Фрагмент для ознакомления
2
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ № 1
Самоанализ сформированности профессиональных компетенций на момент начала практики
Говоря о моем уровне сформированности профессиональных компетенций, можно сказать, что имеется некая недостаточность в знаниях, в связи с тем, что я пока еще обучаюсь данной профессии. Мой багаж знаний пополняется, благодаря дисциплине «Проектная деятельность в психологии». В компетенциях ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7 и ПК- 8 я оценила свой уровень пороговым, так как я не достаточно знала основы, и не всегда была готова их применять. В компетенциях ПК-1, ПК-2 и ПК-4 я оценила свой уровень базовым, так как я считаю, что способна организовывать и проводить психологическое просвещение, осуществлять психолого-педагогическую диагностику, организовывать и проводить психологическое консультирование, но моих знаний и умений не достаточно на продвинутый уровень.
Самоанализ выраженности профессиональных компетенции на начало практики показал, что я готова осуществлять социальное взаимодействие, так же я готова к участию в реализации программ развития и воспитания обучающихся.
Так же, самоанализ выраженности профессиональных компетенций на начало практики показал, что я готова, но не достаточно знаю основы для того, чтобы организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся.
Психолого-педагогическое исследование климата в школьном коллективе.Социометрия
С целью изучения психологических особенностей подростков с разной склонностью к социальным девиациям, было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Данное исследование было проведено на базе МАОУ СШ № 143 имени героя Советского Союза А.В. Тимошенко, г. Красноярск. В исследовании приняло участие 23 подростков среднего школьного возраста (14-15 лет). 13 девушек и 10 юношей, учащихся 7 класса.
Были использованы следующие методики исследования:
1) Методика «Социализация» (Дж. Морено);
2) Методика диагностики «Тест уровня школьной тревожности» (Б.Е. Филлипса);
3) Методика диагностики «Способности школьника» (Резапкина Г.В.)
4) Методика диагностика «Тест на темперамент школьника» (Стурова Е.А.)
5) Проведены упражнения на снижение тревожности у школьников (Ещенко В.Г.).
Кратко охарактеризуем каждую из методик.
1. Методика Дж. Морено предназначена для диагностики межличностного и межгруппового отношения подростков.
Цель диагностики: измерение степени сплоченности или разобщенности в группе, выявление «лидеров» группы и «отвергнутых» этой группой, определение микрогрупп внутри данной группы и ее явного лидера.
Участникам исследования было предложено ответить на пять вопросов, на которые они должны были ответить искренне, индивидуально, не торопясь.
При проведении социометрии участникам опроса был предложен со¬циометрический тест:
1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
Результаты полученных данных представлены в виде матрицы (табл. 1)
2. Методика диагностики «Тест уровня школьной тревожности» (Б.Е. Филлипса);
Тестирование проводилось в виде заполнения бланка с вопросами, ответами на которые являются знаки «+» - положительный ответ, «-» - отрицательный ответ, всего – 58 вопросов. Ключ к тесту представлен в таблице 3.
Цель теста: выявление уровня тревожности школьников, для определения методов снижения тревожного поведения в коллективе класса и школе.
Тестовые вопросы:
1. Есть ли у тебя трудности в общении с классом?
2. Возникает ли волнение при выполнении проверки твоих знаний?
3. Возникают ли трудности в работе в классе?
4. Бывают ли у тебя сновидения, в которых учитель ругает тебя за невыполненное задание?
5. Бывали ли случаи рукоприкладства по отношению к тебе в школе?
6. Бываете ли, что ты мысленно оттягиваешь момент изучения новой темы?
7. При выполнении задания, испытываешь ли ты страх?
8. Боишься ли ты ошибиться с высказыванием ответа, версии на уроке?
9. Во время ответа на уроке, ощущаешь ли ты дрожь в теле?
10. Являешься ли ты объектом всеобщей насмешки в школе?
11. Бывает, что учитель намеренно занижает оценки?
12. Беспокоишься ли ты о благополучном переходе в следующий класс?
13. Ты отстраняешься от игр, которые предполагают выбор напарника?
14. Случается ли оцепенение тела во время ответа у доски?
15. Бывает ли, что твои желания в деятельности не соответствуют окружающим?
16. Испытываешь ли ты чувство страха перед заданием?
17. Возникает ли трудность в получении отметок, тех, что ожидают твои близкие?
18. Испытываешь ли ты страх, что твое самочувствие резко ухудшится в классе?
19. Как ты считаешь, будет ли ошибка, допущенная тобой, причиной насмешек класса?
20. Ты отличаешься от сверстников?
21. Возникает ли чувство беспокойства за выполненную классную работу?
22. Сомневаешься ли ты в качестве своего освоения материала?
23. Бывают ли у тебя сновидения, в которых ты не можешь выполнить задания учителя?
