Фрагмент для ознакомления
2
2. Составление библиографии по теме исследования
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
2. Алексеев С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
3. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45.
4. Барашкина С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкин //Начальная школа. -2016. - №6. С.9-13.
5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
6. Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
7. Валиуллина З.Р., Ханова Р.В. Воспитание экологической культуры личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 03.05.2023)
8. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113.
9. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
10. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 65-74
11. Гелетканич И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы/ И.Н.Гелетканич // Начальная школа. -2015. - №12. – С.72-75.
12. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 03.05.2023).
13. Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105.
14. Дунаева А.С. Экологическое образование как фактор инновационного устойчивого развития территории. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня». Москва. 2018. С. 62-69.
15. Жук Е.Ю., Григорьева Е.Е. Методика преподавания экологии: Традиционные и инновационные подходы. // Мат. РНПК «Наука – образованию, производству, экономике». Витебск. 2015. С. 116-118.
16. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А., Пентин А. Ю. Методические подходы к разработке заданий, ориентированных на применение приёмов научного метода познания в реальных жизненных ситуациях // Школьные технологии. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-razrabotke-zadaniy-orientirovannyh-na-primenenie-priyomov-nauchnogo-metoda-poznaniya-v-realnyh-zhiznennyh (дата обращения: 03.05.2023).
17. Зубова, С. С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С. С. Зубова, Л. М. Жиженина. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2897/ (дата обращения: 23.06.2021)].
18. Кочуров Б.И., Фомина Н.В. Экологическое образование в постиндустриальном мире: от просвещения до практики. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня: взгляд в будущее». Москва. 2018. С. 78-82.
19. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.
20. Любовникова Е.В. Теория и методика преподавания экологии в рамках внеурочной деятельности научного сообщества учащихся. / Е.В. Любовникова // Мат. МНПК «Путь в науку». Барнаул. 2016. С. 94-100.
21. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. – №1.
22. Милешкина Е.Н., Брыкин Ю.В. Развитие познавательного интереса обучающихся на основе игровых технологий // Вестник РМАТ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-obuchayuschihsya-na-osnove-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 03.05.2023).
23. Молодцова З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе / З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. - С.47-50
24. Мокиевская Н.Е., Вьюнова Н.А., Козлова М.В. Проблемы формирования экологической культуры школьников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 100-104.
25. Моргун Д.В. Экологическое образование для устойчивого развития как интегральное направление модернизации образования. // Наука – образованию. 2012. № 1. С. 89-100.
26. Новолодская И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
27. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 39-42.
28. Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
29. Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Экологическое воспитание как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 119-120.
30. Спицына Т. А. Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40635/ (дата обращения: 03.05.2023)
31. Цагараева Е.Ф. Оценка методов обучения экологии в России и за рубежом. // Известия Чеченскго государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 163-166.
32. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
33. Шамигулова О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир»/О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. - №3. – С 16-23.
3. Составление рецензии на научную статью по теме исследования
Авторы: Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, Гущина Юлия Сергеевна, магистрант.
Название статьи «Методология и методика формирования культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности»
Выходные данные: Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metodika-formirovaniya-kultury-prirodopolzovaniya-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.05.2023).
4. Программа содержания формирующего эксперимента
Программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы» рассчитана на 34 часа для младших школьников 8-10 лет (2-4 классы).
Цель: выработка культуры природопользования у младших школьников посредством внеурочной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать культуру поведения в природе;
- обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных возможностей младших школьников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививая любовь к природе, желание о ней заботиться.
5. Методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения и воспитания младших школьников по теме «Формирование бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности»
В процессе формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности наряду с традиционными методами обучения (словесными, наглядными, практическими) необходимо использовать интерактивные методы и формы организационного обучения.
К интерактивным методам обучения относятся: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие.
Интерактивными технологиями формирования бережного отношения к природе у младших школьников выступают:
игры и проекты;
экологические сказки;
экологическая тропа;
конкурс и т.д.
Эти технологии, во-первых, максимизируют потребности и возможности учащихся начальных классов, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Если данные технологии воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
В ходе формирующего эксперимента нами использовалась экологическая игра.
Экологическая игра - это форма экологического воспитания и формирования бережного отношения к природе, она основана на развертывании специальной игровой работы участников, стимулировании интереса к природе и высоком уровне мотивации.
Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. И умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его обычная психическая реакция - все это обусловлено характером игры. «Игра - источник развития и создает зоны ближайшего развития».
6. Результаты диагностического исследования по теме производственной практики (научно-исследовательской работы)
Существующее противоречие между необходимостью формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью особенностей использования внеурочной деятельности для его формирования.
Необходимость решения определила проблему исследования: «Каковы особенности использования внеурочной деятельности в формировании бережного отношения к природе у младших школьников?».
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста посредством использования внеурочной деятельности для вооружения и обеспечения их навыками экономного и бережного использования природных ресурсов, а также формирования гуманной позиции по отношению к природе.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать особенности использования внеурочной деятельности в процессе формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности использования внеурочной деятельности для формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Описать формирование бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему.
2. Определить особенности организации внеурочной деятельности по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить исходный уровень сформированности бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение.
Методики исследования:
1. Методика исследования отношения младших школьников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова).
2. Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А.Серебряковой).
Базой исследования является...
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, обосновании комплекса педагогических условий организации внеурочной деятельности с целью формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с октября 2022 года по апрель 2023 года. В нем принимали участие младшие школьники 3 класса в количестве 25 человек.
