Фрагмент для ознакомления
2
План профилактических мероприятий на 3 месяца по запросу ОО
Разработка плана циклограммы просветительской деятельности педагога-психолога с родителями подростков.
Конспект профилактического мероприятия
Конспект занятий по снижению тревожности школьников
Знакомство. Представление программы.
Цели: дать возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим; представить цели и задачи программы; создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.
Заметки ведущего
Вам будет легче установить доверительные, поддерживающие отношения в коллективе, если вы свободно выражаете свои чувства, предлагаете поддержку, подчёркиваете важность соблюдения установленных правил в коллективе, используете спортивные ситуации, проявляете творческий подход.
Знакомство
Ведущий представляет себя и предлагает участникам представиться:
назовите свое имя, скажите несколько слов о себе, о том, чего вы ждете от занятий. Для облегчения знакомства можно использовать любые игровые методы.
Доставка программы.
Ведущий рассказывает о программе, знакомит участников группы с целями и задачами.
Эта программа направлена на то, чтобы участники лучше узнали себя, поняли свои способности, приобрели навыки для успешного преодоления проблем, развития своих личных ресурсов и установления отношений с окружающими людьми. Он поможет вам научиться укреплять свое физическое и психическое здоровье, эффективно и рационально решать возникающие проблемы, избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ, мешающих развитию человека, вызывающих стойкую зависимость и множество негативных физических, психических и социальных последствий. .
В ходе работы будут обсуждаться многие аспекты жизни. Поэтому отношения в группе должны быть полностью надежными. Важно создать поддерживающую атмосферу, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно, честно и открыто для общения.
Установить правила работы в команде.
Ведущий предлагает участникам разработать правила работы в группе. Во-первых, он приводит общепринятые принципы.
Полная конфиденциальность информации, полученной от группы.
Открытость и честность.
Способность свободно выражать свои мысли, идеи, чувства, как хорошие, так и плохие.
Участие, работа, заинтересованность всех членов команды, ответственность за выполнение всех заданий и домашних заданий.
Посещение всех занятий обязательно без опозданий.
Участвовать в создании и поддержании теплой, дружеской атмосферы в группе, чтобы каждый участник мог рассчитывать на помощь и сочувствие других во время занятий, несмотря на разногласия.
Затем участники проводят мозговой штурм и записывают свои дополнения на бумаге. Из них принимаются те, которые удобны большинству членов группы.
4. Ориентация на групповой рабочий процесс.
Ведущий объясняет, что в ходе занятий участники получат и поймут новые знания, и что очень важно, в группе будет выработана особая система взаимоотношений, основанная на понимании и поддержке. Ситуации групповой работы способствуют развитию важнейших личностных качеств и навыков.
Рекомендации педагогам по профилактике девиантного поведения
Советы классному руководителю, педагогам
Трудному подростку постоянно нужна помощь, нужно помогать ему в учебе, выполнении заданий, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
Помогайте и систематически контролируйте, опираясь на класс активов.
Всесторонне изучить личность подростка, узнать его таланты, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
Будьте активны по отношению к трудному подростку, никогда не обвиняйте его в том, в чем его вина не доказана.
Критика подростка должна быть конкретной, по делу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не добавляя.
При осуждении подростка за проступок, неблаговидный поступок нужно проявлять уважение к личности учащегося.
Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще больше затрудняет общение с ним.
Будьте оптимистичны и открыто выражайте надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективу позитивных перемен.
Конспект родительского собрания по своевременному выявлению и нивелированию факторов риска возникновения отклоняющегося поведения
В психопрофилактике и преодолении тревожности происходит ориентация и разработка соответствующих методов для реализации и удовлетворения основных социогенных потребностей детей этого возраста. При этом работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей не должна быть малой задачей, она должна быть направлена на развитие личности и повышение работоспособности подростка, но в то же время ориентироваться на эти условия среды и особенности развития. определенный возраст может быть прямой или косвенной причиной его беспокойства.
По мнению А.М. Для прихожан как профилактическая, так и реабилитационная работа должны включать 3 взаимосвязанных направления:
1) психологическое просвещение взрослых о ребенке раннего возраста - родителей и педагогов, разъяснение им причин и последствий беспокойства; обучение взрослых, как преодолеть тревожность у детей (важнее для родителей, педагогов), как помочь детям понять, как преодолеть тревожность;
2) непосредственная работа с молодежью.
Профилактическая работа должна быть направлена, во-первых, на увеличение тех зон, с которыми связан «возрастной пик» тревожности, при мыслительной обработке, помимо «возрастного пика» - в «уязвимой» зоне, характерной для определенного ребенка, подростка;
3) работать над созданием подходящей психической среды, подходящей для развития ребенка, чувства защищенности ребенка, доверия между людьми.
