Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вид практики: производственная
Тип практики: педагогическая
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» Направленность (профиль): «Психология образования».
Сроки прохождения практики: с 13 марта 2023 г. по 09 апреля 2023 г.
Отчет предоставляется не позднее 10 мая 2022 г. руководителю-методисту от УрГПУ.
Форма обучения: очная.
Способ проведения: стандартом не установлен.
Формы проведения: непрерывно.
Цель прохождения практики – способствовать освоению обучающимися профессиональных компетенций в области профилактики возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии всех субъектов образования, в т.ч. уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации.
Анализ теоритеческих источников по теме «Выявление и профилактика факторов риска отклоняющегося поведения»
Одной из главных проблем человеческого разума является состояние тревожности. Это состояние возникает у человека в ответ на стресс или раздражение в любой ситуации, реальной или вымышленной.
Это распространенное явление имеет множество характеристик, поэтому очень сложно определить, с какого периода развития человека следует начинать анализ необходимых факторов возникновения и проявления тревоги.
Диагностика отклоняющегося поведения у обучающихся
Для психодиагностики тревожности подростков была подобрана методика: «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан).
Назначение теста: определение уровня личной тревожности.
Рис.1. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Магическая тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)
Мы видим, что 43,75 % испытуемых в группе здоровых подростков и 12,5 % подростков с БА показали, что им не свойственно состояние «магической тревоги», что также может свидетельствовать о защитных реакциях. В группе здоровых подростков нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, отмечен у 12,5% испытуемых; эта позиция не была обнаружена у подростков с БА. Несколько повышенный уровень тревожности обнаружен у 37,5% подростков с БА и у 25% здоровых подростков. Отчетливо повышенный уровень тревожности по этой подшкале был обнаружен у 18,75% испытуемых в группе здоровых подростков и у 12,5% подростков с БА. Очень высокий уровень проявления тревожности отмечен у 37,5% испытуемых и только в группе подростков с БА. Этот уровень тревожности относится к группе риска. Вероятнее всего, у этих испытуемых высокий уровень проявления «магической тревожности» носит «культивируемый» характер на фоне проявления общей тревожности, что можно увидеть в данных, обнаруженных нами в ходе исследования.
Конспекты профилактических мероприятий
Конспект занятий по снижению тревожности школьников
Занятие 1
Знакомство. Представление программы.
Цели: дать возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим; представить цели и задачи программы; создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.
Заметки ведущего
Вам будет легче установить доверительные, поддерживающие отношения в коллективе, если вы свободно выражаете свои чувства, предлагаете поддержку, подчёркиваете важность соблюдения установленных правил в коллективе, используете спортивные ситуации, проявляете творческий подход.
Знакомство
Ведущий представляет себя и предлагает участникам представиться:
назовите свое имя, скажите несколько слов о себе, о том, чего вы ждете от занятий. Для облегчения знакомства можно использовать любые игровые методы.
Доставка программы.
Ведущий рассказывает о программе, знакомит участников группы с целями и задачами.
Эта программа направлена на то, чтобы участники лучше узнали себя, поняли свои способности, приобрели навыки для успешного преодоления проблем, развития своих личных ресурсов и установления отношений с окружающими людьми. Он поможет вам научиться укреплять свое физическое и психическое здоровье, эффективно и рационально решать возникающие проблемы, избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ, мешающих развитию человека, вызывающих стойкую зависимость и множество негативных физических, психических и социальных последствий. .
В ходе работы будут обсуждаться многие аспекты жизни. Поэтому отношения в группе должны быть полностью надежными. Важно создать поддерживающую атмосферу, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно, честно и открыто для общения.
Установить правила работы в команде.
Ведущий предлагает участникам разработать правила работы в группе. Во-первых, он приводит общепринятые принципы.
Полная конфиденциальность информации, полученной от группы.
Открытость и честность.
Способность свободно выражать свои мысли, идеи, чувства, как хорошие, так и плохие.
Участие, работа, заинтересованность всех членов команды, ответственность за выполнение всех заданий и домашних заданий.
Посещение всех занятий обязательно без опозданий.
Участвовать в создании и поддержании теплой, дружеской атмосферы в группе, чтобы каждый участник мог рассчитывать на помощь и сочувствие других во время занятий, несмотря на разногласия.
Затем участники проводят мозговой штурм и записывают свои дополнения на бумаге. Из них принимаются те, которые удобны большинству членов группы.
4. Ориентация на групповой рабочий процесс.
Ведущий объясняет, что в ходе занятий участники получат и поймут новые знания, и что очень важно, в группе будет выработана особая система взаимоотношений, основанная на понимании и поддержке. Ситуации групповой работы способствуют развитию важнейших личностных качеств и навыков.
Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися группы риска
Вывод: Для учащегося характерны несформированность образовательных потребностей, низкая социальная активность, а так же тревожность по поводу дальнейшего будущего.
Выбор учебы в 10-м классе связан с откладыванием решения о дальнейшем жизненном пути, избеганием самоопределения и страхом не правильного выбора.