На констатирующем и контрольном этапе для проведения диагностики в работе были использованы следующие методики:
1. Методика исследования отношения младших школьников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова).
2. Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А.Серебряковой).
7. Научный доклад по теме производственной практики (научно-исследовательской работы)
Приоритетным направлением школьной образовательной системы является формирование бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе – это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида. Проблема формирования бережного отношения к природе ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике.
Необходимость решения противоречия определила проблему исследования: «Каковы особенности использования внеурочной деятельности в формировании бережного отношения к природе у младших школьников?».
Цель исследования: теоретически обосновать и описать особенности использования внеурочной деятельности в процессе формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности использования внеурочной деятельности для формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Описать формирование бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему.
2. Определить особенности организации внеурочной деятельности по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить исходный уровень сформированности бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, обосновании комплекса педагогических условий организации внеурочной деятельности с целью формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Наиболее привлекает внимание существующий взгляд на то, что формирование бережного отношения к природе у младших школьников проходит путем развития, по мнению Л.А. Каменевой, три уровня:
«Уровень 1. Экологическое сознание. На этом уровне экологического исследования у детей устанавливается первичная модель эстетического отношения к природе, а также осуществляется деятельность по соблюдению детьми норм отношения к природе в рамках личности, окружающей среды, правовых и моральных норм. Дети знакомятся с основными условиями сохранения окружающей среды, экологическими проблемами, загрязнением и охраной природы и так далее;
Уровень 2. Экологическое образование. На этом уровне у ребенка сформировалась первичная модель поведения, которая должна осуществляться на основе полученных знаний и умений. Данный уровень наиболее подходит для проведения исследований окружающей среды, самообразования и учебного проектирования. Таким образом, дети овладевают базовыми экологическими знаниями и умениями, которые можно начать активно применять не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, а также приобретают большое количество экологического опыта;
Уровень 3. Экологическая компетентность. На этом этапе эстетическое отношение к природе ученика начальных классов должно быть полностью сформировано, а стандарты поведения, опыт ответственного отношения к окружающей среде в жизни школьника должны быть накоплены» (Каменева, 2019, с.32).
8. Анализ работы по теме производственной практики (научно-исследовательской работы)
Практические задания по производственной практике (научно-исследовательская работа) выполнены в полном объеме.
В результате проведенной работы
- описано формирование бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема;
- определены особенности организации внеурочной деятельности по формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста – знакомство с богатством родной природы в творчестве русского народа, использование потенциала внеурочной деятельности с огромным выбором средств и методов работы с младшим школьником;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
2. Алексеев С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
3. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45.
4. Барашкина С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкин //Начальная школа. -2016. - №6. С.9-13.
5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
6. Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
7. Валиуллина З.Р., Ханова Р.В. Воспитание экологической культуры личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 03.05.2023)
8. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113.
9. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
10. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 65-74
11. Гелетканич И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы/ И.Н.Гелетканич // Начальная школа. -2015. - №12. – С.72-75.
12. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 03.05.2023).
13. Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105.
14. Дунаева А.С. Экологическое образование как фактор инновационного устойчивого развития территории. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня». Москва. 2018. С. 62-69.
15. Жук Е.Ю., Григорьева Е.Е. Методика преподавания экологии: Традиционные и инновационные подходы. // Мат. РНПК «Наука – образованию, производству, экономике». Витебск. 2015. С. 116-118.
16. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А., Пентин А. Ю. Методические подходы к разработке заданий, ориентированных на применение приёмов научного метода познания в реальных жизненных ситуациях // Школьные технологии. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-razrabotke-zadaniy-orientirovannyh-na-primenenie-priyomov-nauchnogo-metoda-poznaniya-v-realnyh-zhiznennyh (дата обращения: 03.05.2023).
17. Зубова, С. С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С. С. Зубова, Л. М. Жиженина. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2897/ (дата обращения: 23.06.2021)].
18. Кочуров Б.И., Фомина Н.В. Экологическое образование в постиндустриальном мире: от просвещения до практики. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня: взгляд в будущее». Москва. 2018. С. 78-82.
19. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.
20. Любовникова Е.В. Теория и методика преподавания экологии в рамках внеурочной деятельности научного сообщества учащихся. / Е.В. Любовникова // Мат. МНПК «Путь в науку». Барнаул. 2016. С. 94-100.
21. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. – №1.
22. Милешкина Е.Н., Брыкин Ю.В. Развитие познавательного интереса обучающихся на основе игровых технологий // Вестник РМАТ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-obuchayuschihsya-na-osnove-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 03.05.2023).
23. Молодцова З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе / З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. - С.47-50
24. Мокиевская Н.Е., Вьюнова Н.А., Козлова М.В. Проблемы формирования экологической культуры школьников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 100-104.
25. Моргун Д.В. Экологическое образование для устойчивого развития как интегральное направление модернизации образования. // Наука – образованию. 2012. № 1. С. 89-100.
26. Новолодская И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
27. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 39-42.
28. Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
29. Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Экологическое воспитание как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 119-120.
30. Спицына Т. А. Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40635/ (дата обращения: 03.05.2023)
31. Цагараева Е.Ф. Оценка методов обучения экологии в России и за рубежом. // Известия Чеченскго государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 163-166.
32. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
33. Шамигулова О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир»/О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. - №3. – С 16-23.