Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Место прохождения практики:ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Студенческая научно-исследовательская лаборатория «Формирование исследовательской компетентности в сфере социальной работы»
Цель практики – систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования освоение методики проведения всех этапов научно-исследовательских работ.
Задачами учебной практики являются:
1. формирование комплексного представления о специфике исследовательской деятельности в области экономики, права, организации и управления в социальной работе;
2. формирование навыков применения современной методологии научного исследования;
3. формирование знаний и умений по овладению методами и методиками научного познания, исходя из задач конкретного исследования;
4. формирование умения сбора, анализа и обработки научной информации и полученных результатов исследования по проблемам социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях современными методами.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Обзор литературных источников по теме: «Профилактика межличностных конфликтов среди пожилых проживающих в стационарных учреждениях»
Актуальность изучаемой проблемы обусловливает к ней огромный научно-исследовательский интерес. Главное в разработке феноменологических аспектов внешнего научного конфликта разных методов (А. Адлер, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин, Р. Ланг, Н. Миллер, Дж. Морено). , К. Томас, В. Франкл, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
Природа социально-психологии и значение конфликтов между людьми отражены в ряде работ отечественных и зарубежных психологов и социологов (А.Я. Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т. С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин и многие другие).
1.2. Реферативный обзор по исследовательскому вопросу магистерской
диссертации
Рассмотрим следующие вопросы:
1. Межличностные конфликты в стационарных учреждениях для престарелых: сущность и факторы.
Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, - это пожилые люди, представляющие собой своеобразную общность людей, вынужденно объединенных схожими условиями жизни.
Жизненная реальность клиентов домов престарелых характеризуется следующими чертами:
• монотонный образ жизни;
• ограниченные связи с внешним миром;
• бедность впечатлений;
• скученность, нехватка жилой площади;
• зависимость от персонала;
• ограниченные возможности трудоустройства;
• ограниченное жилое пространство;
• отсутствие бытового комфорта;
• психологическая несовместимость жителей;
• официальное отношение персонала;
• регулирование деятельности социального института [58].
Все эти негативные условия проживания в интернате могут служить конфликтогенами и провоцировать межличностные противоречия.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные черты, которые заключаются в следующем:
1. В межличностных конфликтах люди противостоят друг другу непосредственно, здесь и сейчас, на почве столкновения своих личных мотивов. Противники сходятся лицом к лицу.
2. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений.
3. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлено демографическими и индивидуально-психологическими особенностями. Так, для женщин конфликты, связанные с личными проблемами, у мужчин - с профессиональной деятельностью [9].
Таким образом, конфликт между людьми может быть выражен как противопоставление, существующее между людьми, исключающее их интересы и цели, и проявляющееся через призму индивидуальных особенностей.
Рассмотрим развитие межличностного конфликта. Каждый человек в обществе отстаивает свое мнение и интересы, отстаивая права на свои интересы и позиции. Кроме того, есть цели, к достижению которых стремится этот человек. В ходе этого люди должны соединиться, выработать модель общения и общения на разных уровнях (профессиональном, дружеском, интимном). Если в образе мышления другого человека есть препятствие, возникнет конфликт.
В пути развития конфликтов в межличностных отношениях можно выделить множество признаков:
• непреодолимое желание доказать свою правоту - человек старается обосновать свое мнение как приведением реальных причин и факторов, так и обесцениванием доводов собеседника;
• эмоциональная привязанность – конфликт сопровождается яркими аффективными реакциями, которые трудно контролировать;
• предвзятость в отрицательности альтернативного решения - мнение о том, что собственное суждение является единственно правильным, заставляет усомниться в правильности решения оппонента и не позволяет разрешить противоречие обычным путем, еще более усугубляя ситуацию.
Наиболее распространенными причинами, приводящими к возникновению конфликтных ситуаций в межличностном общении, могут быть следующие:
• унижение личности партнера, негативная оценка его действий, поступков;
• подчеркивание разницы между вами и вашим партнером, причем эта разница направлена на переоценку собственных достоинств и недооценку достоинств другого;
• недооценка вклада партнера в общее дело;
• стремление рационально обсудить проблему, игнорируя ситуацию партнера, если у вас возникнет сильное негативное чувство;
• Неполное понимание или нежелание понять партнера, отсутствие эмоциональной связи с ним.
Эти пять возможных позиций в партнерских отношениях можно определить как конфликтную ситуацию, которая может привести к конфликту. Взятые в целом, они составляют важнейший фактор, определяющий сотрудничество двух или более людей. Их необходимо назвать ситуацией, они выполняют работу описываемого без сотрудничества, выявляют внешние условия и обстоятельства по отношению к данному человеку, что приводит к возникновению конфликтной ситуации в человеческих отношениях.
1.3. Рецензия на статью «Профилактика межличностных конфликтов среди пожилых проживающих в стационарных учреждениях».
РЕЦЕНЗИЯ
на статью обучающегося магистратуры ВУЗ Кафедры социологии и психологии.