24. Все ли ребята в классе дружелюбны по отношению к тебе?
25. Зависит ли качество выполненной тобою работы от мнения других?
26. Является ли для тебя важным отсутствие волнения при ответе на вопросы учителя?
27. Ты можешь отстаивать свое мнение без страха?
28. Учащается ли твое сердцебиение во время опроса учителя?
29. Зависит ли твое отношение к учителю от мнения одноклассников?
30. Комфортно ли тебе в общении с ребятами в классе?
31. Случаются ли обидные ситуации в классе?
32. Отношение учителя зависит от успеваемости?
33. Много ли одноклассников обращаются к тебе?
34. Случались ли ситуации, в которых тебе было неловко?
35. Хочешь ли ты изменить отношение педагогов к себе?
36. Мама участвует в твоей школьной жизни?
37. Мнение других является важными для тебя?
38. Стремишься ли ты к совершенствованию знаний?
39. Твоя одежда соответствует другим?
40. Чужое мнение важно для тебя на уроке?
41. Как ты считаешь, особенные ли успевающие ученики?
42. Тебе завидуют?
43. Все ли устраивает тебя в отношениях со сверстниками?
44. Комфортно ли тебе беседовать с педагогом?
45. Является ли твой внешний вид причиной для обсуждения?
46. Есть ли ощущение, что ты чрезмерно переживаешь за школьную жизнь?
47. Есть ли досадное чувство вовремя неправильного ответа?
48. Волнует ли тебя грядущий школьный день?
49. От волнения теряешься ли ты в знаниях
50. Испытываешь ли ты дискомфорт во время выполнения работы на уроке?
51. Задания учителя затрудняют?
52. Ты испытываешь страх при контрольной работе?
53. Может ли быть такое, что от страха не выполнишь задание?
54. Волнуют ли тебя достижения других?
55. Есть ли ощущение, что тебе сложнее дается предмет?
56. Перед уроками испытываешь ли ты страх?
57. Уверен ли ты в своих ответах на вопросы?
58. Работа у доски вызывает страх?
Получение полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности с помощью характеристик.
1. Общая тревожность в школе — состояние, в котором находится ученик на протяжении всего школьного дня.
2. Переживания социального стресса — общение с одноклассниками, вызывающее определенные чувства.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — трудности в общении с одноклассниками, которые влияют на весь образовательный процесс.
4. Страх самовыражения — закомплексованность в общении со сверстниками и учителем.
5. Страх ситуации проверки знаний — возникновение отрицательного чувства при выполнении контрольной работы.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — зависимость от мнения других.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — воздействие окружающих на общее эмоциональное состояние.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — отсутствие связи ученик-учитель.
Результаты обследования школьников в виде диаграммы представлены в рисунке 2.
По результатам диагностики выявлено: у девяти человек имеется повышенный уровень тревожности, высокий уровень выявлен у семерых человек, и так же, у семерых – уровень тревожности находится в пределах нормы.
Данные результаты являются основанием для подбора и проведения упражнений на снижение уровня тревожности у школьников.
3. Методика диагностики «Способности школьника» (Резапкина Г.В)
Цель диагностики: определение способностей школьников для корректного подбора индивидуального задания.
Опрашиваемым школьникам выдаются разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный, и знак «–» при отрицательном ответе, приведены в таблице 5. Содержание вопросов зачитывается педагогом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - 8-е изд. – Москва: Академический проект, 2013, - 496 с.
2. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. — 2013 — № 2 — С. 168-175.
3. Артюхов А.В. Профориентация как процесс профессионального самоопределения школьников / А.В. Артюхов, А.Л. Колтунов // Успехи современной науки. – 2016 – Т. 9 – №11.
4. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды / И. А. Баева // Профессиональное образование. Столица. – 2016 – №
5. Белова Л.В. Роль самооценки и самокомпенсации в саморазвитии личности старшеклассника//Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. –2014 - № 6
6. Бородовская,Н. В. Вызовы времени и новые моделиразвивающей образовательной среды / Н. В. Бородовская // Человек и образование. –2013. –
7. Васильева, Н. Н. Психологическая безопасность-основа эффективности образовательного процесса: мониторинг в школах / Н. Н.Васильева; интервьюер О. Галузина // Нарконет. – 2015 – № 10
8. Вахрушева, И. Стоя на одной ноге: как подростки решают проблемы / И. Вахрушева // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. — 2014 — № 10 (143). — С. 36-37.
9. Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. - Москва: Академический Проект, Гаудеамус, 2013, - 208 с.
10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? Москва: Профиздат, 2014 196 с.
11. Галеева, Н. Л. Анализ ресурсов школьной образовательной среды обеспечивающих становление и развитие личностных образовательных результатов / Н. Л. Галеева // Педагогическое образование и наука. –2013.- 241 с.