Важным моментом в предупреждении и преодолении тревожности является выработка эффективных моделей поведения в самых сложных для человека ситуациях.
Ничего важного в психопрофилактике и преодолении тревожности в подготовке детей к новым ситуациям нет, т.е. снижение неопределенности ситуации подробным рассказом о ней, обсуждением возможных трудностей, обучением уместному, позитивному поведению в ней. В наиболее ответственных ситуациях (например, на повторных экзаменах) рекомендуется проводить «игру» заранее.
Позиция психолога по отношению к ребенку и подростку играет важную роль в реализации всех программ. Как А.И. Захарова, опыт работы подтверждает важность изменения места психолога в процессе реализации программ - от активной роли, даже авторитета, до роли равноправного партнера и незримого наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется с большой открытостью, для объяснения маленькому ребенку смысла психического поведения в определенной ситуации.
Важным моментом в профилактике и преодолении тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком и подростком «двигательной свободы», пластика движений. Данную часть работы рекомендуется выполнять с помощью учителей соответствующих предметов (ритмистика, физкультура и др.).
В целом анализ данных показывает, что для повышения эффективности психопрофилактики и коррекции во многих случаях необходима «экологическая обработка», как семейная, так и школьная. Эта подготовка, очень важная в подростковом возрасте, остается важной и в более поздние периоды развития.
В своей работе мы опирались на принципы групповой работы по вопросам профилактики и лечения высокого уровня тревожности у молодых людей.
В задаче развития эмоционального состояния подростка можно выделить два аспекта:
1. Упражнение на управление своей страной - самоуправление странами (это особая деятельность ребенка, направленная на изменение сложившейся ситуации (критической ситуации), которая рассматривается ребенком как нечто плохое, неприятное, трудное) [Крюкова, Слободяник, 2007]. Преодоление этой негативной ситуации (тревоги, страха) осуществляется путем разрушения этой ситуации или ее изменения.
2. Упражнения, направленные на помощь в контроле своего эмоционального состояния. Эту программу упражнений проводит специалист - психолог. Наиболее эффективны для молодежи формы работы в группах. В психотерапевтических группах цели часто связаны с ростом самосознания и самооценки участников с целью коррекции или предотвращения серьезных эмоциональных нарушений, основанных на изменениях в сознании и поведении.
Обычно по мере роста группы первоначальные цели, такие как снижение тревожности и устранение болезненных форм депрессии, становятся межличностными целями, обусловленными желанием соединиться с другими членами, чтобы установить с ними соответствующую эмоциональную связь. В динамической группе индивидуальные цели могут меняться и изменяться на протяжении всего группового обучения.
Консультирование родителей и их контакты
Вывод: На данном этапе успешно осуществлено снятие ментального барьера в общении и поведении между клиентом и психологами, что способствовало симпатии, психологической безопасности, раскрепощению на уровне клиента.
Внешность, выражение лица, голос тоже вносят в это свои дополнения.
Основная трудность в создании необходимой душевной атмосферы, поэтому мать была занята и удивлена самой ситуацией и ожидаемыми результатами. Проблема была решена после нескольких минут общения с клиентом.
Мать должна плавно приступить к проведению психологического исследования под названием «семейная социометрия». В этот момент были сделаны практические предложения, чтобы объяснить это. Это приняло форму беседы. Каждый пункт консультации поясняется, организуется с учетом вопросов, заданных клиентом.
Анализ проведения мероприятия «Разговоры о важном»
Для снижения уровня тревожности педагогу необходимо выполнить несколько задач:
- по возможности - установление дружеских, непредвзятых отношений с детьми;
- уменьшить частоту использования отрицательных стимулов при выполнении ученической деятельности, использование положительных стимулов;
- содействие самовыражению и самораскрытию ребенка;
- мотивация успеха;
- по возможности не использовать ситуации для сравнения учащихся друг с другом;
- снижение важности момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний крайней важности, «запугивание накануне», публикация ответов).
Проведение коррекционно-развивающей работы по снятию симптомов и проявлений школьной тревожности: формирование навыков поведения в ситуациях, вызывающих тревогу, развитие уверенности в себе, укрепление уверенности в себе, развитие навыков межличностного общения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
2. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
3. Прохоров Р. Е. Влияние стресса на особенности поведения в старшем школьном возрасте /Р.Е. Прохоров //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 106-112.
4. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
5. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Кто он? Штрихи к портрету // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.
6. Дичев В.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. - М., 1976.
7. Зак, А. 3. Развитие и диагностика мышления подростков и
старшеклассников / A. 3. Зак. - М.: Изд-во ПИ РАО, 2010.
8. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2016. - 256 c.
9. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Б.Н. Чумаков. – М.: ПО России, 2004. - 416 c.
10. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. – М.: КноРус, 2016. - 112 c.