Ф.И.О.
«Профилактика межличностных конфликтов среди пожилых проживающих в стационарных учреждениях».
В статье рассматриваются вопросы теоретических основ профилактики межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, выявление факторов межличностных конфликтов и проблем их профилактики в центре для престарелых и инвалидов, обосновывается утверждение о предположение о том, что профилактика межличностных конфликтов в условиях центра для престарелых и инвалидов будет успешной при соблюдении ряда условий:
- организация совместного проживания получателей социальных услуг, осуществляемая с учетом индивидуально-психологических качеств личности, исходя из их психологической совместимости;
- осуществление адресных мероприятий по созданию благоприятного психологического климата среди получателей социальных услуг;
- функционирование постоянных объединений и временных коллективов пожилых людей в целях организации активного отдыха;
- использование групповых форм работы (социально-психологического тренинга) для формирования умения конструктивно разрешать возникающие межличностные противоречия и предупреждать межличностные конфликты. Исследуются межличностные конфликты в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов.
2. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВВВЕДЕНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы магистерской работы обусловлена тем, что формулирует необходимость поиска путей совершенствования деятельности по предотвращению конфликтов между людьми в учреждениях для престарелых.
Объектом исследования являются межличностные конфликты в стационарных учреждениях для престарелых.
Предметом исследования – специфика профилактики межличностных конфликтов в условиях стационарных учреждений для престарелых.
Цель – выявить специфику межличностных конфликтов в условиях стационарных учреждений для престарелых и разработать программу социально-психологического тренинга по профилактике межличностных конфликтов пожилых.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы профилактики межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых;
- выявить факторы межличностных конфликтов и проблемы их профилактики в стационарных учреждениях для престарелых;
- разработать программу социально-психологического тренинга профилактики межличностных конфликтов «Ребята, давайте жить дружно!».
Гипотеза исходит из того, что профилактика межличностных конфликтов в домах престарелых будет успешной при соблюдении ряда условий:
- социальная организация получателей социальных услуг, которая осуществляется с учетом психических особенностей каждого человека, исходя из их психической установки;
- осуществление мероприятий, направленных на формирование позитивного настроя у получателей социальных услуг;
- деятельность постоянных объединений и временных групп взрослых, способствующих продуктивному отдыху;
- использование видов групповой работы (социально-психологического тренинга) для формирования умения эффективно разрешать противоречия молодежи и предотвращать человеческие конфликты.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе геронтологического центра для проживающих пожилых и инвалидов.
Респондентами массового опроса стали получатели социальных услуг в количестве 35 человек, в качестве экспертов - работники, оказывающие социальные услуги пожилым людям в условиях гериатрического центра (15 специалистов).
4. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: «Профилактика межличностных конфликтов среди пожилых проживающих в стационарных учреждениях».
С целью выявления причин межличностных конфликтов и необходимых методов профилактики межличностных конфликтов в условиях центра для престарелых и инвалидов мы провели социальное исследование «Проблемы профилактики межличностных конфликтов для престарелых и инвалидов».
Были получены следующие результаты:
Основные причины конфликтности в системе социального обслуживания, названные экспертами, можно разделить на несколько групп (респонденты могут назвать множество причин, поэтому их сумма превышает 100%):
- черты личности участников конфликта (61%) - психологические проблемы и психические расстройства получателей социальных услуг, недоверчивость, конфликтность, упрямство, амбициозность как черты характера, плохое поведение, грубость, неумение слушать и слышать собеседник и др. ;
Барьеры в общении (49%) - отсутствие необходимой информации или ее срыв, непонимание общения, невозможность установить продуктивную коммуникацию с другой стороной, неприязнь к сотрудничеству, неуважительное отношение, равнодушие к собеседнику, нежелание сотрудничать, неудовлетворенность сотрудничеством , нежелание идти на компромисс и т.д. и т. д. д.;
- недостаточная работоспособность работника (17%) - некомпетентность, нелюбовь к своей работе; нарушение кодекса поведения, несоблюдение правил толерантности, конфиденциальности и т. д.; неудовлетворенность получателя количеством и качеством предоставляемых услуг; нарушение стандартов обслуживания; необоснованный отказ в предоставлении услуг; своевременное оказание услуг; личные проблемы, которые работник принес на работу; опоздание к получателю услуг; грубость, невнимательность; неспособность найти индивидуальный подход к получению услуг; усилия по переходу от технологий к межличностным отношениям; низкий уровень культуры сотрудников; отсутствие опыта работы и др.;
- нерациональная организация работников (27%) - непоследовательность в действиях специалистов, разлад в коллективе, накопление мелких нерешенных проблем, перерастающих в большой спор, скученность рабочих, нехватка времени, усталость, нечеткие инструкции, сроки выполнения задач, и т. д.
