Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Разработка и проведение мастер-класса для педагогов ДОУ по теме исследования.
Конспект
«Логико-математические игры на бумаге в образовательной деятельности дошкольников»
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.
Задачи:
Познавательное развитие:
-формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
-развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу), через игру «Муравей идёт в гости», «Карандашик заблудился»;
-развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором»
Речевое развитие:
-учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
-совершенствовать диалогическую речь.
Художественно-эстетическое развитие:
- вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
-закреплять знания об основных формах предметов.
Задание 2. Подготовка интерактивных материалов пропедевтического характера для дальнейшего совершенствования психолого-педагогических условий преодоления актуальной проблемы развития детского творчества в условиях семейного воспитания.
Задание 4. Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося (категории обучающихся) с учетом особенностей развития и задач зоны ближайшего развития
1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за детьми.
2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за детьми во время образовательной деятельности.
3. Установление контакт с детьми. Контакт с детьми устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.
4. Сбор данных.
5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности детей, подбирается подходящая диагностическая методика.
6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются.
7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.
Задание 5. Подготовка и проведение контрольного эксперимента по теме исследования.
Задание 6. Обработка и письменное оформление результатов педагогической диагностики по теме исследования (контрольный эксперимент).
Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логической сферы
Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамичный характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
В пособии представлена организация работы по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Структура образовательной деятельности, представленная в пособии, сочетает и успешно решает задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приёмов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные и т.д.), помогает дошкольникам овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного мировоззрения, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Поэтому для развития всех логических операций было дополнительно использовано методическое пособие «Игралочка- ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. В нем представлены разнообразные логико-математические игры и упражнения, арифметические задачи на основе наглядности, простейшие задания по геометрии. Пособие использовалось как тетрадь для индивидуальной работы каждого ребенка.
Были поставлены следующие задачи работы:
-подобрать практический материал логико-математических заданий по работе с бумагой для развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста;
-обеспечить развитие всех логических приемов у детей старшего дошкольного возраста;
-проводить работу по формированию логической сферы детей старшего дошкольного возраста постоянно и систематически.
В основном в содержание клубной работы были включены логико-математические задания: «Рассеянный художник», «Недостающий предмет», «Продолжи ряд», «Составь по образцу», «Третий лишний» и многие другие. Чтобы эти задания постоянно вызывали интерес, они периодически менялись, изменялись варианты наглядности каждой игры.
Интерес к логико-математическим упражнениям становился устойчивым тогда, когда дети старшего дошкольного возраста видели свои успехи, проявляли умственное напряжение, могли увидеть проблемную ситуацию.
Особое внимание уделялось менее активным детям. Им предлагались игры в соответствии с их возможностями и умениями. Для детей со слабо сформированной логической сферой логико-математическое задание «Продолжи ряд» предлагалась с меньшим количеством элементов, а для детей с хорошо сформированной логической сферой, с большим количеством элементов. Задания на умение делать умозаключения для детей с несформированной логической сферой были представлены на наглядной основе, тогда как детям умеющим делать простейшие выводы и умозаключения было достаточно одного условия задания.
В конце проведенной организованной деятельности было проведено определение уровня сформированности логической сферы у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента. Были использованы те же самые диагностические задания, что и на констатирующем этапе.
Показать больше