «Стратегии развития воспитания до 2025 года» ставится ориентир на усиление воспитания, в том числе в дошкольном образовании, подчёркивается необходимость социально-нравственного развития дошкольников, формирования у них традиционных семейных ценностей и представлений о семье. В Стратегии сформулированы задачи укреплению семьи; повышению социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности; содействию укреплению родственных связей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорит-ся о воспитании подрастающего поколения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах че-ловека, семьи, общества и государства. В Федеральном государственном образо-вательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из ос-новных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, тра-дициям семьи, общества и государства.
Проблема формирования представлений о семье и семейных ценностях у де-тей изучалась многими исследователями, которые пришли к выводу, что данные знания, сформированные в детстве, являются важными для регулирования буду-щего семейного поведения (Н. И. Демидова, О. В. Дыбина, Т. Д. Красова, Т. М. Мишина, Н. В. Панкова, А. В. Селянская, О. Б. Широких и другие). Важно дать детям пример семейных отношений и ценностей, начиная с дошкольного детства.
В соответствии с ФГОС ДО в образовательных программах дошкольного образования, таких как «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и другие), «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие), «Успех» (Н.В. Федина, Н.О. Березина, И.А. Бурлакова и другие), большое внимание уделяется формированию у ребенка представлений о семье. Особое место занимают парциальные программы С.А. Козловой «Я – человек», Л.В. Коломийченко «Дорогою добра», Т.В. Маловой «Красота муже-ственности и женственности».
Определение основных рабочих понятий исследования в соответствии с темой
Основные понятия исследования:
1. Семья.
2. Представления о семье.
3. Компоненты представлений о семье.
4. Средний дошкольный возраст.
5. Методы и средства формирования представлений о семье у детей сред-него дошкольного возраста.
Семья – это институт воспитания, малая социальная группа, совокупность людей, объединенных родственными связями; многогранная система, в которой отражается не только взаимодействие и взаимоотношения взрослых, но и взаи-мопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно способствует фор-мированию у подрастающего поколения представлений о семье.
Представления о семье – это совокупность представлений детей дошколь-ного возраста о семье, в том числе о составе семьи, ее значении, семейных ролях и обязанностях, знания о прошлом мира семьи (родословная семьи, традиции, герб семьи, обычаи, передающие из поколения поколению); представления о со-причастности к миру семьи (я – член семьи); представления о важности мира се-мьи для человека.
Компоненты представлений о семье: когнитивный (родословная семьи, традиции семьи, родословные отношения в семье), эмоциональный (проявление эмпатии к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью), поведенческий (стремление радовать старших своими хорошими поступками; желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому; уважать труд и за-нятия других членов семьи).
Средний дошкольный возраст – это период развития детей на пятом году жизни. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетель-ствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Методы и средства формирования представлений о семье у детей сред-него дошкольного возраста – это совокупность способов, которые использует педагог дошкольного образования для формирования у детей представлений о семье и их компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого). К ним относятся игра, различные виды творческой деятельности, проектная деятель-ность, словесные методы (беседа, рассказ), наглядные методы, практические ме-тоды (упражнение), моделирование и другие.
Изучение методической литературы (С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.) позволило выделить следующие средства формирования представлений о семье у детей дошкольного возраста:
- художественная литература, произведения народного творчества, в кото-рых раскрываются семейные ценности;
- повседневные жизненные ситуаций, в которых происходит обучение детей пониманию эмоциональных состояний членов семьи, воспитание желания пора-довать их;
- комплекс методов и приемов, формирующих представления о семье, в том числе игра – дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная.
В процессе формирования представлений о семье педагог может использо-вать различные методы – наблюдение за детьми в специально созданных ситуа-циях (например, в сюжетно-ролевой игре «Семья», анкетирование родителей, проективные методики – рисуночный тест «Моя семья», беседы с ребенком). Для формирования представлений о семье необходимо использовать сюжетно-ролевые игры на соответствующие темы, например, «Семья», «Дочки-матери», «Путешествие», «Поликлиника» и др.