- конфликтные ситуации (43%) – чрезмерные потребности получателя социальных услуг, выходящие за рамки должностных обязанностей работника; неспособность сосредоточиться на одном получателе услуг за счет других; тяжелое положение лица, получающего социальные услуги; бытовой конфликт; негативное отношение и самочувствие; отказ получателя услуг от понимания и признания неправомерности своих потребностей; нежелание принимать изменения в социальных службах и т. д.
Несомненно, перечисленные причины были отобраны и классифицированы по многим критериям. На самом деле они тесно связаны и, как правило, приводят к серьезным конфликтам. Более того, сочетание нескольких причин может порождать новые причины конфликта. Многое зависит от личных особенностей участников сотрудничества, внешних условий. Одни и те же люди в разных ситуациях под влиянием разных причин могут вступать в конфликт или, наоборот, находить выход из конфликта.
По мнению получателей социальных услуг, наиболее часто конфликты, возникающие в центре, вызваны следующими причинами: неудовлетворенные потребности (еда, отдых, сон, комфорт и др.) - 72% специалистов, наличие противоречивых желаний, идеи, ценности, потребности, нравы - 66 %, неудовлетворение потребностей (с важностью личности "Я", с положительными чувствами, помощью, пониманием, поддержкой, дружбой, интересными развлечениями и др.) - 48 %, необычное поведение люди в определенных ситуациях, борьба за лидерство 54 %, несоответствие ожиданий и реального положения дел в доме проживания 32 %, ограничение свободы труда, действий, самовыражения «жителей» квартиры - 43 %, психическая несовместимость людей 42%, пристрастие других «жителей» к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, курение и др.) нарушение правил проживания в квартире «жителей» 5%. Различные виды «трудового вмешательства в отношения и «Ненадлежащее выполнение работниками своих обязанностей» не были выбраны ни одним из респондентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авербух, Е.С. Нарушения когнитивных функций в позднем возрасте [Отрывок] / Е.С. Авербух. - М. 2015. - 285 с.
2. Авидон, И., Гончукова, О. Обучение сотрудничеству в конфликте [Текст]: подготовка и поведение / И. Авидон, О. Гончукова - СПб. Петербург: Речь, 2008.
3. Александрова М.Д. Социальные проблемы и психофизиологическая геронтология [Текст] / М.Д. Александрова – Новгород: Новгородский центр социальных технологий, 2015. – 156 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Отрывок] / Ю.Е. Алешин. -Эд. 2-й. - М.: Класс, 1999. - 208 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Отрывок]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Единство. - 1999. - 551 с.
6. Болл, Г.А. Понятие адаптации и его значение в психологии личности [Отрывок] / Г.А. Статья // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 31-46.
7. Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум [Текст] / Н.Ф. автобус. - Кострома: КГУ им. В. Некрасова, 2015. - 418 с.
8. Белоконь О.В. Современные проблемы пожилых людей в России [Текст] / О.В. Белоконь. - СПб: Эскулап, 2012. - № 1. 1. 17. - С. 80-95.
9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые занимаются спортом. Психология судьбы человека [Текст] / Э. Берн. - СПб.: Выступление. - 1992 г.
10. Болтенко В.В. Особенности взаимоотношений людей в пожилом возрасте [Текст] / Под ред. Портнова. - М. 2012. - С. 163-167.
11. Бондаренко, И.Н. Новые идеи в сфере социального обслуживания пожилых людей [Текст] / И.Н. Бондаренко // Психология зрелости и старения. - 2013. - № 3. - С. 87-125.
12. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Примечание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск. - 1989 г.
13. Гаврилова Е.В. Программа социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому [Текст] / Е.В. Гаврилова // - Социальные услуги. - 2012. - № 1. - С. 57-94.
14. Горбушина О. П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми [Текст] / О. П. Горбушина // Журнал прикладной психологии. - 2014. - № 2. - С. 63-68.
15. ГОСТ Р 52495-2005 2.1.14 Социальное обслуживание граждан. Условия и положения. - М.: Стандартинформ, 2006.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришин. - Санкт-Петербург: "Питер". - 2000 - 464 с.
17. Дементьева, Н.Ф. Общение как один из способов работы в пожилом возрасте [Текст] / Н.Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. - М.: ЦИЕТИН, 2012. - № 1. 1. 4. - С. 63-66.
18. Эгидес А.П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми [Текст] / А.П. Эгидес.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 2003. - 368 с.
19. Емельянов С.М. Практикум по контррейнологии [Отрывок]: методика преподавания. соглашение. - /СМ. Емельянова - ул. СПб: Питер, 2001. - 349с.
20. Заплетина, Н.И. Социальный работник и пожилой клиент: поле конфликта [Текст] / Н.И. Заплетина // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 43-47.
21. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг [Текст] / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящев. - Л.: Изд-во ЛГУ. -1990.
22. Здоровцова М.А. Ценностные ориентации как главный фактор успешности психической адаптации взрослых [Текст] / М.А. Здворцова // Психология зрелости и старения. - М. - 2015. - № 1. 1. 4. - С. 49-55.