Информирование родителей по своевременному выявлению и нивелированию факторов риска возникновения отклоняющегося поведения у обучающихся
Вывод: На данном этапе успешно осуществлено снятие ментального барьера в общении и поведении между клиентом и психологами, что способствовало симпатии, психологической безопасности, раскрепощению на уровне клиента.
Внешность, выражение лица, голос тоже вносят в это свои дополнения.
Основная трудность в создании необходимой душевной атмосферы, поэтому мать была занята и удивлена самой ситуацией и ожидаемыми результатами. Проблема была решена после нескольких минут общения с клиентом.
Мать должна плавно приступить к проведению психологического исследования под названием «семейная социометрия». В этот момент были сделаны практические предложения, чтобы объяснить это. Это приняло форму беседы. Каждый пункт консультации поясняется, организуется с учетом вопросов, заданных клиентом.
Также подробно разъясняются все пункты рекомендаций. Сложность заключалась в том, что мать не прислушалась к рекомендациям, которые были даны, и осталась при своем мнении о сложившейся ситуации.
Психолог-консультант укрепляет уверенность клиента в том, что его проблема обязательно будет решена. Применяются убеждение, консультирование, эмоциональная стимуляция и ряд других приемов.
Сложность в том, что клиент боялся, что эти внушения помогут, а может, ожидал положительного действия сразу, т.е. решить проблему.
Возможно, на этом этапе необходимо дать больше силы советам, уверенности.
Таким образом, достигнута заброшенная цель консультации, даны рекомендации, девочка поставлена под наблюдение дополнительного динамика развития психолога.
Рекомендации для участников образовательных отношений по профилактике девиантоного поведения обучающихся
В психопрофилактике и преодолении тревожности происходит ориентация и разработка соответствующих методов для реализации и удовлетворения основных социогенных потребностей детей этого возраста. При этом работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей не должна быть малой задачей, она должна быть направлена на развитие личности и повышение работоспособности подростка, но в то же время ориентироваться на эти условия среды и особенности развития. определенный возраст может быть прямой или косвенной причиной его беспокойства.
По мнению А.М. Для прихожан как профилактическая, так и реабилитационная работа должны включать 3 взаимосвязанных направления:
1) психологическое просвещение взрослых о ребенке раннего возраста - родителей и педагогов, разъяснение им причин и последствий беспокойства; обучение взрослых, как преодолеть тревожность у детей (важнее для родителей, педагогов), как помочь детям понять, как преодолеть тревожность;
2) непосредственная работа с молодежью.
Профилактическая работа должна быть направлена, во-первых, на увеличение тех зон, с которыми связан «возрастной пик» тревожности, при мыслительной обработке, помимо «возрастного пика» - в «уязвимой» зоне, характерной для определенного ребенка, подростка;
3) работать над созданием подходящей психической среды, подходящей для развития ребенка, чувства защищенности ребенка, доверия между людьми.
Важным моментом в предупреждении и преодолении тревожности является выработка эффективных моделей поведения в самых сложных для человека ситуациях.
Рекомендации для педагогов по взаимодействию с обучающимися разных групп риска и профилактики факторов риска возникновения трудностей в обучении
Разговор о важном
Тема: День народного единства
Тип урока: комбинированный (интегрированный) обучение с элементами игры.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, персональный компьютер с выходом в Интернет, презентация Microsoft PowerPoint по теме.
На уроке были поставлены следующие цели и задачи:
Углубить знания учащихся о смутном времени начала 19 века;
2. Способствовать укреплению чувства гордости за Родину;
3. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию на примере героев Народного ополчения 1611 - 1612 гг.;
4. Радость рождения и жизни в России, стремление унаследовать славные традиции русской истории, воспитания детей.
Анализ обучающимся сформированности компетенций
За время прохождения производственной (педагогической) практики я сформировала следующие компетенции:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Немов, Р. С. Психология: [Текст] Учебник. Книга для студентов вузов / Р.С. Немов. - М.: Личность. Институт ВЛАДОС, 1998. -416 с.
2. Ласая, Э. Тревога в пространстве отношений [Текст] / Э. Ласая // Журнал практической психологии. 3. - с. 18-20.
3.Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова, М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Образование: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревога [Текст] читатель / В.М. Астапов.-М.: Per Se, 2008.- 239с.
5. Кордуэлл, М. Психология. А - Я: Словарь-указатель [Текст] / М. Коруэлл К.С. Ткаченко. - М.: ЯРМАРКА - ПРЕСС, 2000. - 376с.
6. Кочубей, Б.. Лица и маски тревоги [Текст]: Воспитание школьника / Е. Новикова, Б. Кочубей.- 1999-№ 6- с.44-50.
7. Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Пер Се, 1969. - 252 с.
8. Май, Р. Тревожное расстройство [Текст] / Р. Май – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 432 с.
9. Прихожане, А.М. Тревожность у детей и подростков: психический статус и возраст [Текст] / А. М. Прихожан. - М.: Воронеж, 2000.- 305с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн - 2000. - подход: #"оправдать">. Головей Л.А. Практикум по психологии развития [Текст] Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- ул. : Речь, 2008.- 693с.