Занятия, или непосредственно образовательная деятельность выступают од-ной из основных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста. В ходе занятия педагог формирует представления детей о семье и положительное отно-шение к семье в целом. Можно организовать и провести занятия на следующие темы: «Моя семья», «Помни род свой», «Моя родословная», «Копилка эмоций» и др.
Подбор диагностического инструментария
Для каждого компонента представлений о семье у детей среднего дошколь-ного возраста были подобраны диагностические задания из методик Е.Ф. Акуло-вой, О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой.
Для определения уровня представлений о семье у детей среднего дошколь-ного возраста использовались следующие методики:
1) когнитивный компонент: «Расскажи о своей семье»;
2) эмоциональный компонент: «Рисунок семьи»;
3) мотивационный компонент: «Добрые волшебники»;
4) практический: игра «Семья».
Рассмотрим содержание каждой методики.
Задание 1. «Расскажи о своей семье».
Цель: выявить сформированность знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста о составе семьи, обычаях и традициях семьи, прошлом семьи, родословной.
Форма проведения: индивидуально, в виде беседы с ребенком.
Экспериментатор предлагает рассмотреть сюжетную картинку, на которой изображены члены семьи, занятые общим делом, например, совместная прогул-ка, совместный труд.
В процессе рассматривания картинки экспериментатор задает вопросы ре-бенку о семье, что такое семья. Отмечается, проявляет ли ребенок активность, же-лание рассказать о своей семье.
Задаются дополнительные вопросы о том, знает ли ребенок состав своей се-мьи, как зовут родителей, где они работают, какие традиции есть в семье. Отме-чается, как ребенок составляет рассказ о семье: самостоятельно, по наводящим вопросам, затрудняется.
Апробация результатов исследования
На основании результатов проведенного исследования были определены направления и содержание работы по формированию у детей среднего дошколь-ного возраста представлений о семье.
1. Создание условий для формирования представлений о семье, ценности семьи у дошкольников.
2. Консультирование родителей по формированию ценности семьи у до-школьников.
Принципы:
– принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей средне-го дошкольного возраста: учет уровня сформированности представлений о семье, учет особенностей восприятия и мышления (наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, эмоциональность детей, утомляемость при однообразных видах деятельности);
– принцип системности и комплексности: формирование знаний, ценностно-го отношения к семье, воздействие не только на когнитивную сферу (формирова-ние знаний), но и эмоционально-положительного отношения к семье, формирова-ние стремления помогать родителям, осознавать себя как часть семьи;
– принцип сотрудничества детей и взрослых, в том числе родителей, при-знание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отноше-ний: в работе задействованы все субъекты образовательных отношений, не толь-ко дети, но и родители, которые знакомятся с содержанием проводимой работы, участвуют в различных видах деятельности;
– принцип наглядности, доступности, деятельностного подхода (формиро-вание представлений о семье в различных видах деятельности): использование различных форм наглядного материал, информации в доступной для восприятия форме, значительное влияние наглядным и практическим методам обучения, ор-ганизация различных игр и упражнений, интеграция разных видов деятельности (изобразительная, двигательная, игровая, познавательная и другие).
Основные формы организованной образовательной деятельности (ООД):
1. Организация и проведение игр с детьми.
2. Организация экскурсии.
3. Проектная деятельность.
4. Викторина.
Темы:
1. «Семья в жизни человека».
2. «Прошлое семьи».
3. «Развитие семьи».
4. «Братья наши меньшие».
5. «Любимые предметы нашей семьи».
6. «Я – член семьи».
7. «Семейные помощники».
Методы формирования представлений о семье у детей среднего дошкольно-го возраста:
1) словесные: рассказ, беседа, чтение и обсуждение произведений художе-ственной литературы,
2) наглядные: демонстрация предметных и сюжетных картиной, слайдов, презентаций, метод моделирования;
3) практические: игра, упражнение;
4) метод проектов;
5) соревновательный метод.
Содержание работы по формированию представлений о семье у детей сред-него дошкольного возраста приведено в таблице 3.
Показать больше